Ушла Эпоха. Именно так, с большой буквы.
Эпоха, в ходе которой «Спартак» взял три титула — золото РПЛ, национальные Кубок и Суперкубок. Мало? Мало. Но случались в истории народной команды и более неудачные периоды. Например, с 1970-го по 1986-й занято только одно первое место — Констатином Бесковым в 1979-м. И это притом что сезон-1977 красно-белые провели в «лучшей лиге мира», вылетев из высшей.
Кто-то скажет — зато начиная с того чемпионства «Спартак» неизменно финишировал в тройке на протяжении девяти лет. Ну так и при Федуне помимо триумфа-2017 клуб брал награды семь раз, причем шесть из них — серебряные.
Эпоха, в самом начале которой Леонид Арнольдович в буквальном смысле оттащил «Спартак» от края пропасти. Вспомните, что творилось в ранние нулевые до его прихода. Мутные трансферы типа вратарей Баги и Шафара, куча другого «материала», завозившегося в массовом порядке под лозунгом «это будущая звезда» (не выстрелил, естественно, ни один). Катастрофическое падение качества игры после ухода Олега Романцева и, как следствие, рекордно низкое 10-е место в РПЛ в 2003-м.
Всю эту вакханалию Федун прекратил. И команда вместо безвременья по примеру пережившего несколько реинкарнаций «Торпедо» постепенно стала возвращаться на привычные позиции. Да, о гегемонии 90-х речь уже не шла. Да, на самую вершину, повторю, красно-белые забрались только однажды. Но что лучше — почти всегда бороться за тройку и регулярно участвовать в еврокубках или отправляться в «Небесную лигу» вслед за «Амкаром», «Тосно» и прочими бедолагами? Без денег Федуна второй сценарий стал бы вполне реален. А все, кто утверждал, мол, уж «Спартаку» — то помереть не дадут, глубоко ошибались. Спросите у того же «Торпедо», тоже клуба-легенды, только-только приходящего в себя при инвестициях Романа Авдеева после многих лет «трясогузки».
Эпоха, вместившая в себя не только 0:7 от «Ливерпуля», но и 5:1 с «Севильей» в ходе одного розыгрыша Лиги чемпионов. А были еще 4:0 с «Аяксом» и 3:10 от «Порту» по сумме двух матчей в 1/8 и 1/4 финала Лиги Европы-2010/11. Или оглушительный удар по носу лидировавшего тогда в серии А «Наполи» прошлой осенью в той же ЛЕ — 3:2, 2:1. В этом — весь «Спартак» вообще, и «Спартак» времен Федуна в частности. Способный удивлять со знаком плюс, когда этого мало кто ждет, и громко проваливаться в ситуациях, когда этого делать категорически нельзя. «Тосно», «Легия» или кипрский АЕК не дадут соврать. Но из-за непредсказуемости и порывистости люди в том числе влюбляются в «Спартак».
Эпоха, в ходе которой «Спартак» продавал людей в «МЮ», «Тоттенхэм», «Вест Хэм», «Севилью», «Фиорентину», «Порту», «Спортинг», «Бордо», «Фенербахче», выручив десятки миллионов евро.
Эпоха, когда в Москву приезжали Промес, Видич, Алекс, Луиз Адриану, Веллитон, Рохо, Фернанду, Пареха, Кавенаги и множество других ярких мастеров.
Эпоха, за которую построен красавец-стадион, наконец. Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, каким огромным удельным весом в нашем футболе обладал основатель «Спартака» Николай Старостин, увековеченный вместе с братьями в бронзе на «Открытии банк Арене». Но даже такая глыба не построила для красно-белых свой дом. Федун — построил. И не просто построил так, что с трибун не хочется уходить, а нового свидания ждешь, считая часы. Леонид Арнольдович вошел в историю мирового футбола, ведь именно на его стадионе прошла значительная часть Кубка конфедераций-2017 и ЧМ-2018.
А разве можно забыть ночь с 7 на 8 мая 2017-го, когда десятки тысяч спартачей отмечали чемпионство у памятника Гладиатору? Или толпы на поле после игры с «Тереком» спустя десять дней, 17 мая? Разве такое стало бы возможным, если бы продолжились казавшиеся когда-то бесконечными скитания по разным столичным аренам?
Нет, никто не утверждает, что Федун — белый и пушистый, что он никогда не ошибался и руководил клубом идеально. Конечно, Леонид Арнольдович небезгрешен. Что подтверждает эта фраза из официального сообщения «ЛУКОЙЛа», где Федун до недавнего времени занимал должность вице-президента:
— В ближайшее время планируется реализация ряда стратегических инициатив, направленных на совершенствование системы управления клубом с целью создания более прозрачного и коллегиального механизма принятия решений, с привлечением профессионалов, имеющих успешный опыт работы в области спортивной индустрии.
В ПАО тоже не слепые. Но будущее «Спартака» во многом зависит от того, насколько новые боссы любят команду. Ведь для Федуна красно-белые — не просто любовь. Страсть. Эмоции. Искренность. Это во многом даже мешало ему принимать решения с холодной головой, полностью абстрагируясь от чувств.
Найдется в «ЛУКОЙЛе» новый Федун (по степени вовлеченности в процесс и заинтересованности) — «Спартак» не пропадет. Не найдется — до очередной перепродажи, о которой уже писал раньше, красно-белых ждут непростые времена.
Но, как бы там ни было, Федуну нужно сказать спасибо за эти 18 лет. А не кидать камнями в спину.