Правительство вынесло отрицательное заключение на депутатский законопроект о восстановлении индексации страховой пенсии с 1 января 2024 года пенсионерам, работающим в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения и социального обслуживания. На ветеранов денег нет и, похоже, в обозримом будущем не предвидится.
Хотя касательно пенсионного законопроекта, отвергнутого парламентским большинством Госдумы, в Конституции черным по белому записано: «В РФ осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год». А 4 января 2021 года на сайте Кремля сообщалось, что президент Владимир Путин утвердил перечень поручений, в числе которых есть и такое: «Правительству необходимо представить предложения по вопросу индексации пенсий работающих пенсионеров до 1 февраля 2021 года». После чего первый зампред комитета Госдумы по труду Михаил Тарасенко заявил, что после всех необходимых законодательных изменений приступить к индексации можно будет уже весной 2021-го. Сегодня депутат Тарасенко занимает в Госдуме ту же должность, но об индексации для работающих пенсионеров помалкивает.
Против тогда был лишь один человек — глава Минфина Антон Силуанов. «Каждый пенсионер принимает решение — работать, вести активный образ жизни или уйти на пенсию», — заявил министр. И добавил, что «поддержка нужнее работающим пенсионерам». Его слово оказалось весомее президентского. Силуанов и сегодня против. Хотя новый законопроект, внесенный депутатами «малых партий», предлагал восстановить индексацию лишь учителям, врачам, социальным работникам. Что увеличило бы им с нынешних 14 тысяч рублей (средняя пенсия работающего) до 19 тысяч (пенсия неработающего).
И тут без сравнений не обойтись. В международном рейтинге стран, составляемом по размерам пенсионного обеспечения, Россия занимает 42-е место — между Казахстаном и Чили. В бывшей советской республике уже объявлено, что в следующем году средний размер пенсий по старости (в пересчете на рубли) с 24,5 тысячи подрастет на 2,2 тысячи руб-лей, то есть на 9%, а в Чили — с 37 360 рублей на 1870 рублей, то есть на 5%. Все это без разделения на работающих и неработающих.
В Германии индексация прошла в июле: в западных землях прибавка составила 44 евро, в восточных — 58 евро. А ведет ли пенсионер активный образ жизни или сидит на печи, решает он сам, без вмешательства государства. В Чехии в связи с высокой инфляцией в июне провели внеочередную индексацию: каждому пенсионеру добавили по 750 крон (3118 рублей), и средняя пенсия превысила 20 тысяч крон. В Венгрии индексация прошла еще в январе — всем пенсионерам прибавили по 67 евро. В Литве министерство социальной защиты и труда объявило, что в 2024 году пенсия вырастет на 66 евро — до 605 евро — и достигнет 45,9% от средней зарплаты на руки. И лишь в Израиле пенсии дифференцировали в зависимости от размера дополнительных трудовых доходов. До 2022 года с каждого пенсионера, который зарабатывал более 6014 шекелей (145,3 тысячи рублей), помимо средней пенсии в 6 тысяч шекелей высчитывалось 60% с каждого дополнительно заработанного шекеля. С нынешнего года размер «ненаказуемого» дополнительного заработка повышен до 7750 шекелей — 187,3 тысячи рублей. И лишь сверх того израильский пенсионер, получающий госпенсию, платит дополнительный налог. Согласитесь, такие условия понравились бы и россиянам... Однако наше правительство выступает категорически против введения прогрессивного налога на сверхдоходы, зато недрогнувшей рукой лишает сограждан законной (конституционной!) пенсионной индексации.
Результат: если в 2015 году в стране насчитывалось почти 15 млн работающих пенсионеров, то в 2023-м их было зарегистрировано меньше 8 млн, сообщили в Росстате. А все потому, что власти не захотели повысить этим людям пенсии в 2016 году на 4%, в 2017-м — на 5,8%, в 2018-м — на 3,7%, в 2019-м — на 7,05%, в 2020-м — на 6,6%, в 2021-м — на 6,3%, в 2022-м — на 8,6%, в 2023-м — на 4,8%. В результате размер пенсии каждого неработающего пенсионера за эти годы увеличился на 46,85%, а каждого работающего — меньше чем по 300 рублей в год.
Но в последние два-три года многие из пенсионеров начали временно увольняться с работы, чтобы получить индексацию за пропущенные годы. Власть об этом знает, тем более даже в официальных соцсетях появились советы, как обхитрить систему, которая правительством же и была сформирована. «Как увеличить пенсию, если человек работает после достижения пенсионного возраста?» В Telegram-канале портала «Объясняем.рф» (сайт запущен правительством для информирования граждан по самым актуальным вопросам) 25 августа с пометкой «Вопросы читателей» появилась подробная публикация на сей счет. Но еще раньше, как рассказывает депутат Госдумы от Партии роста Оксана Дмитриева, численность работающих пенсионеров, лишенных полноценной индексации, начала колебаться вокруг 7,3 млн человек.
Дальше — больше: если раньше для получения пенсионной индексации требовалось увольняться на три месяца, то теперь достаточно одного. И в интернете уже можно найти данные, что в 2022 году таких «уйди-приди работников» пенсионного возраста в стране оказалось аж 900 тысяч! Выгоду нетрудно посчитать. Среднестатистический пенсионер с 2015 года, получавший 15-тысячную пенсию и уволившийся с работы, а затем вновь устроившийся на то же место, сразу повышал себе пенсию более чем до 22 тысяч. Мой знакомый врач-ортопед, «индексировавшись» таким нехитрым способом, только за последний год получил на свой пенсионный счет дополнительно около 140 тысяч рублей. Теоретически в будущем году он может повысить свою пенсию еще на 7,5%, если опять уволится и через месяц вернется на прежнее рабочее место.
«Нет, невыгодно, — вздыхает мой собеседник. — Даже временное увольнение связано с потерей месячной зарплаты, а она больше годовой пенсионной прибавки. Если увольняться, то надо подождать пять-шесть лет, когда индексаций накопится поболее». И ведь многие будут дожидаться!
Но давайте заодно подсчитаем потери государства от замены нормальной пенсионной индексации нынешней «псевдоиндексацией». Во-первых, налоги. По данным Росстата, среднестатистический работающий пенсионер зарабатывает 60 тысяч в месяц, из которых платит НДФЛ — 7800 рублей. Кроме того, работодатель платит за каждого работника всяких налогов и взносов около 40% от размера зарплаты — это еще 24 тысячи. Если эти люди уйдут с работы в погоне за индексацией, то прямые налоговые потери государства — 31 800 рублей с каждого.
А еще специалисты знают, что каждая страна имеет важнейший показатель состояния своей экономики — ВВП на душу населения. Грубо говоря, это размер годового дохода, который получает государство от деятельности каждого гражданина включая младенцев (общий доход страны делится на численность населения). В России этот показатель невысок, но все же оценивается в 10 079 долларов, или в миллион рублей. И если в прошлом году в России 900 тысяч человек не работали целый месяц, потерю для страны можно оценить в 950 млрд. И прибавьте сюда 28,6 млрд рублей потерь от неуплаченных (с безработных!) налогов. Это все цена отказа от нормальной индексации пенсий.
Учтем: с каждым годом в стране будут появляться все новые и новые возрастные пенсионеры с «накопленной» пятилетней индексацией, которые будут увольняться на месяц-полтора и возвращаться на работу. И государство продолжит терять миллиарды на этих увольнениях? Но есть неменьшая беда от неуважительного отношения к работающим пенсионерам: они уходят из профессии. Как говорит депутат Госдумы и авторитетный экономист Оксана Дмитриева, «утверждения о том, что работающие пенсионеры занимают непрестижные низкооплачиваемые места, в корне не соответствует фактам». По ее данным, почти каждый десятый работающий пенсионер занимает руководящие должности. Каждый четвертый — «специалист высшего уровня квалификации (мужчины трудятся в сфере науки и техники, женщины — учителями и врачами)». В дополнение к этому около 10% — «специалисты среднего уровня квалификации: преимущественно женщины-медики». Еще 13% — это квалифицированные рабочие в промышленности: 80% — мужчины.
То есть, как говорит Дмитриева, старшее поколение как укреп-ляло научно-промышленный и образовательный потенциал страны, так и продолжает его укреплять. А значит, отметим, довольно странно «наказывать» старшее поколение рублем за то, что оно трудится на столь важных участках. Между тем потребность в пенсионерах растет. По данным аналитиков интернет-сервиса «Авито. Работа», число вакансий, подходящих сотрудникам пенсионного возраста, в сентябре 2023 года выросло в стране в 2,7 раза. Более чем вдвое выросло число предложений о работе для пожилых работников строительной отрасли, а также в сельском хозяйстве. Закрывать эти бреши на рынке труда нечем. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов подтверждает: из-за того, что не производится индексация пенсий работающим пенсионерам, оголяются многие сферы, особенно те, что касаются тяжелых, но низкооплачиваемых работ. Это относится к образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству.
Кстати
А еще у пенсионеров появилась новая ниша для приложения своих сил и знаний и повышения личного благосостояния. Эта ниша — работа в качестве самозанятого. Который при заработке не выше 2,4 млн рублей в год не считается работающим. И может получать индексированную пенсию. Может быть, поэтому к концу 2023 года в стране может остаться менее 6 млн работающих пенсионеров — с дальнейшим сокращением?