Уроки доктора Лизы
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Новоселова. Российская Газета
Есть ли среди нас те, для кого помогать споткнувшимся или заболевшим, как дышать воздухом? Об этом фильм Оксаны Карас "Доктор Лиза", который 22 октября выходит в прокат. Что в нем страшная правда о людях "без определенного места жительства", а что - художественный вымысел, наш разговор с "наследницей" Елизаветы Глинки Натальей Авиловой, которая продолжает кормить и лечить бомжей на вокзале, летает за больными детьми на Донбасс.
Благотворительность - это прийти и положить деньги на стол. Милосердие - обнять бомжа, перебинтовать его разрушенную гангреной ногу. В этом причина конфликта в фонде "Справедливая помощь" после гибели Глинки в авиакатастрофе?
Наталья Авилова: Это вопрос о том, почему у людей, которые очень хотели нам помочь, войдя в "Справедливую помощь" после гибели Лизы, ничего не получилось. Они приходили и начинали строить на месте маленького Лизиного фонда системный фонд. Это были умные и талантливые менеджеры, но они приходили не по призванию. Многие говорили: "Что вы сидите в своем грязном подвале? Лиза - это бренд, можно под него сотни миллионов собрать. Но задача была не собрать как можно больше денег, а собрать вокруг себя как можно больше неравнодушных людей. А это не меньше, чем деньги. Никаких представительских офисов, роскошных автомобилей, аукционов, забегов - ничего подобного. Не надо из Суворова делать Менделеева. Лиза начала свою работу с одного бездомного, а сейчас у нас под опекой 240 семей.
Вы дружите с подопечными? Насколько можно сблизиться с теми, кому помогаете?
Наталья Авилова: Настолько, насколько они нас подпускают к себе. Невозможно не подружиться с Верой, эвакуированной с Донбасса. Или мальчиком Колей. Сейчас у него ремиссия онкологии, сестренка родилась. Сначала семья приходила за помощью, а теперь предлагает свою. Другой мальчик благодаря Лизе прожил целый год, сколько стихов выучил, песен спел. Угас после ее гибели через 10 месяцев. А родители стали нашими волонтерами.
С бездомными трудно дружить, поскольку ходят к нам самое большое год. Потом или умирают от болезней, или погибают…
В фильме один из бродяг - медицинское светило, академик, потерявший память, опустившийся на самое дно. Но в нужный момент блистает своим талантом реаниматолога... Вам не кажется, что история уж слишком сказочная?
Наталья Авилова: Не академик, но очень талантливый врач. У Елизаветы Петровны был Учитель, коллега и друг. Анестезиолог-реаниматолог. Заведующий отделением. У него она научилась всему: как вести себя в сложных ситуациях, как любить больных. Лиза рассказывала, что они еще долго переписывались, а потом он пропал. Пыталась найти, ей ответили, что уехал в Германию. И вдруг встретила Учителя у своего подвала на Пятницкой в страшном состоянии. Обнялись. Оказалось, что узнал о ней из газеты. Погибла вся семья, и жизнь стремительно покатилась под уклон…
Вы не поверили фильму. Это неудивительно.
Нам почему-то кажется, что "такое" с нами никогда не случится. Но к нам сейчас на вокзал за куском хлеба ходит актер, который снялся в 500 фильмах.
Офицеры, инженеры, художники, есть банкир. Талантливый журналист два года был бездомным. Жил в Подмосковье в бытовке без воды и отопления. Один бездомный оказался сотрудником госдепа США. Майкл явно был с каким-то аутическим расстройством. Явился сюда с чемоданчиком, ноутбуком. Говорил, что не согласен с режимом Трампа.
Прямо Сноуден…
Наталья Авилова: Нам удалось отыскать его маму. Позже его депортировали, но он опять сбежал из США. И таких историй полно. Но люди не хотят о них знать и слышать. Готовы купить тушенки, дать денег, но только не тратиться сердцем. Не хотят слышать о девочке пятилетней изнасилованной, опекаемой сейчас нами. Муж просит, не надо рассказывать, нашей дочке пять лет…
У престарелой балерины, которую спасает "академик", фамилия Волочкова… Это сарказм?
Наталья Авилова: Поверьте, это вовсе не намек на известную светскую львицу. К нам в фонд действительно приходит старушка Волочкова. Бывшая балерина. Если таких историй не замечать, они в фильме, конечно, покажутся нереальными.
А если бы вы снимали фильм про Глинку, какой бы он был?
Наталья Авилова: Может быть, она была бы не главной героиней. В центре - несколько историй человеческих трагедий, связанных между собой Лизиной страстью помогать тем, кому неоткуда ждать поддержки. И уж точно она в фильме не будет мадонной с младенцем или персонажем, втянутым в политические игры.
К сожалению, и в этом упрекали доктора после ее поездок на Донбасс и в Сирию…
Наталья Авилова: Они поехали на Донбасс с Эллой Памфиловой, потому что Совет по правам человека их туда послал. Лиза увидела детей в подвалах, разрушенные дома, врачей, которые не справляются с детскими ранениями. Решила: будем ездить туда, пока кто-то другой не начнет этим заниматься. То же самое было с Сирией. Во всем этом не было никогда политики. Единственное, что она хотела: чтобы власть имущие ее слышали и принимали полезные законы. Например, постановление правительства 1134, по которому дети Донбасса, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, теперь могут получать ее в России.
"Извините, мне тяжело, больно душе, я никому не нужна…" - слова, обращенные к Лизе Глинке. Это письмо - один из экспонатов небольшого, ей посвященного музея.
Сколько таких откровений ей приходилось слушать на Павелецком вокзале, где собирались люди с самого дна. И она всех слушала и всем помогала. Почему? Успешный муж, дом, дети - и вдруг бомжи, гнойные раны, умирающие нищие?
Наталья Авилова: Недавно к нам в фонд пришел Стивен Мао - продюсер, который в прошлом году получил Оскара за фильм "Кожа". Наш по духу человек. Теперь тоже помогает людям.
А Лиза говорила после каждого интервью: "Что они ко мне все пристали: почему я это делаю? А я не понимаю, почему люди идут в бухгалтеры. Вот это тяжело. Я помогаю, потому что мне легко это дается". В общем, никакого секрета здесь нет: человек работал по призванию. От себя добавлю. Когда мы подружились с Лизой, я была чиновником. Может быть, стала бы депутатом. И сейчас я понимаю, насколько бы я была несчастна.
Танюха (в фильме ее блестяще играла Догилева), "пионервожатая", староста бездомных, которая помогала Лизе на вокзале, жива?
Наталья Авилова: Умерла от пьянства еще при жизни Лизы. Она ее похоронила.
Правда, что Глинка выкупила целый участок, чтобы хоронить бездомных?
Наталья Авилова: Она покупала землю под конкретного умершего человека. Ее просили: "Мама Лиза, похорони меня по-православному, не в пакете". И она брала у мужа очередной костюм, надевала на умершего, выполняла последнюю волю.
Как удается все брать на сердце и не выгорать?
Наталья Авилова: Да, есть бездомные, общение с которыми - это час абсолютного стресса. Агрессия, обвинения во всех смертных грехах. Ну тогда мы просто жребий бросаем, кому разговаривать. Вот Татьяна, о которой вы вспомнили. Потом извинялась, мол, если бы меня в жизни кто-то вот так слушал, не говорил бы "иди ты на фиг", я бы была другая. Лиза говорила, что выгорание у нее бывает только при работе с чиновниками. Но никогда - с подопечными. Объясняла, что есть верные признаки кризиса. Это когда ты человека слушаешь на автомате, не включая сопереживание. В нашей работе нельзя без обнаженного сердца.
Елизавета Петровна в фильме крадет морфин для умирающего от онкологии ребенка. Это реальный случай?
Наталья Авилова: Нет. Но ситуации бывают разные. Особенно когда у тебя на руках необезболенный ребенок.
Какой памятник вы бы поставили Лизе?
Наталья Авилова: Он появится на Пятницкой, не обязательно реалистический. Фонтанчик, чтобы напоить жаждущего.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.