К исходу третьей недели забастовки дальнобойщиков власти, наконец, решились на нее официально отреагировать. Росавтодор и Минтранс выступили с серией опровержений о том, что никаких массовых перебоев с перевозками грузов и поставками продуктов в магазины нет, а все подобные сообщения — вздор и измышления.
По данным чиновников, в стачке участвует всего около 200 автомобилей, или не более 0,01% от всех автоперевозчиков в стране. Сами дальнобойщики заявляют о более чем тысяче протестующих только в одном Дагестане и выкладывают в интернет видео вооруженных бойцов Росгвардии и полиции, которые заняли позиции вокруг их стоянок. Ритейлеры и транспортные компании, в свою очередь, признали, что некоторые проблемы у них все же возникли – особенно с доставкой грузов на северокавказском направлении, где отмечены случаи нападения протестующих на продолжающих работать коллег.
Забастовка дальнобойщиков началась в конце марта в связи с объявленным правительством очередным повышением тарифа системы «Платон», запущенной в 2015 году для сбора налога с большегрузного транспорта за проезд по федеральным трассам. С 15 апреля он вырос на 25% и теперь равен 1,91 руб. за километр. Изначально предполагалось тариф вообще удвоить (до 3,06 руб./км), но премьер-министр Дмитрий Медведев в последний момент решение изменил. Однако дальнобойщики жест не оценили и продолжили акции протеста, требуя уже не только отмены «Платона», но и отставки правительства.
Не произвело на них впечатления и неожиданное заступничество спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, давшей на прошлой неделе поручение проверить эффективность и обоснованность «Платона». «Как звучало поручение? Проанализировать. Значит, проанализируют, – сказал председатель ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, который, кстати, стачку не поддерживает. – И выдадут ровно ту информацию, которая нужна операторам «Платона», его идеологам и организаторам. Скажут, что все здорово, все работает, дороги строятся, дальнобойщики зря возмущаются». В Объединении перевозчиков России (ОПР), выступившем организатором нынешней забастовки, заявление главы Совета Федерации расценили как попытку увести разговор от сути проблемы. «Уже всем объявлено, что по проблеме «Платона» нужно общаться с ОНФ (Общероссийским народным фронтом, возглавляемым Владимиром Путиным. – «Профиль»), – заявил председатель ОПР Андрей Бажутин. – Там будет выложена интерактивная карта, граждане смогут указывать наиболее проблемные участки дорог, и все средства от «Платона» будут туда направляться. Соответственно, заявление Матвиенко связано только с проверкой эффективности целевых расходов. А мы требуем его отмены».
В отличие от прошлых выступлений, дальнобойщики на этот раз отказались от перекрытия автотрасс и массовых митингов, чтобы не вступать в конфликт с правоохранительными органами. Теперь организаторы протестов пытаются просто остановить в целом автоперевозки, призвав водителей не принимать заказы и, условно, отдохнуть. И такая тактика уже дала первые результаты. На прошлой неделе Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) направило в правительство обращение, в котором говорится, что с середины марта зарегистрировано уже 116 заявлений из 34 регионов о перебоях в поставках продуктов питания. Граждане сообщали о снижении ассортимента продукции и росте цен. Специалисты ОЗПП уверяют, что они «убедились в достоверности приводимых фактов». Так, сигналы поступали из Дагестана, Карелии, Санкт-Петербурга, Коми, Бурятии, Пермского, Красноярского и Хабаровского краев, а также из Иркутской, Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Самарской областей. В ОЗПП предсказывают возможные перебои с поставками мяса, овощей, муки, сахара, яиц, крупы, фруктов, гигиенических и моющих средств.
«Сложившееся положение во многом обусловлено продолжающейся третью неделю всероссийской стачкой водителей большегрузных автомобилей, в которую вовлечено значительное количество перевозчиков», – заявили в ОЗПП. По мнению организации, настала пора создать при правительстве кризисный центр для координации действий органов власти, чтобы не допустить «надвигающегося кризиса снабжения продуктами и товарами первой необходимости».
Ни правительство, ни ритейлеры эту информацию не подтверждают. «Обращений в Роспотребнадзор о сокращении ассортимента на полках не поступало, товарная линейка достаточная», – заявили в пресс-службе ведомства. Розничные сети трудностей также не испытывают, так как имеют собственный автотранспорт либо пользуются услугами крупных перевозчиков, не участвующих в стачке.
Однако более мелкие компании все же признали некоторые трудности. Так, в Дагестане, по сообщению местных СМИ, завод минеральных вод «Рычал-Су» предупредил о возможных перебоях с вывозом продукции. «Наши ребята докладывали, что напряженная ситуация есть по Забайкалью и в южном регионе, Дагестане», – подтвердила центральный координатор ОПР Мария Пазухина. Локализацию проблемных зон подтвердил и Войтко, хотя его ассоциация в забастовках не участвует: «Возникли некоторые трудности у тех, кто ориентировался на работу с частными автоперевозчиками на маршрутах на юг России и, например, в Читинской области. Туда водители просто боятся ехать из-за того, что там могут разбить стекло, вытащить из кабины. Но подтвержденных данных о том, что происходят какие-то срывы, коллапсы или товарный голод, нет».
Сообщения о конфликтах с забастовщиками пока подтвердили только в группе компаний «Деловые линии». «В одном случае фуру забросали камнями, пробили лобовое стекло, в другом пострадал и наш сотрудник, которого протестующие избили, – рассказали в пресс-службе. – В обеих ситуациях компания обратилась с заявлениями в полицию. Ни один подобный случай не останется без внимания, и «Деловые линии» не позволят наносить вред здоровью сотрудников и ущерб имуществу». При этом, по оценкам руководства компании, серьезного влияния на бизнес забастовки не оказали, не наблюдается как спада в заказах, так и роста грузопотока. «Клиенты перестраховывались только в начале стачек – бронировали дополнительные машины в резерв, готовы были оплачивать их простой, просили гарантийные письма от имени компании, – отметил представитель «Деловых линий». – Но в конечном счете все это не понадобилось. Мы останавливали на один день отправки по некоторым направлениям на Кавказе, в рейс не вышло шесть машин. Но уже на следующий день начали и продолжаем возить в штатном режиме».
Другие транспортные компании о подобных инцидентах пока не сообщают, хотя и признают наличие неких проблем. Так, начальник отдела российского экспедирования «Даксер» Алексей Черкашин отметил, что они все-таки «почувствовали влияние» стачек и «смогли преодолеть трудности» на южном направлении. Однако какого рода эти трудности, он уточнить отказался. Другой участник рынка перевозок на условиях анонимности сообщил об острой нехватке машин в направлении Северо-Кавказского округа. По его словам, владельцы автофур переживают не только о сохранности груза, но и о водителях и боятся отправлять машины в рейс даже с охраной. При этом многие подтверждают, что в Дагестане в последние дни продолжающим работу дальнобойщикам приходится ездить в сопровождении полицейских машин.