— Юлия, вы — ролевая модель для многих женщин, образец для подражания. Вы себя сформировали, сделали и продолжаете работать над собой. А кто для вас самой является образцом?
— Вдохновляться можно не только кем-то. Можно вдохновляться стилистикой фильма или целого театра, какой-то картиной или всем творчеством какого-то художника, это может быть исторический персонаж или целая эпоха. В реальной современной жизни я редко вижу то, что хотела бы на себя примерить. Чаще всего я нахожу это в искусстве и истории.
— А что вообще такое вдохновение?
— Вдохновение — это энергия. Я верю, что усилия рождают энергию. Вдохновение не появляется само по себе из ниоткуда — во всяком случае, у меня так. Я не жду, что оно спустится откуда-то с небес, я просто делаю свое дело. В процессе, особенно если процесс приносит удовольствие, обязательно возникает то, что, полагаю, вы называете вдохновением.
— Что сейчас происходит в «империи» Юлии Высоцкой? В ваших кулинарных студиях, в ресторане, на канале в интернете и так далее?
— Спасибо, «империя», конечно, очень красиво звучит, но все-таки, мне кажется, это преувеличение. Кулинарные студии работают. Я по-прежнему считаю, что такая студия — пространство, где можно провести время интересно и с пользой, зарядиться позитивными эмоциями, ну и, конечно, научиться готовить, а это далеко не последний из необходимых навыков в жизни. Ресторан тоже работает, у нас новый шеф Никита Чурюмов, который принес много замечательных идей. Он из Волгограда, а юг России сейчас очень интенсивно развивается гастрономически, там возникают модные, интересные течения, так что в этом отношении мы по-хорошему в тренде. И выпуски на видеохостинге выходят регулярно. Может быть, не такие разнообразные, как полгода назад, но это только потому, что у меня сейчас проекты в театре и съемки в кино. Еще я уже год довольно интенсивно веду телеграм-канал о работе и не только о ней, там я делюсь тем, что мне самой интересно. А еще занимаюсь проектом по доставке рационов полезного питания, меня это очень увлекло.
— Не отнимает ли такое большое количество занятий то время, которое вы могли бы потратить на актерскую профессию?
— Я не чувствую себя нереализованной в актерской профессии. Спектакли в Театре Моссовета, съемки в кино — все это в моей жизни присутствует ровно в той степени, которую я сама регулирую. Я на стороне качества, а не количества, поэтому очень жестко отбираю, что хочу делать, а что не хочу, в том числе и в актерской профессии. То есть все спектакли в Театре Моссовета и съемки, в которых я задействована, — это осознанный выбор, приносящий мне радость, и я очень дорожу этими проектами. Вряд ли я бы хотела иметь больше проектов, тем более таких, где не было бы столь интенсивного процесса.
Просто есть люди, которые эффективно занимаются только одним делом, а есть те, кто отлично справляется одновременно с несколькими задачами. Все мы очень разные. Я отношу себя к такому типу темперамента, которому свойственна многозадачность. Поэтому не только актерской профессией занимаюсь с любовью и полным погружением — все, за что берусь, делаю не с холодным носом. Иначе зачем?
— Расскажите о своих новых кино- и театральных проектах.
— Мы играем «трилогию» Чехова в Театре Моссовета, не так давно состоялась премьера «Укрощения строптивой» там же, идет подготовка к шекспировскому «Макбету». А в конце февраля вышел обновленный спектакль «Супружеская жизнь. Перестройка.» на сцене Театра Моссовета, по пьесе Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Моим партнером стал Алексей Розин. И я снимаюсь в проекте Андрея Сергеевича Кончаловского о русской революции XX века.
— Что в жизни дает вам энергию, наполняет вас? В чем ваша сила и в чем ваша слабость?
— Мне помогает работа. Я нахожу в ней силы и отдачу, иногда в несколько раз большую, чем та энергия, которую я затратила. Ну и конечно, друзья, хорошее кино, спектакли и путешествия, которых сейчас в силу занятости стало, к сожалению, меньше. Еще мне помогают мои близкие люди. И в них же, в людях, и в работе — моя сила. А про свои слабости рассказывать в интервью я не считаю возможным.
— Что такое для вас идеальный выходной?
— В идеальный выходной я должна понимать, что следующий день у меня тоже выходной, тогда это по-настоящему отдых, а иначе — просто легкая передышка. И вот тогда, в идеальный выходной, я соберу полный дом моих любимых друзей.
— Какое у вас идеальное развлечение, когда приходят гости?
— Я недавно оказалась в компании людей — фанатов интеллектуальных настольных игр. Скажу честно, я давно так не уставала.
— Можете рассказать о ваших личных открытиях последнего времени? Что-то интересное прочитали, посмотрели спектакль или фильм, познакомились с человеком, увидели другую страну?
— С удовольствием сейчас читаю «Дело принципа» Дениса Драгунского — советую тем, кто любит художественную литературу. И пересмотрела недавно Антониони L’Avventura («Приключение»). Вот где можно черпать идеи для женственных образов — глядя на Монику Витти.
— Какие правила жизни вы стараетесь не нарушать?
— Никогда не делаю то, что мне не нравится. И помню, что мой организм — это инструмент, и нужно его беречь, как хороший скрипач бережет свою скрипку. Чтобы реализовать все, что задумано, надо, чтобы твой инструмент тебя не подвел.
— В какой-то момент я поняла, что самый важный ресурс у человека — время и здоровье…
— Я бы поменяла местами: здоровье и время. А еще, конечно, ресурс — люди, которые нас окружают.
— На что вы в первую очередь обращаете внимание, встречаясь с новым человеком?
— Безусловно, встречают по одежке. И это даже не мудрая пословица, а мудрое наблюдение за человеческой природой. Внешний вид для нас как был, так и остается важным. И все же довольно часто внешнее не совпадает с внутренним, поэтому я стараюсь за оболочкой увидеть суть.
— Какие советы вы бы дали, если бы вас попросили научить формировать образ?
— Вряд ли я могу научить кого-то формировать образы. Разве что одно могу посоветовать: для образа важно не слишком стараться. Когда видно, что человек очень старается быть модным, мне кажется, он напрочь убивает само понятие стиля. Должна быть какая-то случайность, небрежность. Для меня важно в первую очередь, чтобы одежда делала меня лучше, чтобы я казалась себе привлекательнее. Выбирая между двумя платьями, я выберу не то, которое в тренде, а то, в котором я выгляжу лучше, на мой собственный вкус.
— Как менялось ваше представление о красоте и привлекательности на протяжении жизни?
— Мое представление о красоте изменилось очень мало. Наверное, для меня понятие красоты близко к понятию здоровья и естественности.
— Если вас попросят выбрать между красивым и удобным, и это нельзя совместить, что выберете?
— Получается — удобное, но уродливое? Я бы выбрала красивое, конечно. Как пример могу привести обувь Geox, амбассадором которой я стала не так давно. Наше сотрудничество началось с того, что Geox обратился ко мне с предложением поучаствовать в создании коллекции обуви, и, конечно, это было очень приятное предложение, я на него с удовольствием откликнулась. Помимо того что это прекрасный бренд, который был мне давно известен, это еще и прекрасная команда, с которой мне повезло сотрудничать. И вообще, в любом проекте люди для меня важнее всего.
— С кем вы советовались при создании коллекции? Обсуждали ли с мужем, ведь всем известно — у Андрея Сергеевича отличный вкус, он знает толк в обуви…
— Нет, не советовалась. Я работала с профессионалами из Geox, и мы вместе находили какие-то точки пересечения — чтобы и мне нравилось и отражало мои вкусы, и команда считала подходящим для бренда и для рынка.
— Вы уже сказали, что ваше правило — не делать то, что вам не нравится. Так почему вас заинтересовала именно обувь? У вас к обуви особенное отношение?
— С одной стороны, это имиджевая история. Быть амбассадором такого серьезного бренда, как Geox, и лестно, и почетно. Вообще, мне нравится пробовать себя в чем-то новом. А по поводу обуви — думаю, у любой женщины к ней особенное отношение. Если ты в принципе задумываешься о том, что носишь, то задумываешься и об обуви. Так что я вряд ли чем-то отличаюсь в этом смысле. Мне нравится, чтобы было красиво и удобно.
— Вы рассказывали, ваш муж считает, что в гардеробе женщины важней всего обувь и белье. Вы с ним согласны?
— Думаю, согласна. Это глубокая мысль. Я, конечно, люблю и пальто, и широкие штаны, и летящие юбки, и хорошего кроя футболки (без них никуда). Но уровень уверенности в себе женщине могут поднять именно белье и обувь.
— Есть у вас какие-то «счастливые» туфли, приносящие удачу?
— У меня много пар, которые мне особенно дороги, много таких, с которыми связаны воспоминания. В каких-то ботинках я прошла немало километров по любимым городам, какие-то туфли надевала на премьеру, в каких-то танцевала до утра, несмотря на каблуки. У меня больше обуви с историей, чем без, и «счастливая» обувь тоже есть. Есть и туфли, в которых я снималась. Обычно я дружу с художниками по костюмам, и после съемок мне перепадает одежда и обувь. Босоножки Гали из «Глянца» я потом носила, а вот туфли из «Дома дураков» просто лежат, там один каблук сломан. После «Щелкунчика...» мне достался роскошный хамдамовский халат и домашние туфли — я отнесла их в костюмерную Театра Моссовета.
— Вещи порой решают судьбу! Возможно, не так глобально, как у Золушки, но все же… Вы помните, что на вас было, когда вы впервые встретили Андрея Сергеевича?
— Помню. На мне было легкое летнее трикотажное платье-халат цвета тиффани и кеды. А когда он позвал меня на свидание, возникла сложность. Единственное нарядное платье у меня было черное, а единственные нарядные туфли — белого цвета. Тогда, в 96?м, обычно носили черные платья с черными туфлями, а белые — с белыми. Подружка отказала мне в аренде черной пары, поэтому я пошла в своих белых. И будущий муж сказал, что я офигительно стильно выгляжу.
— Это правда, что у вас есть ботинки, которые вы носили двадцать лет? Что в них особенного?
— Да, но им уже не двадцать, а двадцать шесть лет. Живы-здоровы. Есть несколько мастерских в разных странах, где я восстанавливаю обувь. Но, вообще, я человек аккуратный. А ботинки очень удобные — мужская пара от дизайнера, которого больше нет с нами. Их мне купил муж в Лондоне в январе 1997 года. Тогда женщины редко носили такую обувь, а я надевала с шелковой юбкой, и получалось эффектно. До сих пор они работают и с юбкой, и с брюками. Но до той степени грубости, которая сейчас в обувных трендах, моим ботинкам очень далеко. Они выглядят элегантно и невинно по сравнению с тем, что сейчас модно.
— Юлия, к чему вы стремитесь? Куда движетесь? Я не о конечной цели, а о маяках в жизни, которые вас привлекают.
— Я перестала задавать себе такие вопросы. Просто делаю то, что умею, и стараюсь не проживать свои дни зря. Не всегда получается.
— А каким бы вы хотели видеть свое далекое будущее?
— Я не думаю о будущем. За последние несколько лет мир получил столько сюрпризов, что только безумный может сейчас загадывать что-то на далекое будущее.
— Известная фраза: мы — то, что мы едим. Я бы переформулировала: мы — то, чего мы хотим. Потому что именно желание, сильное желание нами движет. Чего хотите вы?
— Даже если бы я могла быстро и просто сформулировать ответ, вряд ли стала бы делать это в интервью. Слишком глубокие и личные вещи. Про еду гораздо проще говорить.
— Как существовать известному человеку и к тому же такому интровертному, как вы, если все хотят отхватить себе немного внимания, времени, энергии?
— На самом деле у меня нет проблем с тем, что кто-то хочет отхватить кусок моего внимания. Мне кажется, все зависит только от нас, от того, как мы выстраиваем свои границы. К счастью, на моих страницах в соцсетях очень мало хейта. И мои подписчики — это люди, как мне кажется, в основном уравновешенные и неистеричные. А глаза моих зрителей, которые я вижу на поклонах после спектаклей в Театре Моссовета или иногда у входа, — это глаза чудесных, понимающих, думающих людей. От них не надо себя оберегать.
— Какие вопросы чаще всего задаете сами себе?
— Чай или кофе, сладкое или соленое. (Улыбается.)
— Будете ли вы продолжать сотрудничать с обувной маркой и создавать коллекции? Возможно, уже работаете над следующей?
— Как раз сейчас мы с Geox закончили разрабатывать коллекцию осень-зима, и в ближайшее время я должна увидеть первые образцы. Для меня это волнующий момент. Жду не дождусь, когда смогу примерить новые модели.