23 декабря президент России Владимир Путин принял участие в работе измененного Госсовета, выслушал огромное количество предложений, прежде всего от лидеров партий, одобрил идею сделать 31 декабря уже наконец-то полноценным выходным днем и выдал новогодний сувенир в виде удвоенных социальных выплат медработникам, которые и в праздники будут бороться с коронавирусом. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников — о том, как на этой встрече забыл обо всем и вообще забылся лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Все интересное на этом заседании началось часа через два после его начала, когда слово дали руководителям фракций и последовательно выступили господа Неверов, Зюганов, Жириновский и Миронов.
У них на Госсовете теперь статус не примкнувших к нему (все равно именно они делали всю цитируемую повестку на таких новогодних итоговых заседаниях Госсовета), а просто сверхъестественных членов Госсовета. Сам Госсовет при этом почти никак не изменился. В него и так, например, входили главы регионов, а несколько человек были членами президиума Госсовета. Так вот те, кто был членами президиума, ими и остались, вдобавок получив в новом составе Госсовета свои комиссии. Других изменений для губернаторского корпуса не случилось.
А к тому же их в этом году лишили новогоднего вечернего приема с женами у президента — впервые за много лет.
— Начнем с главного — со здоровья,— предложил в начале заседания президент.
— Татьяна Алексеевна, пожалуйста.
В результате в эфире прозвучало: «Начнем с главного — со здоровья Татьяны Алексеевны Голиковой».
Но это и правда был не второстепенный момент.
И конечно, нельзя было не обратить внимания на то, что в кабинете у Татьяны Голиковой, пока она поясняла Владимиру Путину по социальным вопросам, время от времени начинал звонить телефон с характерным звучанием. Так звонят очень специальные телефоны. И дело было даже не в том, что с возмущением отметил потом господин Жириновский, сделав эту тему одной из важнейших на Госсовете (лидер ЛДПР потребовал уволить чиновника, который позволяет, чтобы ему звонили, когда он говорит с президентом), а в том, кто, собственно говоря, звонил. Ведь вроде все, кто мог позвонить Татьяне Голиковой по телефону, сидели сейчас в кадре вместе с ней в прямом эфире. Впрочем, чуть не забыл: есть же муж. (Тем более что она говорила в основном про семейный капитал.)
Для истории (если кто-то вздумает ее писать) стоит сказать, что первым губернатором, выступившим на людях после того, как Госсовет оказался оформлен Конституцией, стал Станислав Воскресенский из Ивановской области.
— Предстоят январские праздники,— сообщил он.— Но в январе из-за коронавируса врачи выйдут на работу не как обычно, в дежурном режиме, а по полной и работать будут как обычный рабочий месяц. Это значит, потребуются в январе, в отличие от предыдущих лет, дополнительные средства обязательного медицинского страхования для оплаты января. Субвенции из федерального фонда перечисляются в обычное время как 1/12 от годового размера субвенций. Мы предлагаем по январю сделать исключение и перечислить не 1/12, а 1/10. И главное, по максимуму это авансировать, то есть постараться авансировать либо до конца года — это было бы идеально, либо хотя бы в первых числах января. Тогда главные врачи будут спокойны и понимать, что денег хватает для такой ритмичной, стабильной работы системы здравоохранения в январе.
— Я думаю, что для Минфина, может быть, даже лучше будет до конца года это сделать,— сразу среагировал президент.— Антон Германович, вы на связи?
Но Татьяна Голикова не дала вступить и выступить министру финансов РФ Антону Силуанову. Он мог сказать что-то не то по этому поводу, а у нее был согласованный ответ: тему, по данным “Ъ”, обсудили накануне, на рабочем заседании перед сегодняшним. И, видимо, приняли, надо отдать должное, консолидированное решение, о котором, может быть, просто не успели сообщить Антону Силуанову. Или у него было как обычно особое мнение.
— В ближайшие дни будет принята программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, которую принимает правительство для всех субъектов Российской Федерации, и в ней будут предусмотрены механизмы авансирования расходов по этой государственной программе на первый квартал 2021 года,— невозмутимо разъяснила вице-премьер, притом что еще накануне днем было совершенно не очевидно, что вопрос и правда надо решить именно так.
Триумфально выступил вице-премьер Марат Хуснуллин. В строительном ведомстве никогда еще, судя по всему, не было так хорошо, как стало с его приходом. Он, правда, не сосредоточился на аварийном жилье, но был поправлен:
— Эту позорную страницу надо закрывать, надо людей вытаскивать из трущоб,— высказался президент.— И так, чтобы новые у нас не росли, эти трущобы, чтобы объемы аварийного жилья не увеличивались. Ну не буду сейчас вдаваться в подробности…
Да, подробности эти слишком тяжелы.
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в одном абзаце сформулировал все, собственно говоря, чем стоит заниматься:
— Поставленная задача (выход после пандемии на траекторию роста с темпом выше общемирового, то есть не меньше 3% в год.— А. К.) означает двукратный выход за границы инерционного развития. Предстоит в кратчайшие сроки, за три-четыре года, обновить модель экономики, преодолеть ее структурные изъяны и сформировать новые внутренние источники роста.
Только через два часа очередь дошла до партийных бонз. Сергей Неверов, представлявший «Единую Россию», предложил президенту сделать все-таки 31 декабря выходным днем. Господину Путину эта идея с самого начала, похоже, несильно нравилась, но сейчас она была озвучена «Единой Россией» — для того чтобы президент согласился и попросил губернаторов оформить это предложение, так как «с федерального уровня» сделать это в конце года уже не получится.
Сергей Неверов обратил внимание на то, что, по его данным, сейчас так: молодая мать еще только из роддома вышла, а ей уже материнский капитал зачислили. Он дал понять, что знает такую мать.
— В праздничные дни будет задействовано больше медиков, чем это традиционно бывает,— продолжил Сергей Неверов,— особенно в ковидных госпиталях. Уже сейчас надо все проверить, чтобы не получилось, что кто-то не получил выплату или про кого-то забыли… Об этом губернатор Ивановской области говорил…
— В соответствии с действующим законом все медики, каждый,— сообщил президент,— за работу в праздничные дни должны получать двойную заработную плату по системе ОМС. А часть, которая работает в ковидных, как вы сказали, госпиталях (само выражение господину Путину, видимо, не понравилось. Да, звучит неважно.— А. К.), ну то есть в тех сферах, которые занимаются борьбой с ковидной инфекцией… Это должно быть сделано. Но есть одна вещь.
Есть выплата, которую мы по решению правительства делаем медработникам за риски, которые связаны с борьбой с коронавирусной инфекцией. Считаю, что хотя бы в эти новогодние дни ее надо выплатить в двойном размере.
И это была неожиданная прибавка, на которую медики по всем признакам не рассчитывали. То есть это оказался полноценный новогодний сюрприз, поскольку до сих пор эти социальные выплаты за работу в выходные двойного размера не удостаивались.
— Потому что вакцинация-то только начата. Медики у нас еще не защищены в нужном объеме! — добавил Владимир Путин, отец солдатам.
Геннадий Зюганов обратил внимание, что он-то, в отличие от «Единой России», всегда был горячим поклонником включения лидеров партийных фракций в состав расширенного Конституцией Госсовета («Голосовали против!..» А все равно решилось. То есть не так всесильна «Единая Россия», как ей хотелось бы).
Лидеры фракций сидели за одним столом в здании Госдумы, без масок и в меру старательно, но все-таки походя, без энтузиазма клеймили друг друга: предвыборная кампания в конце концов уже просматривается на горизонте, но до нее еще далеко.
При этом Геннадий Зюганов без конца за что-нибудь благодарил самого Владимира Путина. То за то, что тот поддержал молодого орловского губернатора Андрея Клычкова, который сейчас отрабатывает программу «Образ будущего» «в соответствии с вашими установками»… То Геннадий Зюганов докладывал:
— Я благодарю, что выполнил ваше поручение про обобщение опыта коллективных народных предприятий…
Так президента не благодарят даже губернаторы на редких, но регулярных встречах.
Видимо, встречи Геннадия Зюганова с президентом не так регулярны — откровенно соскучился.
Вдогонку от Геннадия Зюганова (по инерции уже, наверное) досталось еще одному человеку:
— Хочу поблагодарить и Воробьева (губернатора Московской области Андрея Воробьева.— А. К.), мы отработали программу «Целина»… (Еще раньше — программу «Малая земля».— А. К.) Если так пойдет, ваша установка (Геннадий Зюганов обращался непосредственно к Владимиру Путину.— А. К.) получить $50 млрд по этой строчке (сельское хозяйство.— А. К.) будет успешно выполнена… Абсолютно решаемая задача!..
Нет, никак до конца не верилось, несмотря ни на что (а точнее, на все), что Владимиру Путину сейчас всю страшную, как обычно, правду в глаза говорит лидер оппозиционной партии.
— Кстати, с помощью вас удалось отбить многие вещи,— продолжал лидер КПРФ,— но ЕГЭ по-прежнему свирепствует в школе, а сейчас еще студентов и школьников посадили на удаленку!.. А это нарушение не только образования, но и здоровья… Я благодарю вас за «Сириус» и «Артек»… «Артек» — это лучшее место на Земле… И обязан похвастаться: вы меня поддержали, небольшой грант дали по спорту… Наша команда стала лучшей… Мы стали чемпионами Москвы по мини-футболу и чемпионами страны… И призерами Европы: проиграли только «Барселоне», и то только по пенальти один мяч, а «Барселона» — это лучшая команда мира!
Геннадий Зюганов давал понять, что даже в этой победе есть толика заслуги лично Владимира Путина.
Чем больше говорил Геннадий Зюганов, тем больше хмурился и тосковал Владимир Жириновский и тем больше расцветал и веселился, уже не в силах держаться, Сергей Неверов.
Но с Геннадием Зюгановым и в самом деле случилось что-то неостановимое.
— Я вас лично благодарю за Белоруссию! — продолжал он.— После разговора с вами ситуация резко стала поправляться!.. Нам надо укреплять русский мир!..
Но и с просьбой выступил Геннадий Зюганов, причем с консолидированной, от всех партий за этим столом:
— Если и дальше будут печь новые партии, которые будут растаскивать и обманывать избирателей, то это очень больно скажется на стабильности!
Ясно было, о чем он говорил: о таких партиях, как «Зеленая альтернатива», «Новые люди», «За правду»… Геннадий Зюганов давал понять, что ему известно, где, как и для чего они сформированы.
И не для того он сейчас столько благодарил лично Владимира Путина, чтобы новоиспеченные и дальше путались у него в ногах, сбивая с ритма. Геннадий Зюганов сам хочет решать, с кем он идет в ногу. И в каком составе будет и дальше встречаться с Владимиром Путиным. И главное — что будет и дальше.
— В заключение,— сказал Геннадий Зюганов,— хочу пожелать: ни пуха вам, ни, как сейчас говорят, коронавируса.
Оказывается, вот как сейчас говорят.
Господин Жириновский, так ревниво следивший за коллегой, конечно, не удержался.
— Очень много благодарят, это хорошо, но это занимает лишнее время,— проговорил он.
То есть он-то, если что, «за», и тоже есть за что благодарить, но сейчас просто извиняется, что пропустит.
— Вот вы поддержали сейчас, Владимир Владимирович, 31 декабря сделать выходным. Но десять лет про это говорит ЛДПР!
Сергей Неверов опять широко и великодушно улыбнулся. Ему нравилось веселье. И он проще относился к авторскому праву.
— А теперь это, оказывается, предложение от «Единой России»!.. И вдруг вспомнили про русский народ… (Это уже к Геннадию Зюганову.— А. К.) 30 лет назад я поднял вопрос: защищать русских!.. Мне говорили коммунисты, которые в выборах участвовали первого президента: «Какой русский народ?! У нас советский народ!» Ну и где ваш советский народ?!
Это верно: нигде.
— А теперь подмазались!.. И хвалят Госсовет, а сами не голосовали за закон о Госсовете и вообще выступали против Конституции!
Все тут отчаянно пытались сдать всех.
Между тем Владимир Жириновский выступил с одной революционной инициативой, которую пока что никто не успел еще присвоить себе:
— Мы платим семейный капитал, когда родился ребенок. А давайте направим его женщине, которая хочет отказаться от ребенка, прервать беременность! Пообещаем ей тоже этот семейный капитал! Я вас уверяю: десятки, а в перспективе и сотни тысяч согласятся сохранить ребенка, отдать государству и получить семейный капитал!
— Это непростая тема — забирать новорожденного ребенка сразу в детский дом…— господин Путин через несколько минут, судя по всему, зачем-то отнесся было к замечанию господина Жириновского как к словам адекватного человека.
Одиннадцать субъектов Дальневосточного федерального округа господин Жириновский предложил слить в один… В армию оттуда не призывать, ЕГЭ для его жителей отменить… Да, похоже, что предвыборная борьба на парламентских выборах будет жаркой (и кто-то ее уже проигрывает).
— И выгоните того, кто не отключил телефон в своем кабинете! — Владимир Жириновский подзаряжался от своих собственных слов.— Разве федеральный чиновник, который вам звонил, не знает, что вы в прямом эфире «России 24»?! Несколько звонков прорвались!
Татьяна Голикова все-таки не настолько была виновата.
— Русский язык! — неистовствовал лидер ЛДПР.— Каждую неделю вносится новое слово! «Селфи»… Я говорю: какое «селфи»? Сам себя… Я говорю: «Давай назовем "себяшка"!» Начали говорить и снова забили…
На что или чем-то? Было уж не понять.
— «Онлайн»… Какой к черту «онлайн», если мы сто лет говорим «заочное обучение»…
На самом деле «онлайн» — это не только про заочное обучение. А так-то верно:
— «Локдаун»… Какой «локдаун»!.. По-русски мы дали: режим «все закрыто»! Нет — «локдаун»… Ну что мы, английская колония?..— обижался господин Жириновский.— Должен кто-то контролировать!.. И пандемия… Посмотрите: я один сижу здесь в маске!
Лидер ЛДПР неожиданно надел медицинскую маску, которую до этого ни разу не надел.
— Видите, я в маске! А остальные?!
Финт был простой, поспорить было невозможно.
— Руководители должны показывать пример! — неожиданно посмотрел он на господина Путина.— Поэтому быстрее всем сделать прививку и бороться с теми, кто занимает антипрививочную позицию!
После этого Владимир Жириновский с облегчением снял маску.
— И рекламу прекратить, там, где обнимаются с кошечками, с собаками… Во всех этих домашних животных огромное количество вирусов… Людей загрызают бродячие псы! Че, мы не можем принять закон, чтобы остановить загрызание людей?!
Надо было остановить Владимира Жириновского, чтобы не началось загрызание людей прямо за этим столом, но он еще не все сказал.
Напоследок Владимир Жириновский, окончательно разъярившись, потребовал назначить кого-нибудь одного, который следил бы за дисциплиной.
— Чтобы все вовремя на работу приходили и все выполняли… И думать не о 31 декабря, как нам отдохнуть!.. 31 декабря до шести вечера всем работать!..
Он забыл, конечно, что ЛДПР только что десять лет подряд требовала сделать 31 декабря выходным днем.
А вот на этом и правда следовало закончить отчет о работе нового Госсовета.