Главы регионов один за другим рапортуют о начале масштабных проверок детских лагерей после трагедии в Карелии. В самой Карелии, как заявил губернатор Александр Худилайнен, уже — внезапно — выявлены проблемы.
Помимо властей на местах, свои комиссии в детские учреждения отправляют самые разные федеральные ведомства: Роспотребнадзор, Минздрав, МЧС, Следственный комитет, прокуратура и др. Все они проверяют условия в лагерях в рамках своих компетенций.
Однако проблема в том, что в России нет единого органа, который бы курировал детский отдых. Не существует ни одного федерального ведомства, в компетенцию которого входили бы все вопросы отдыха детей. В, казалось бы, профильных министерствах — Минобрнауки, Минздраве или Минтруде — лагерями занимаются лишь опосредованно. К примеру, Минтруд в основном собирает статистические данные от регионов.
На этих министерствах лежит основная ответственность, но выглядит это везде по-разному. Скажем, в Москве детский летний отдых находится в ведении департамента культуры, как и в большинстве регионов, в Подмосковье — в ведении министерства соцразвития, а где-то за детские летние лагеря отвечает министерство по делам молодежи и спорта. В итоге у семи нянек дитя без глаза.
Сейчас в правительстве по поручению президента разрабатывается проект федерального закона по организации детского оздоровления и отдыха, сообщила «Известиям» первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Борзова. В 2017 году планируется внести его на рассмотрение нижней палаты. Причем работа над документом началась еще до трагедии в Карелии.
— В планах правительства разработка законопроекта, где отдельно должны быть выделены субъекты права, ответственные за организацию детского отдыха, — сообщила парламентарий.
По ее словам, в документе будет идти речь о единых для всей страны нормах, касающихся организации детского отдыха. Сейчас их нет. На эту проблему в понедельник обратил внимание глава Минтруда Максим Топилин, предложивший ввести аккредитацию — по крайней мере, для экстремальных программ.
Ранее сенатор Елена Мизулина на страницах «Известий» отметила бессистемность существующей нормативной правовой базы по вопросам детского отдыха и оздоровления как на федеральном, так и на региональном уровне. Она предложила создать Единый всероссийский реестр загородных организаций отдыха детей и их оздоровления и координационный совет по организации детского отдыха и оздоровления в России.
В то же время Ольга Борзова подчеркнула, что отсутствие федерального закона о детском отдыхе не означает, что ответственность за это ни на ком не лежит — она лежит на региональных властях.
— Отдать всё бесконтрольно бизнесу, который будет увеличивать количество детей, и их в лагерях будет в два раза больше, чем положено по расписанию, неправильно. И центральный федеральный орган не сможет за это отвечать. Это не что иное, как полномочия субъекта. Существование Министерства здравоохранения Российской Федерации не означает, что нет нарушений в районных или областных больницах. Не контролирующие органы отвечают за это, а субъекты Российской Федерации, — сказала она.
Депутат напомнила, что сейчас многие в Карелии утверждают, что они говорили о проблемах.
— А что значит «говорили»? Они же не достигли результата, не добились, чтобы недостатки, о которых они говорили, были исправлены. Что угодно можно сделать, но нельзя вернуть жизни этих несчастных детей. Кроме того, нельзя перекладывать на стрелочника ответственность за трагедию, ни в коей мере нельзя допустить, чтобы отвечали эти фактически подростки, — заключила Ольга Борзова.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова предлагает идти дальше и создать целое ведомство, которое занималось бы всеми проблемами детей, а не только связанными с детским отдыхом.
— Нужно Министерство семьи и детей, — сказала она «Известиям». — В нашей Думе есть комитет по охране здоровья, по социальным вопросам, по образованию. Всё, что касается детей, относится к нашему комитету. В исполнительной власти такого нет.
По ее мнению, целесообразно было бы передать детские лагеря в ведение Минобрнауки, где они уже когда-то были.
В то же время парламентарий отметила и ответственность региональных властей, которые имели больше возможности повлиять на ситуацию. Хотя бы потому, что лучше знали ситуацию, чем столичные чиновники.
— Когда у лагеря есть все необходимые документы о том, что он может работать, что можно увидеть из Москвы? Их же много. А региональная власть вполне могла бы решить проблему, — считает Епифанова. — Контролирующие органы не выполняли своих функций. Это проблема плохого управления в регионе. На месте губернатора Карелии я бы просто ушла в отставку. А самый главный вопрос — почему с этим лагерем был заключен контракт на десятки миллионов рублей? По информации нашего депутата, глава поселения все годы бил тревогу, вызывал прокуратуру. Если бы они хотя бы в интернете посмотрели, то увидели бы отзывы детей из этого лагеря.