В Турции существует угроза здоровью российских граждан, сообщил Ростуризм. Ведомство потребовало от турфирм сообщать своим клиентам об эпидемиологической обстановке на местных курортах. При этом подчеркивается, что граждане вправе отказаться от уже оплаченного тура и им обязаны вернуть деньги.
В размещенной на сайте Ростуризма инструкции сказано, что в сложившейся ситуации турист имеет право расторгнуть договор, изменить сроки поездки или ее направление. Если решение об отказе от путевки он принял до отъезда, ему должны вернуть денежную сумму, равную общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг. Примерно такие же разъяснения дал на днях и Роспотребнадзор.
Это заявление Ростуризма вместе с многочисленными сообщениями СМИ о "страшном" вирусе спутало планы многих отпускников. Одни звонят на "горячую линию" Роспотребнадзора, пытаясь узнать, насколько рискованно ехать к морю. Другие, как уже не раз бывало в подобных ситуациях, понимают подобные заявления как руководство к действию и предпочитают отказаться от поездки, рассчитывая получить обратно свои деньги.
На самом деле все не так просто. Российское законодательство, на которое ссылается ведомство, указывает, что в случае наступления обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы безопасности в стране временного пребывания, турист, действительно, вправе потребовать расторжения договора о реализации турпродукта или его изменения. Но - внимание! - в судебном порядке. И только после этого рассчитывать на полный возврат денег. До решения суда ни турагентство, ни туроператор, скорее всего, полную стоимость тура возвращать не станут.
Все дело в неоднозначности трактовки закона о туризме. Туроператоры читают его так: возврат полной стоимости тура производится только после расторжения договора в судебном порядке. Однако в Роспотребнадзоре разъясняют, что стоимость турпродукта может возвращаться как в судебном, так и досудебном порядке. Например, когда есть ссылка на существенные изменения обстоятельств после заключения договора. А официальные заявления об угрозе безопасности, как в случае с вирусом Коксаки, - это и есть "существенное изменение обстоятельств".
Глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов подтверждает: суды в подобных ситуациях почти всегда выносят решение в пользу туристов. Но тут возникает другая коллизия: для иностранных отелей и авиаперевозчиков решения Ростуризма не являются основанием возврата денег, все убытки ложатся на туроператора. "Одновременный возврат большой суммы может обанкротить среднего размера компанию. Поэтому многие туроператоры тянут время - отказывают в возврате денег, посылают в суд, понимая, что они все равно проиграют, но это произойдет нескоро", - продолжает Мохов, добавляя, что на подобные события не распространяется действие страховой ответственности туроператора, если компания не прекращает деятельность.
В РСТ также сообщили, что массовых отказов от путевок в Турцию пока нет, но туристы напуганы. Некоторые хотят поменять дату поездки или сменить направление. Но найти достойную по качеству и стоимости альтернативу Турции в разгар сезона отпусков довольно сложно. Кто-то запрашивает европейские направления, но тут возникает вопрос с визами. Поэтому большинство все же соглашаются не отменять отпуск и оставить все, как есть.
Роспотребнадзор сейчас проверяет российские курорты на наличие вируса Коксаки. В частности, в Крыму это заболевание не выявлено.
Наиболее опасными считаются курорты Анталия, Кемер, Аланья, Сиде, Белек. Но турецкая сторона по-прежнему настаивает, что эпидемии нет.
Как уберечься, если вы уже на курорте
Специалисты Роспотребнадзора подготовили памятку для туристов, которая будет полезной не только нашим туристам в Турции, но и во время пребывания на любом курорте:
- старайтесь не контактировать с заболевшими людьми, но поскольку носителем вируса может быть и здоровый человек (ребенок), для маленьких детей лучше ограничить контакты со сверстниками;
- соблюдайте правила личной гигиены: почаще мойте руки, а перед едой, после возвращения с улицы и после каждого посещения туалета - это обязательно;
- соблюдайте "респираторный этикет": при кашле и чихании прикрывайте нос и рот одноразовыми платками;
- пользуйтесь индивидуальной посудой, следите за чистотой предметов ухода за маленькими детьми;
- тщательно мойте овощи и фрукты;
- проводите влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств, чаще проветривайте помещения;
- не купайтесь в непроточных водоемах и фонтанах;
- не пейте воду из непроверенных источников; при употреблении напитков в общественных точках и из питьевых фонтанчиков используйте индивидуальный одноразовый стакан.