Дело о крупном ДТП с 19 погибшими в Забайкальском крае передано в Следственный комитет. Трагедия произошла 1 декабря недалеко от Сретенска - с моста упал рейсовый автобус с 40 пассажирами. По некоторым данным, водитель не справился с управлением из-за лопнувшего колеса, но точная причина аварии пока не называется. Владелец автобуса - индивидуальный предприниматель, его ждут проверки Ространснадзора и прокуратуры. Это происшествие лишний раз доказывает: в России необходимо усилить контроль над коммерческими пассажирскими перевозками - в частности, вернуть техосмотр автобусов ГИБДД и увеличить штрафы для ИП, заявили "Известиям" в общественном совете при Минтрансе.
КОЛЕСО ТРАГЕДИИ
Автобус Kia Granbird, выполнявший рейс Сретенск - Чита, упал с моста с высоты 9-12 м в замёрзшую реку Куэнга и перевернулся. В салоне находились 40 пассажиров. По последним данным, 19 человек погибли, в том числе водитель. Операция по спасению была завершена в воскресенье около 13.30 по московскому времени.
- 19 человек доставлены в центральные районные больницы Шилки, Нерчинска и Сретенска, - сказал "Известиям" начальник пресс-службы Управления МЧС России по Забайкальскому краю Антон Коренев.
Среди пострадавших один ребёнок, добавила руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Минздрава Забайкальского края Инга Николаева.
Сейчас решается вопрос о назначении компенсации пострадавшим и семьям погибших, пояснила "Известиям" пресс-секретарь главы Забайкальского края Елена Назарова.
Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 238 УК ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более человек"). Глава СК Александр Бастрыкин поставил ход расследования на контроль в центральном аппарате.
- Председатель Следственного комитета поручил изъять материалы дела по ДТП из органов внутренних дел для приобщения к нашему делу. Только мы будем расследовать этот инцидент, - подчеркнул "Известиям" старший помощник руководителя СУ СКР по Забайкальскому краю Егор Марков.
По некоторым данным, у автобуса лопнуло переднее колесо, из-за чего водитель не справился с управлением. Однако эта версия пока не нашла официального подтверждения. Следователям нужно время на выяснение причин произошедшего, подчеркнул Егор Марков.
В правительстве Забайкальского края "Известиям" сообщили: владелец автобуса - индивидуальный предприниматель. По данным СМИ, это 33-летний житель Читы Сергей Пнёв. Он заявил журналистам, что автобусом управлял опытный водитель, машина регулярно проходила техосмотр, имелась лицензия на перевозки.
По данным базы СПАРК, последний раз Ространснадзор проверял ИП в сентябре. Нарушений выявлено не было.
НЕДОСТАТОЧНО СТРОГО
В Ространснадзоре уже заявили, что проведут проверку перевозчика. Также этим ДТП занялась прокуратура Забайкальского края. Надзорное ведомство будет проверять не только перевозчика, но и органы власти, отвечающие "за безопасность на соответствующем участке дороги и владеющие мостом, с которого произошло падение автобуса".
Не исключено, что к беде привела трагическая случайность, однако в целом ситуация с коммерческими пассажирскими автобусами в последние годы вызывает тревогу, рассказала "Известиям" президент экспертного центра "Движение без опасности" и член общественного совета при Минтрансе Наталья Агре.
- Конечно, каждое происшествие - это совокупность факторов, - отметила эксперт. - Но если посмотреть статистику Госавтоинспекции, видно, что значительное количество ДТП происходит из-за ненадлежащего состояния транспортных средств. В последние три года и мы, и Госавтоинспекция настаивали, чтобы уравнять в ответственности физических и юридических лиц, в собственности которых находятся автобусы. Сегодня штрафы, которые платят юрлица за негодное состояние транспортных средств, на порядок выше, чем те, которые назначают частникам.
Например, за выпуск на линию транспортного средства без техосмотра юрлицам, согласно КоАП РФ, грозит штраф 50 тыс. рублей, ответственным должностным лицам - 500 рублей.
В отрасли есть и другая проблема, напрямую влияющая на безопасность перевозок, добавила Наталья Агре. Недавно обсуждался вопрос, чтобы вернуть хотя бы техосмотр автобусов в ведение ГИБДД. Сейчас ТО проводят частные компании - операторы, аккредитованные Российским союзом автостраховщиков. Автобусы должны проходить эту процедуру один раз в шесть месяцев. Оператор заполняет диагностическую карту, в которой содержатся сведения о том, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности.
- По нынешним правилам пассажирский коммерческий транспорт не проверяют достаточно строго и тщательно, - полагает Наталья Агре.
Выводы о причинах конкретного ДТП делать пока рано, но наводить порядок в коммерческих перевозках, безусловно, необходимо, считает бывший глава ГИБДД Владимир Фёдоров. Он также согласен, что с частных владельцев автобусов спрашивать надо строже - существует схема, при которой ТС покупают якобы для того, чтобы возить семью, а в итоге зарабатывают, не будучи обременёнными строгим контролем. Сейчас, в предновогодние дни, водителям надо быть особенно внимательными, а ГАИ следует строже относиться к соблюдению ПДД, считает Владимир Фёдоров.
Крупные ДТП с участием автобусов в 2019 году
3 февраля в Калужской области опрокинулся автобус с детьми, которые направлялись из города Ярцево Смоленской области в Калугу для участия в конкурсе. Жертвами трагедии стали семь человек, в том числе трое детей. Пострадали 35 человек.
8 февраля в Кемеровской области вахтовый автобус упал с высоты более 40 м. Шесть че19 февраля на трассе М4 "Дон" в Ростовской области столкнулись "КамАЗ", пассажирский микроавтобус и иномарка. Погибли шесть человек.
И 15 июня на автодороге Воронеж - Луганск столкнулись Ford Focus и микроавтобус Volkswagen Transporter. В ДТП погибли восемь человек. Спаслась только десятилетняя девочка.
14 июля в Архангельском районе Башкирии перевернулся автобус с 39 туристами из Татарстана. Погибли шесть человек.
И 6 августа на трассе М5 "Урал" микроавтобус Mercedes-Benz Vito выехал на встречку и столкнулся с автомобилем Toyota Land Cruiser. Погибли шесть человек, включая 14-летнюю девочку, восемь попали в больницу.
14 сентября в Ярославской области, около села Заячий-Холм, произошло лобовое столкновение автобуса "ПАЗ" с грузовиком, который выехал на встречку. В аварии погибли девять человек, 28 пострадали.
26 октября в Алтайском крае на федеральной трассе А322 столкнулись минивэн Nissan и частный микроавтобус, который вёз фольклорную группу "Сударушки". Погибли восемь человек, в том числе ребёнок, пострадали пятеро.
24 ноября на автодороге Оренбург - Акбулак фура столкнулась с микроавтобусом, и он вылетел на встречную полосу движения. Погибли шесть человек, в том числе ребёнок, трое пострадали.