Глава МВД Франции Жеральд Дарманен был категоричен: "Страну ждет тяжелая неделя". И действительно, доведенные до отчаяния, французские фермеры в этот понедельник от слов перешли к делу, начав, как было объявлено накануне, осаду французской столицы. Бьют тревогу местные газеты, наводя страх на сограждан, выводя на первые полосы такие заголовки, как "Гнев крестьян докатился до Парижа" (Ouest-France), "Риск эскалации велик" (Les Echos) "Операция "Париж в осаде" началась!" (Le Parisien).
Свыше полутора тысяч тракторов, а то и более со всех уголков страны выдвинулись к Парижу, заблокировав все ключевые автотрассы, ведущие к городу. Расположились кто совсем недалеко от города на Сене, а кто в десятке-другом километров от него. На каждом блокпосту уже сосредоточены по сотне с лишним машин. Правда, по словам одного из руководителей крестьянской фронды, президента профсоюзной ассоциации "Молодые аграрии" Клемана Торпье, они пока "не собираются входить в Париж". Но это только пока. Если власти не ответят адекватно на требования фермеров, то нельзя исключить, что тракторные колонны все-таки окажутся на столичных площадях и авеню.
Такого развития событий центральные власти опасаются больше всего. Поэтому отмобилизовали 15 тысяч правоохранителей с тем, чтобы предотвратить крестьянское вторжение в Париж. На подступах к городу установлены кордоны из полицейских и жандармов. Под особый контроль взяты стратегические точки столицы - Елисейский и Матиньонский дворцы, министерство сельского хозяйства и, конечно, Елисейские Поля, где в свое время давали жару в прямом и переносном смыслах "желтые жилеты". Особые меры предприняты вокруг крупнейшего в стране и в Западной Европе оптового продовольственного рынка "Ранжис", что в десятке километров от Парижа. Именно оттуда идет снабжение города и прилегающих к нему департаментов столичного региона Иль-де-Франс. Наряду с Парижем он считается символической целью взбунтовавшихся крестьян, тяжелый труд которых, как они считают, не оценивается по достоинству правящими элитами страны. В то время, как, если судить по заявлению другого руководителя движения профильного профцентра сельхозработников FNSEA - Арно Руссо, они "навестить" знаковый рынок не планируют, более воинственно настроенные фермеры из департамента Ло и Гаронна решили по-своему. В этот понедельник утром 30 тракторов, стартовав с юга Франции, взяли курс на "Ранжис", где намереваются оказаться самое позднее к утру в среду.
Там их ждут… окрашенные в синий цвет бронетранспортеры французской жандармерии. Им отдан приказ ни в коем случае не пропускать лихих селян.
Французы с дрожью представляют себе эту битву стальных машин… Кстати, идентичные меры предприняты вокруг столичных аэропортов Шарль-де-Голль-Руасси и Орли, подъезды к которым также перегорожены БТРами.
Ну а как все эти бурные события переживают простые граждане? Первым делом я решил обзвонить французских знакомых, в основном тех, кто работает в Париже, а живет не так чтобы близко от него. Жан-Пьер, сотрудник одного из агентств по недвижимости, пустил в свое время корни в Мелёне, городе в 45 километрах к юго-востоку от столицы. Как правило, за час с небольшим добирается на своем "Ситроене" до офиса. На мой конкретный вопрос ответил:
- И не спрашивай. Знал, что обе автострады А6 и А5 перекрыты фермерами в районе городков Виллабе и Орди, поэтому решил пробраться в обход по местным, департаментским дорогам. Но они оказались настолько перегружены транспортом - грузовым и легковым, что пришлось вернуться домой. Мой шеф не удивился, когда ему об этом рассказал. Правда, решили с женой не терять время и отправиться в гипермаркет "Карфур", чтобы затовариться едой. Кто знает, как с ней будут обстоять дела из-за всех этих событий в ближайшие дни и недели.
Отметим, что такой логикой сейчас руководствуются многие его соотечественники и парижане в первую очередь. С тем, чтобы "прощупать пульс", отправился в крупный по местным меркам супермаркет "Монопри", что в километре с небольшим от Эйфелевой башни. Казалось, утром в понедельник народа должно было быть не так уж и много, но ошибся. Покупателей было больше, чем обычно. Они, не торопясь, но вполне методично, опускали в свои тележки-каталки "долгоиграющие" продукты. Консервированные овощи, такие же паштеты, печенье, разнообразные макаронные изделия. Особым спросом пользовались замороженные блюда и полуфабрикаты, которые укладывали в принесенные с собой термические пакеты. Сосредоточенные лица людей говорили об одном: надо запасаться. На всякий случай.
Кстати, некоторые полки не то чтобы опустели, но сильно похудели, и неизвестно, когда дирекция сможет их пополнить.
В некоторых магазинах, как, к примеру, в "супере" "Леклерк", это город Безье, что недалеко от средиземноморского побережья, уже начали появляться таблички, где администрация предупреждает клиентов о том, что из-за нынешних "манифестаций испытываются трудности с поставками товаров". Мол, не нас надо винить за их отсутствие. Тем временем французские власти обещают в ближайшие дни объявить о дополнительных мерах, чтобы успокоить крестьян. Что касается местных политиков и видных журналистов, то многие из них активно критикуют Эмманюэля Макрона и правительство. Так, к примеру, Марин Ле Пен заявила: "Они (нынешний президент и его команда) вот уже семь лет у власти, и чем все это время занимались, делая наивный вид, что не знали?". Фермеры в тяжелейшем положении: 18 процентов из них живут ниже уровня бедности. Не менее определенно высказался обозреватель газеты Figaro Николя Бавере: "Сельское хозяйство, которое долгое время считалось сильной стороной нашей экономики, стало жертвой самоубийства, организованного как французскими правящими кругами, так и европейскими".