Единый федеральный информационный ресурс с персональными данными россиян начнет работать с 1 января 2026 года. В нем будут храниться сведения о каждом, кто постоянно или временно проживает на территории России. Информация будет доступна не только органам власти, но и самим гражданам – но только о самих себе. Предполагается, что это упростит получение выписок, справок и социальных выплат, а также покончит с неуплатой налогов. При этом эксперты отмечают, что пока не ясно, как будет обеспечиваться информационная безопасность системы, ведь хранящиеся в ней данные имеют большую ценность для коммерческого использования.
Порядок создания и ведения реестра установит закон «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его проект был внесен в Госдуму правительством РФ и прошел уже второе чтение, подарившее бесплатный доступ к всероссийской базе данных физлицам и нотариусам.
Ресурс будет содержать персональные данные обо всех гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, о трудовых мигрантах, беженцах и получивших временное убежище в стране. Он объединит в себе базы данных различных ведомств: МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС и государственных внебюджетных фондов – всего 12 поставщиков информации. Это такие данные как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи, данные о регистрации по месту жительства, образовании, воинском учете и тд.
Единый федеральный регистр будет создан на основе электронного реестра актов гражданского состояния, который ведется с октября 2018 года. Работа до сих пор идет и будет закончена к концу 2020 года – оцифровке подлежат более 500 млн исторических записей, начиная с 1926 года. Все данные о каждом человеке будут выстраиваться в одну цепочку в хронологическом порядке: когда он родился, где учился и работал, какие налоги платит, на ком женился, кто его дети, когда и в связи с какими условиями поменял семейное положение, фамилию, гражданство или пол.
Оператором этой системы является Федеральная налоговая служба, она же уполномочена вести новый ресурс и обеспечивать защиту сведений в нем.
«В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных. Для создания инфраструктуры ресурса в первую очередь будет рассматриваться использование инфраструктуры ведения реестра ЗАГС. Уже сейчас он ведётся исключительно на отечественном оборудовании и с использованием отечественного программного обеспечения», – рассказала первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, представляя законопроект депутатам.
По ее словам, создание ресурса позволит обеспечить достоверность и актуальность информации, сократить сроки и повысить качество оказания государственных услуг.
Также цель создания системы, заявленная в законопроекте, – укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. Ожидается, что единая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении социальной поддержки и уплаты налогов. Ее появление упростит обмен информацией между различными ведомствами.
Во втором чтении к этим положениям добавилось несколько новаций. Так, право получать информацию из регистра дали гражданам и их законным представителям. Речь идет только о сведениях, касающихся непосредственно их самих, и о запросах, которые поступали о нем. Если человек обнаружит ошибку в собственных данных, то по его запросу уполномоченные органы обязаны исправить ее в течение пяти рабочих дней. Раньше предполагалось, что ресурс создается только для доступа государственных и муниципальных органов, судов, прокуратуры, дознания или следствия, ФСИН, МФЦ, Росстата, избиркомов и тп.
Сведения будут предоставляться в электронной форме бесплатно через портал госуслуг: после идентификации они станут доступны в личном кабинете.
Также единую базу данных разрешили использовать для совершения нотариальных действий. Благодаря этому гражданам не придется больше оформлять выписки и справки и заверять их у нотариуса. Сбор информации будет происходить в автоматическом режиме.
Кроме этого, в регистре будет специальный раздел о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной. Он будет закрыт, а информация в нем зашифрована.
Реестр должен начать работать в полной мере с 1 января 2026 года, до 31 декабря 2025 года устанавливается переходный период, в течение которого ведомства должны создать все необходимые для этого инструменты.
Создание единой базы россиян это неизбежный шаг на пути к цифровизации страны, говорит председатель комитета по IT Московского отделения «Деловой России», разработчик облачных хранилищ Никита Северинов. Аналогичная система работает, например, в США, где водительские права или идентификационная карта (электронный паспорт) – связующие звенья во всех государственных органах и системах.
При должной автоматизации правительственных структур такая база данных поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству.
«За создание подобной информационной системы и базы данных, должны отвечать высококвалифицированные специалисты в ИТ-отрасли, которые используют передовые системы безопасности и технологии в реализации ИТ-проектов. Очень важно сконцентрировать внимание на команде разработчиков, аппаратной части, технологиях, отказоустойчивости, регламенте предоставления доступа к такой системе. Сейчас очень сложно сказать на сто процентов – безопасна или нет «Единая база россиян». Любую информационную систему можно подвергнуть атаке или взлому, как технически, так и используя социальный инжиниринг, и здесь важно оперативно выявлять, реагировать и устранять такие угрозы», – подчеркнул он.
Автоматизация и систематизация данных при их надежном хранении и использовании во благо граждан могут быть достаточно полезными, отмечает исполнительный директор VRT, эксперт в области цифровой трансформации Константин Негачев.
«В то же время не ясно, каким образом будут собираться данные граждан, ведь для их сбора и хранения требуется разрешение. Не ясно, каким образом будут храниться такие данные. Очень важно обеспечить безопасное хранение таких данных, невозможность получения доступа извне – граждане должны быть уверены, что их данные не попадут в даркнет, из-за чего вполне может появиться возможность осуществления разного рода мошеннических действий», – предупреждает он.
ФНС России уже располагает определенной базой по контролю за движением денежных средств населения, говорит директор Института развития правового общества Дарья Гладыш. Создание данного реестра призвано реализовать профильный нацпроект, направленный на поддержку сектора малого и среднего бизнеса. К 2024 году, согласно указам президента, необходимо легализовать деятельность порядка 2,5 млн граждан, и единая база данных должна облегчить эту масштабную задачу.
«По градации Всемирного банка, доля теневой экономики в России уже 7 лет остается на уровне 40%. Следовательно, госбюджет недобирает налогов на 3 трлн руб., а страна стабильно удерживает 4-е место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира: нас опережают только Украина, Нигерия и Азербайджан. Оценки Росстата обозначают кратно меньшую цифру – порядка 16%, но и с такими показателями проблема остается значимой, – говорит Гладыш. – Единая база устранит рамочность налоговых процедуралов, упростив контроль за уплатой налогов, перемещением средств, активов и финансовых потоков. Это административное улучшение повысит гражданские обязательства, усилив персональный учет».
Кроме того, единый информационный ресурс упростит контроль за выводом средств из российской экономики, отмечает она. Предполагается, что решение этих социально-экономических задач будет связано с пресечением конкретных каналов вывода денег. Сегодня из отечественного оборота «исчезают» финансы, конвертированные не только в электронные валюты. Например, за последние пять лет россияне стали чаще интересоваться, кувейтским динаром – самой дорогой валютой в мире, ограничений на ввоз и вывоз которой в самом Кувейте нет.
«В вопросах налогового администрирования, крайне важных для любого государства, тоже нужно обрести золотое сечение. Найти свой этический принцип, чтобы действия ФНС не устрашали и не приводили к оттокам финансовых ресурсов из-за обычного человеческого осторожничанья. А также не увеличивали бы реальное давление на бизнес», – полагает Гладыш.
Данный ресурс должен стать стержневым каталогом для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, потому что именно он будет обеспечивать учет населения, отмечает член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян. При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. Так же не ясно иерархическое взаимодействие между этим ресурсом и иными госреестрами.
«Абсолютно не ясно, что все-таки будет главным информационным ресурсом, по которому планируется осуществляться сверка этих данных. Закон сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться в этом ресурсе. Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физическое лицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе оказывать влияние на эту информацию. Ставится вопрос о том, как будут устранятся случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки что будет считаться первым достоверным источником?», – пояснила она.
Кроме того, подчеркивает Авакян, если этот ресурс основополагающий, то в законе должны быть четко прописаны нормы и правила, каким образом будет происходить обновление информации в иных государственных ресурсах.
То есть физическое лицо меняет о себе данные в режиме «одного окна». Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не должна изменяться. Только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата его цифрового аватара. Также не может произвольно изменяться информация о внешности. Причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.
Также в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях. Должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации, условно, в течение 150 лет с момента внесения, считает член Совета ФПА. Очевидно, что от перехода одних технологий в другие, данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных.
Очень важно, чтобы любые юридически значимые действия были известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.
Кроме того, в законопроекте не указано, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование данных, и не прописана процедура их восстановления в случае информационных атак.
Также вызывает недоумение, почему именно ФНС будет вести реестр, ведь эта служба имеет своей целью не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания. Если Минюст РФ отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы должны либо контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние, полагает она.
Но самый большой вопрос – это, конечно, утечка данных, подчеркивает Авакян.
«Фактически на базе государственного реестра создается система, которая обеспечивает лишь «псевдо обезличивание» данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести персонализацию данных. Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется их использование. Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования», – отмечает эксперт.
По мнению члена Совета ФПА, у граждан должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Государство должно обеспечить право на тайну частной жизни.