— Это меняет к ней отношение. В США республиканцы выступают за сокращение финансовой поддержки Киева. И даже Байден на последней встрече с Зеленским в Вашингтоне сказал, что объемы помощи не будут прежними. Кроме того, у Запада не хватает военных мощностей. Уже сейчас из обещанного миллиона артиллерийских снарядов Евросоюз поставил только 460 тыс.
Из Америки часть вооружения отправилась в Израиль, которому нужны те же самые 155-миллиметровые снаряды, что и Украине.
О том, что огромные затраты на Украину — это бессмысленные расходы, говорят уже многие в США. Киев стал заложником внутриполитической борьбы в Вашингтоне, часть республиканцев используют отсутствие военных успехов Украины для того, чтобы указать на несостоятельность политики администрации Байдена.
Байден или Трамп: кто дойдет до выборов?
— Главный фаворит выборов 2024 года в США — Дональд Трамп?
— Да. Но вероятность того, что Трамп станет президентом США ниже, чем кажется. Она была бы очень высокой, если бы не уголовные дела против него. Демократы сейчас пытаются чисто юридически, через суды в отдельных штатах, добиться запрета на его участие в выборах. Если суд хотя бы одного штата примет такое решение, то Трампа могут не допустить до выборов. Он находится в очень сложной ситуации. При этом да — он абсолютный лидер. Его поддержка среди республиканцев превышает 60%. У остальных кандидатов от республиканской партии на всех 31%. Другой вопрос — как на снятие Трампа с выборов (если такое произойдет) отреагирует американское общество.
— В 2021 году оно пошло штурмом на Капитолий.
— За Трампа, как ни крути, голосовали 72 млн человек только по официальным данным, которые наверняка были подправлены в пользу Байдена. Как эти люди отреагируют, если Трампа снимут? Здесь есть потенциал для серьезного гражданского конфликта. Оскорбленный электорат бывшего президента США захочет снести Байдена во что бы то ни стало. К тому же, колеблющиеся избиратели могут посчитать отстранение Трампа антидемократичным. Ведь все понимают, что уголовные обвинения против него фейковые или натянутые, что причины его преследования — чисто политические. Однако есть одно «но»: у Байдена и демократов сейчас в руках государственный аппарат. Это — их главный козырь.
— Что ждет на выборах Байдена?
— Если судить по общественным настроениям, у него слабая позиция. По всем опросам, сейчас у Байдена наихудший рейтинг из всех американских президентов за год до выборов. Он где-то в районе 35-37%. У Буша-младшего, несмотря на то, что он начал войну в Ираке, было 43%. А вот у Картера, который считается одним из самых слабых президентов в 20-м веке и который не сумел переизбраться на второй срок, был такой же рейтинг, как у Байдена. Есть закономерность: если у кандидата 35-37% поддержки за год до голосования, то высока вероятность, что победит представитель другой партии. В случае, если в финальную часть выходят Трамп и Байден, по всем раскладам побеждает Трамп.
Есть ли у демократов другой кандидат? Пока его не видно. Конечно, остается вариант неожиданного кандидата, которого вынут как кролика из шляпы. Так было с Биллом Клинтоном, которого в 1992-м выдвинули демократы. И он сумел победить Буша-старшего! Молодой вихрастый губернатор из Арканзаса обошел патриарха американской политики и бывшего директора ЦРУ, потому что дал американцам ощущение будущего. Но такого «кролика» в США пока не просматривается, и вроде бы кандидатом от демократов пойдет Байден. Если, конечно, дойдет. И речь не о судах или импичменте.
— Просто физически? Придется проводить кампанию, много летать...
— В американских газетах уже не без сарказма писали, что Байден будет проводить выборы, практически не участвуя в них. На это ему уже не хватает физических сил. Избирательная кампания в США — это, прежде всего, пиар. Нужно показать свои сильные качества, много выступать, обещать, привлекать на свою сторону избирателей шести колеблющихся штатов, которые решают исход выборов. Сейчас в пяти из них лидирует Трамп с большим отрывом. Все это вряд ли по силам Байдену. Расчет явно делается на другие механизмы, которые по расчетам демократов должны обеспечить ему победу.
— Если демократам удастся сохранить власть, боевые действия на Украине ещё долго не прекратятся?
— Во всяком случае вплоть до выборов демократы будут изо всех сил доказывать, что поддержка Украины — это «хорошая инвестиция»: мол, если украинцы убивают русских, значит, главный враг США теряет солдат и теряет возможность напасть на НАТО (чего Россия делать совершенно не собирается). Так они оправдывают свою несостоятельную политику на Украине. Но то, что она проваливается, не означает, что они от нее быстро откажутся. Посмотрите на прецеденты: было ясно, что американцы проигрывают войну во Вьетнаме уже за несколько лет до того, как они оттуда ушли. В Афганистане еще при Обаме тоже всем стало понятно, что победы США там не будет, но они продолжали пытаться до середины 2021 года. Так что на быстрое изменение политики США рассчитывать не приходится.
«Саммит „Россия — Африка“ пытались сорвать»
— Помимо захлебнувшегося контрнаступления и тяжелого военного положения Украины, западная пресса признает и низкую результативность антироссийских санкций.
— Санкции оказались ощутимыми, но недостаточными для того, чтобы вызвать у нас экономический коллапс. В начале года и наше Минэкономразвития, и Международный валютный фонд планировали рост ВВП примерно на 1,5%. И это уже считалось значительным успехом. Президент, выступая с посланием Федеральному Собранию, сказал, что может быть достигнут рост в 2%. А теперь выясняется, что по итогам года рост может составить 3% и даже немного больше. Это двойное превышение прогноза начала года и одновременно — серьезный удар по западной стратегии. Теперь понятно, что санкции с точки зрения влияния на состояние экономики России неэффективны. При этом Европе они ещё и довольно дорого обходятся.
Ещё одна неудача Запада состоит в том, что им не удалось развернуть в свою сторону Глобальный Юг.
— Заставить Африку и Китай отвернуться от России?
— Именно. Во многом дипломатия США и ЕС в этом году была подчинена задаче привлечь на свою сторону лидеров стран Глобального Юга. Но ни Китай, ни Бразилия, ни Индия от нас не отвернулись. Были также попытки сорвать саммит «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге, добиться того, чтобы руководители африканских государств не приехали на встречу с Путиным. Однако, несмотря на это, приехали делегации из 48 стран Африки, а всего их 55. Причем 27 из них возглавляли президенты и премьер-министры — первые лица государства. Символично, что самую влиятельную страну на севере Африки — Египет, и самую влиятельную на юге — ЮАР, представляли президенты.
— В октябре ещё и начался кризис на Ближнем Востоке, который восприняли по-разному даже на Западе.
— Когда Глобальный Юг увидел, что делает Израиль в Газе, где погибли на сегодняшний день около 20 тыс. человек, то, естественно, возник вопрос к западным государствам: а почему вы так осуждаете Россию за военные действия на Украине, если полностью поддерживаете действия Израиля, от которых страдают в основном женщины и дети?
Таких двойных стандартов никто не может принять. С ближневосточным кризисом США оказались в аргументационной ловушке. Ведь Израиль практически не подвергался осуждению со стороны Запада, не считая мягких призывов отдельных западных столиц пощадить гражданское население — призывов, которые никак не повлияли на Тель-Авив.
Однако, мы должны понимать, что просчеты коллективного Запада не меняют его стратегию по отношению к России. Запад слишком далеко зашел в своих декларациях, заявлениях и обещаниях. Большая семерка, Евросоюз приняли очень много решений, на которых они будут настаивать и дальше — вместо того, чтобы дать задний ход. Но развитие в 2023 году показывает, что им не удастся добиться своих целей.