₽20 млн за депутатский мандат
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елизавета Ламова, Юлия Криган.. Ежедневная Деловая Газета Рбк
В среднем победившие осенью в одномандатных округах кандидаты потратили на избирательную кампанию около 20 млн руб. Для тех, кто шел в нижнюю палату не в первый раз, она обошлась почти на 1,5 млн руб. дешевле
Сколько стоила победа для одномандатников
Для победы в одномандатном округе кандидату в депутаты Государственной думы VIII созыва в среднем потребовалось 20 млн руб., следует из итоговых финансовых отчетов кандидатов, выигравших выборы в округе и получивших депутатский мандат. При этом они в основном израсходовали во время кампании меньше денег, чем было в их избирательных фондах, — средний размер фонда составил 21,2 млн руб.
Для тех, кто баллотировался не в первый раз и уже был депутатом Госдумы прежде, избирательная кампания обошлась дешевле — в среднем такие кандидаты израсходовали 18,73 млн руб. при объеме фонда 19,74 млн руб.
По одномандатным округам в Госдуму избираются 225 депутатов, РБК проанализировал данные по 202 округам. Итоговые финансовые отчеты публикуются на сайтах региональных избиркомов. К моменту публикации материала не все избиркомы опубликовали эту информацию — ее не было на сайтах избиркомов Алтайского края, Кемеровской области, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, а также трех окружных комиссий Краснодарского края. Некоторые избиркомы, в частности в Марий Эл, Коми и Новгородской области, выложили данные не по всем кандидатам.
Ранее предвыборные отчеты опубликовали политические партии. Больше всего денег (698,3 млн руб.) на думскую кампанию потратила ЛДПР — почти на 81 млн руб. больше, чем занявшая по расходам второе место «Единая Россия». КПРФ потратила 178,5 млн руб., ее кампанию политологи называли самой эффективной.
36 кандидатов-одномандатников потратили на свои кампании максимально допустимую сумму — 40 млн руб., еще семь — более 39 млн руб. Треть кандидатов, потративших максимально возможные суммы, баллотировались в Москве — их 11 человек. В топе по расходам также три кандидата из Московской области (Ирина Роднина, Вячеслав Фетисов и Александр Коган), два — из Оренбургской области (Виктор Заварзин и Олег Димов) и два из Приморского края (Александр Щербаков и Виктория Николаева).
Менее всего на кампанию потратил Григорий Аникеев из Владимирской области — согласно финансовому отчету, размещенному на сайте избиркома, на нее не ушло ни рубля. Аникеев находится в нижней палате парламента с 2007 года и с тех пор уже несколько раз возглавлял список самых состоятельных депутатов. В Госдуме VIII созыва он занимает третье место по доходам с 2,7 млрд руб., подсчитал РБК.
РБК обратился за комментарием к депутату и направил запрос в избирком Владимирской области.
Среди тех, кто относительно немного потратил на избирательную кампанию, — Петр Аммосов, избравшийся от КПРФ в Якутии (почти 279 тыс. руб.), и коммунист Андрей Алехин из Омской области (337 тыс. руб.), а также Мурад Гаджиев, баллотировавшийся в Дагестане (579 тыс. руб.). Следом идут Адам Делимханов из Чечни (1 млн руб.) и Наталья Назарова (Нижегородская область, 1 млн руб.). Одним из самых экономных оказался и председатель Госдумы Вячеслав Володин — согласно декларации, он израсходовал около 2,3 млн руб.
Автоплей релевантное видео
«Единая Россия» победила в 198 одномандатных округах из 217, где выдвигала кандидатов. Коммунисты провели в новый созыв девять одномандатников, эсэры — восемь, ЛДПР — два. Еще по одному депутату прошло от Партии роста, «Родины» и «Гражданской платформы».
В преддверии выборов в Госдуму в 2016 году политологи считали, что для победы в одномандатном округе кандидату потребуется в среднем 100 млн руб., что в несколько раз больше допустимого размера фонда. По их мнению, тогда кампания стоила в среднем $10 за каждый голос, необходимый для победы.
На что шли средства избирательных фондов
Основной статьей расходов в ходе предвыборной кампании остается «выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов». У большинства кандидатов — 136 человек — именно она является самой значимой. На втором месте — расходы «на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами России по договорам», куда входит, в частности, интернет-реклама.
У 22 кандидатов основные расходы были связаны с услугами «информационного и консультационного характера», еще у шестерых — с агитацией с помощью телевещания. В частности, ставку на телевидение в своей кампании сделали Ирина Яровая (на эти цели она израсходовала почти 5,6 млн руб.), Андрей Скоч (4,4 млн), а также Анатолий Грешневиков (почти 2,9 млн) и Анатолий Лисицын (2,2 млн).
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, в итоговых финансовых отчетах 22 кандидатов из разных округов оказались расходы на проведение массовых публичных мероприятий. В большинстве своем эти суммы не превышали 100 тыс. руб. В то же время кандидат от «Единой России» Александр Хинштейн, согласно отчету, израсходовал на публичные массовые мероприятия более 5 млн руб. Примерно столько же потратил кандидат из Санкт-Петербурга Михаил Романов. Вячеславу Дамдинцурунову из Бурятии мероприятия обошлись в 6,6 млн руб.
Избирательный фонд кандидатов чаще всего формировался благодаря пожертвованиям юридических лиц и собственным средствам кандидатов. Политические партии напрямую выделяли средства лишь 21 кандидату, в основном баллотирующимся в Москве. Избирательные фонды единороссов в столице формировались по похожей схеме: 20 млн руб. как добровольные пожертвования юридических лиц и 20 млн от партии.
Согласно отчетам, только собственные средства на кампанию потратили кандидаты Мурад Гаджиев из Дагестана (579 тыс. руб.), певец Денис Майданов (Московская область, 1,5 млн руб.), Вячеслав Володин, Илья Вольфсон из Татарстана (чуть более 9 млн руб.) и другие, всего 21 человек.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.