Минэнерго пообещало урегулировать ситуацию с нехваткой топлива и ростом его стоимости за две недели. Об этом представители министерства заявили в ходе оперативного совещания в Минсельхозе 30 августа. Как узнали «Известия», его участники обсудили риски срыва уборочной и посевной кампаний из-за проблем с дизелем. Самая сложная ситуация сложилась в Крыму, Ставропольском и Краснодарском краях. В качестве одной из мер Министерство энергетики предлагает переориентировать поставки с экспорта внутрь страны. В том, какие еще шаги планируют сделать власти для стабилизации топливного рынка в России и какие угрозы видят в недостатке горючего аграрии, разбирались «Известия».
Представители Минэнерго взяли две недели для обеспечения доступности топлива и урегулирования цен на него в мелком опте, сообщил он.
Наличие проблемы «Известиям» подтвердили знакомые с повесткой оперштаба аграрии.
— Рост стоимости дизельного топлива просто космический. Цена за литр уже от 90 рублей, — сказал фермер из Ставропольского края, руководитель регионального отделения Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Сергей Колесников. — Но даже по этой стоимости у нас нет топлива: и в опте, и на АЗС. А сейчас у нас идет уборка кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы. Чтобы вывозить этот урожай, нужны «КамАЗы», у которых расход топлива очень большой. Это просто блокирует работу.
С фермерами согласен и руководитель ООО «Добровольное» из Ставропольского края (занимается выращиванием зерновых культур) Петр Коротченко.
— Из-за нехватки топлива сегодня есть угроза, что мы не посеем озимый урожай, а сеять его в неподготовленную землю бессмысленно. Дизель у нас сегодня продается в ограниченных объемах. Многие хозяйства закупают этот минимум, который они вырабатывают за несколько дней, а потом их техника просто стоит в поле, — объяснил он.
Всё это накладывает отпечаток и на возможности аграриев продавать уже собранный урожай, который необходимо перевозить к точкам сбыта, но средств на это нет. ГСМ в составе себестоимости продукции составляет уже 30%, добавил Петр Коротченко.
— Нам надо возить на переработку сахарную свеклу на расстояние 90 км. Это требует большого количества дизельного топлива, а его осталось только на две недели. Мы очень обеспокоены таким положением, — сообщил руководитель СПК (Колхоз) «Знамя Ленина» из Краснодарского края Юрий Хараман.
Цены на дизель в России начали расти в конце июля – начале августа. По данным Росстата, его стоимость на АЗС за четыре недели выросла на 1,4%, до 59,27 рубля за литр.
В конце августа тревогу забили грузоперевозчики — они призвали власти ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей за литр, писали «Известия». В письме ассоциации «Грузавтотранс» главе кабмина Михаилу Мишустину от 22 августа они сообщили, что всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10% и уже стоит около 68–70 рублей за литр.
На контроле у президента
Сложности, возникшие у аграриев, сегодня признают и в Минсельхозе. На совещании оперштаба глава министерства Дмитрий Патрушев признал, что ситуация напряженная. По его словам, скачки цен на топливо зафиксированы в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Калужской областях, республиках Мордовия и Татарстан.
— Помимо этого, ряд субъектов, включая такие крупные аграрные регионы, как Ставропольский и Краснодарский края, а также Крым, говорят о низких запасах топлива, — сообщили в Минсельхозе по итогам совещания.
При этом в тот же день вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что в России дефицита предложения топлива на внутреннем рынке нет, а на бирже наблюдается баланс. Новак добавил, что правительство совместно с потребителями из отрасли сельского хозяйства работает над тем, чтобы не допустить колебаний цен на топливо в стране.
В пресс-службе Минэнерго «Известиям» заявили, что ведомством предусмотрены меры, направленные на стабильное обеспечение моторными топливами субъектов РФ. При этом конкретные сроки, когда проблема будет решена, там называть не стали.
В числе мер Минэнерго — удовлетворение спроса на моторное топливо на внутреннем рынке за счет биржевых торгов в основную и дополнительную сессию. Кроме того, должна помочь переориентация поставок с экспорта внутрь страны. Также предусмотрены приостановка или минимизация новых отгрузок на экспорт бензина и ограничение экспорта дизеля и сжижженных углеводородных газов (СУГ) — до стабилизации ситуации на внутреннем рынке.
Помимо этого, в Минэнерго обещают во время плановых ремонтов НПЗ увеличить загрузку нефтью работающих заводов. В министерстве также предлагают сформировать ограниченный список экспортеров нефтепродуктов — чтобы не допустить вывоз перекупщиками топлива на экспорт.
В ведомстве считают целесообразным повысить приоритет нефтеналивных грузов, СУГ и продукции нефтехимии в очереди отгрузок РЖД.
— Ритмичность доставки нефтепродуктов в южном и восточном направлениях взята на особый контроль Минэнерго и РЖД, — добавили в министерстве.
Тема, связанная с ценами на бензин, находится в поле зрения президента РФ Владимира Путина, заявил 31 августа пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
— Он постоянно обсуждает ее с правительством, — сообщил Песков СМИ.
По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрия Гусева, аграрии сами допустили такую ситуацию.
— Любой производственный процесс требует вовлечения руководства в процесс обеспечения ресурсами. Топливо наряду с удобрениями и зерном является одним из немногих ресурсов, необходимых сельхозпроизводителям. И все эти ресурсы считаются рыночными — то есть торгуемыми и на российских, и на зарубежных биржах. А раз это биржевой товар, то всегда можно застраховать риски изменения цен путем процедуры так называемого хеджирования, — отметил он.
По словам Дмитрия Гусева, к такой схеме всегда прибегают трейдеры, которые работают с экспортом российского зерна.
— Это простой банковский инструмент, который предполагает усреднение цены закупки топлива, гарантию его поставки и отсутствие возможности приобретения топлива по максимальной цене. Почему этим сельхозпроизводители не занимаются — большой вопрос, — отметил эксперт.
У отрасли есть все инструменты для снижения затрат и в конечном итоге — снижения стоимости зерна на внутреннем рынке, но аграрии предпочитают требовать субсидии, добавил Дмитрий Гусев.
Ключевая проблема российского топливного рынка — в дисбалансе биржевого спроса и предложения, когда внутренний спрос и внешний спрос растут в силу сезонных факторов, а предложение через биржу — нет, сказал «Известиям» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
— Поэтому необходимо значительно увеличивать объем предложения через биржу. Кроме того, требуется изменить график ремонтов НПЗ и привести его в соответствие с сезонными колебаниями спроса. Также данные о ремонтах должны быть публичными, чтобы сторона спроса могла нормально планировать закупки нефтепродуктов, — сказал он.
Кроме того, по мнению Павла Баженова, необходимо ввести контроль за серым экспортом нефтепродуктов, чтобы реализованный продукт оставался внутри страны.