Для одних экономический кризис — крушение далекоидущих планов, для других — поле новых возможностей. Ирина Хакамада рассказала, как выжать из текущей ситуации максимум выгоды.
Она успешная бизнес-вумен и яркий политик — в прошлом, писатель и общественный деятель — в настоящем. Насущные вопросы о пошатнувшейся экономике мы задали кандидату экономических наук и одной из умнейших женщин страны Ирине Хакамаде.
Идите в интернет. Онлайн-торговля актуальна как никогда и требует минимальных затрат.
А какие внутренние проблемы вы имеете в виду? Представьте нашу экономику в виде корпорации: она мало что производит, экспортирует практически только сырье. Если пригласить антикризисного менеджера, в первую очередь он будет смотреть, как управляется компания: кто принимает решения, почему корпорация не реагирует на требования рынка и не усиливает конкурентность продукции. На мой взгляд, главная проблема — неэффективность управления страной.
И вторая проблема: наша экономика определяется состоянием десятка крупных сырьевых компаний, которые обеспечивают около 60 % бюджета. Если они набрали долгов и идут вниз, то во всей экономике проблемы. А малый бизнес, который должен быть «подушкой безопасности», не развивается.
Какие возможности для малого бизнеса открывает кризис? Девальвация рубля и налоговые каникулы (нулевая налоговая ставка на два года для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 29 декабря 2014 г. — Прим. ред.) — выгодные условия, чтобы начать свое дело. Но у старт-апа должны быть минимальные затраты.
Во время депрессии и непредсказуемости первое правило бизнеса — экономия на основных фондах. Был у тебя дорогой офис — переезжай в более дешевый. Был парк машин – все продавай и бери на аутсорсинге по необходимости. Надо усиливать оборот и сохранять низкие цены, чтобы привлечь больше клиентов. Готовы люди тратить деньги на продукты и услуги? Да, они привыкли к определенному качеству. Если обеспечить им это качество за приемлемые деньги, то прибыль можно удержать за счет увеличения оборота. Но на сотрудниках экономить нельзя — наоборот, необходимо привлекать самые креативные мозги.
Пошив детской одежды — выгодное дело. покупать ребенку дорогие вещи многим теперь не по карману. Симпатичное и бюджетное пойдет на ура.
Если говорить о сферах бизнеса — для кого сейчас раздолье? Для тех, кто занимается продуктами питания. Чем дешевле, тем охотнее люди станут покупать. Человек всегда будет есть, всегда будет лечиться, пользоваться услугами — стричься, делать маникюр.
Цены растут тем не менее иногда вдвое. Бизнес не знает справедливости. Если потребитель лох и в панике скупает все подряд, почему бы этим не воспользоваться? Есть только один способ снизить цены — усилить конкуренцию. Когда продавец знает, что его пошлют на фиг с новым ценником, а на улице миллион других, торгующих тем же самым, тогда будут низкие цены. Но есть и позитив в нынешней ситуации.
Рядом с моим домом, например, открылся фермерский магазин LavkaLavka. На Гоголевском бульваре — магазин «Морошка». Я балдею! В «Лавке» есть фермерская колбаса, пельмени с треской, с капустой. В «Морошке» — омуль, нельма, в общем, драгоценная северная рыба.
Это благодаря запрету на импорт?
В «Морошке» мне прямо сказали: «Раньше мы вообще не могли эти продукты привезти, а теперь всем открыли шлюзы». Нам полезен такой урок. Может, впервые власть поймет, что нужно заниматься производством собственного товара, менять систему управления.
Маркетинговая идея — ваше все. Чтобы понять, что будет продаваться, определите, каких товаров и услуг не хватает вам и вашим знакомым.
Что посоветуете тем, кто хочет создать свой бизнес, но не знает, с чего начать, или боится? Первое: нужно найти маркетинговую идею, которая продается. Второе: свести к минимуму стартовую себестоимость, не нанимать сразу целый штат — пусть один человек выполняет десять функций. То есть не разводить понты: тут у меня бухгалтер, президент, вице-президент, тут красивый стол... И третье: двигаться маленькими шагами. И чем выше риск, тем шаг должен быть меньше. Так начать легче.
Например, у меня нет денег, но я сделаю первый шаг — посчитаю, много ли мне их надо. Часто говорят: «Мне нужен миллион». Какой миллион? На что? Посчитали: оказалось, можно осилить. Но одному страшно, лучше с партнером. Вот и ищи партнера. А люди сидят, мечтают, но ничего не делают. Потому что хотят все и сразу. Мы не технологичная нация, мы нация настроения. То у нас мечта, то у нас страх. То истерика, то бурная радость. Нужно потехнологичнее и поспокойнее. И все получится.
Мой мастер-класс «Кайф, драйв и карьера» придется кстати сегодня, когда все нервничают. Я расскажу, как быть успешной во время турбулентности.