— Не могу сказать, что он меня потряс. (Смеется.) Но я поняла, что в этом сценарии есть где развернуться, есть основа, на которой можно много чего придумать! И, конечно, свою роль сыграло то, что режиссером проекта был Дмитрий Владимирович Брусникин.
— Нет! Дмитрий Владимирович не сразу захотел меня взять. Мне кажется, он изначально представлял в роли Александры Кушнир совершенно другую актрису. Я совсем не похожа на Киру Седжвик, сыгравшую героиню в оригинале — американском сериале, адаптацией которого является «Ищейка». К тому же у Дмитрия Владимировича было огромное количество своих студенток — целая армия «его» актрис, кого он знал, любил, воспитывал и нянчил, как своих детей. И почему он сразу должен был выбрать меня? Я должна была его убедить. И я убедила…
— Может, кто-то из коллег так делает: если играет врача, устраивается на пару недель на работу в больницу. Но, мне кажется, для роли все может подсказать твоя актерская фантазия. Если она есть, конечно.
— Мне кажется, это слишком громкие слова. Просто благодаря «Ищейке», тому, что зрители полюбили мою героиню, они стали смотреть другие мои фильмы — снятые 5, 10, 15 лет назад. Вот это мне очень приятно! Люди пишут мне в Instagram, по счастью, только теплые, позитивные комментарии — и часто признаются, что именно благодаря Александре Кушнир познакомились и с другими моими героинями… Но популярность «Ищейки» действительно огромная. Проявления зрительской любви меня иногда поражают. Стоишь в пробке, совершенно не накрашенная, стекла в машине закрытые, замерзшие. А люди из другого автомобиля вдруг начинают улыбаться, махать руками. Как они узнают?! Или вот история. Мой директор отдыхал в Таиланде, спустился в лобби отеля, а там стояла небольшая очередь из русских отдыхающих.
Тут я ему звоню, на телефоне высветилось мое фото, это заметила дама, которая стояла рядом. Не знаю, как она разглядела эту маленькую фотографию. Когда директор закончил разговор, женщина посмотрела на него с изумлением: «Вы, случайно, не с Банщиковой говорили?» Директор подтвердил, и она пришла в восторг... В общем, очевидно, что после такого успеха трех сезонов «Ищейки», нужен четвертый. Несмотря на то, что нам будет трудно, ведь заменить Дмитрия Владимировича Брусникина невозможно. И вот, перед Новым годом, продюсеры мне сказали, что продолжение будет, уже в апреле начнем снимать.
— А для поклонников вы все-таки Банщикова, не Кушнир? К некоторым звездам имена и фамилии их персонажей буквально прилипают…
— Нет, фамилия героини ко мне не прицепилась, видимо, потому, что зритель знает меня и по другим ролям… Иногда, встречая поклонников, чувствую себя немного Алланом Чумаком, который на расстоянии заряжал воду энергией. (Смеется.) Иду по улице, а ко мне подходит человек и говорит: «Можно я до вас дотронусь? Вы такая позитивная, теплая — хочу от вас подзарядиться…» Или пишут в комментариях: «Аня, вы такая солнечная!» Мне, конечно, приятно это слышать и читать, но иногда про себя думаю: «Кто бы меня зарядил?» В жизни ведь по-всякому бывает. Семья у меня большая, работы много и в кино, и в театре, тоже иногда хочется к кому-то прислониться…
— В прошлом году в «Современнике» вы играли в спектакле «Загадочное ночное убийство собаки», а недавно Галина Борисовна Волчек пригласила вас в легендарную постановку «Крутой маршрут», которая идет на сцене театра почти 30 лет…
— Да, и я впервые вышла на сцену «Современника» на Чистых прудах: она только что открылась после реконструкции… Мне дали роль Фисы, которую играла Нина Дорошина. К сожалению, не видела ее в этом спектакле, но мне кажется, у Дорошиной всегда было столько энергии…
— Нина Михайловна ведь была намного старше вас, когда играла эту роль…
— В этом легендарном спектакле все исполнительницы сначала играли молодыми. А потом «Крутой маршрут» рос вместе с ними. Поэтому даже не знаю, сколько лет моей героине.
— Дети не смотрели этот спектакль?
— Нет, не успели еще. И у сыновей сейчас другие интересы. Они не на шутку увлеклись футболом — благодаря чемпионату мира, который прошел в России. Мундиаль просто снес им голову — постоянно бегают по дому с мячом и все время разговаривают о футболе. Когда проигрывает команда, за которую они болеют, — чуть ли не рвут на себе волосы от ужаса перед телевизором! Раньше старший, Мишка, зачитывался энциклопедиями по истории, а теперь у него другая тема — футбол. Он знает о нем все — об игроках, командах, соревнованиях! Причем сам играет не в футбол, а в баскетбол. А вот младший, Сашка, ходит в футбольную секцию в школе. Причем раньше к этой игре был холоден — занимался тхэквондо. А сейчас его невозможно выгнать с футбольной площадки: каждый день возвращается домой в 9 вечера. Приходит и говорит: «Все, мама, готовься: меня скоро выкупят за большие деньги, и я уеду играть за границу…»
Недавно сыновья вместе с папой съездили в Англию на матч «Манчестер Юнайтед» — «Эвертон». И это произвело на них колоссальное впечатление. Мальчишки были в полном восторге. А потом, когда мы спросили, что им подарить на Новый год, сказали: «Ничего не надо! Только футболку с автографом Пеле — в рамке, чтобы на стенку вешать. Папа, когда мы были в Манчестере, сводил нас в музей футбола, и мы видели там такую…» Мы с Севой (Всеволод Шаханов, адвокат, муж Анны. — Прим. ред.), конечно, заказали эту футболку и положили под елку. В общем, не понимаю, чем это помешательство закончится. Знаю только, от кого у сыновей такая страсть к футболу. У меня дедушка всегда болел за «Зенит». На ручках его кресла были выемки: когда любимый клуб проигрывал, он начинал в ярости колотить кулаками по креслу. Это был просто ужас, мы не знали, куда деться. А тут мои дети, когда продувает их команда, тоже начинают чуть ли не головой об пол биться… Наверное, дедушка так переживал, потому что в то время вокруг не было слова живого, правдивого, а футбол был таким занятием, где можно было увидеть живых людей и живые эмоции.
— А Маша посещает какие-то секции? Или вы по-прежнему скептически относитесь к модному нынче «раннему развитию»?
— У ребенка должно быть не раннее развитие, а нормальное детство. И я не мучаю Машу иностранными языками. И няня у нас не филиппинка, без знания английского. Моя дочка и так прекрасна — без филиппинки. (Смеется.)
— Вас на экране Маша узнает?
— Конечно! Раньше еще и экран телевизора, когда я на нем появлялась, целовала. Но сейчас уже перестала.
— «Ищейку» она смотрит?
— У меня все дети любят «Ищейку» смотреть. И еще подпевают: там такой мотив есть узнаваемый, и они его повторяют.
— Снимать в кино детей не стремитесь?
— Нет, съемки — это тяжелая работа. Хотя у Маши артистические задатки, видимо, есть. Интересно, что мы внешне похожи, а характеры у нас совершенно разные. Я маленькая была очень стеснительная. Когда с родителями приходила в гости, забивалась в угол и молчала — из меня слова нельзя было выдавить. И дома редко танцевала или пела, не воображала из себя артистку. И сниматься в кино — чтобы меня показывали на телеэкране — тоже не хотела.
— Но ведь почти все девочки в определенном возрасте мечтают примерять красивые платья, хотят быть похожими на ту или иную кинозвезду…
— А я — нет: роль Джульетты или Анны Карениной на себя никогда не примеряла. И когда все-таки стала артисткой, у меня всегда было только одно желание — заниматься любимым делом. А популярность для меня — лишь возможность выбирать ту или иную роль, проект. Звездные же капризы, когда актер хочет, чтобы на него все обращали внимание, — это совсем не мое. А уж тусовки, на которые нужно как-то специально одеваться, делать вечерний макияж и прическу, — тем более. Я все это не очень люблю. В общем, в кресло гримера сажусь только за деньги. (Улыбается.) А в обычной жизни вообще не крашусь. Утром встаю, волосы собираю в хвост и — вперед, понеслось: сыновей отправляю в школу, Машу с няней — на прогулку, а сама — работать, работать и работать. Сажусь в машину и мчусь в Москву (мы живем за городом) — на пробы, или на съемки, или на репетицию в театр. И пока еду до города, начинаю отвечать на бесконечные звонки. Когда тут краситься?
— Но ведь вы из актерской семьи! Ваша бабушка Полина Борисовна, заслуженная артистка, была ведущей солисткой Ленинградского театра музыкальной комедии и преподавала вокальное мастерство в ЛГИТМиКе. Вы же наверняка благодаря ей уже в детстве выходили на сцену…
— А вот и нет, не выходила. Может, потому, что в оперетте детских ролей нет. Конечно, ходила с бабушкой в театр, смотрела спектакли из-за кулис, но чтобы рваться на сцену — боже упаси! Мне кажется, все дети тогда были такими скромными и тихими, как я. И не водили нас мамы никуда особо — ну, в филармонию раз в полгода. А еще раз в год на Черное море вывозили. По горящей путевке. И все. Не то что сегодня, когда у детей столько развлечений. Вообще с детьми тогда так не нянчились, как сейчас. Моя мама-инженер много работала, мамина мама, бабушка, с которой я жила, тоже была занята на двух работах. Зато мы были гораздо самостоятельнее. Я даже из детсада иногда домой сама возвращалась — он был рядом совсем. А когда училась в школе, брала ключ, который взрослые оставляли под ковриком перед входной дверью, открывала квартиру, разогревала обед… Но современные дети умеют другие вещи. Например, мой старший сын Миша может пятичасовую экскурсию по любому музею мира провести. Я точно не сумею, а он столько всего знает! И удивлять дети меня не перестают. На день рождения всегда дарят мне открытки и свои поделки. Когда читаю поздравления, которые они сами сочинили, чуть не плачу от счастья…
— Как раз на днях у вас день рождения. Не расстраиваетесь из-за того, что станете на год старше?
— Ой, кстати, а сколько мне исполняется?.. 43? Нет, 44… Никогда не переживала из-за возраста: морщин на лице пока нет, так зачем на цифры внимание обращать? Мне некогда переживать: у меня большая семья — трое детей, много работы. Это дамы, которым делать нечего, сидят и в ужасе подсчитывают, сколько им стукнуло, а у меня нет времени на эту фигню…
— Как будете отмечать?
— Не знаю до сих пор. Вообще никогда заранее не представляю, как проведу этот день. Я в принципе не люблю «расписывать» жизнь — планирование не мой конек, стараюсь жить сегодняшним днем. Поэтому как утром захочу провести день рождения, так его и проведу. Друзья знают, что Банщикова может позвонить утром и пригласить на ужин — в этот же день. Или не пригласить, потому что будет на съемках или просто не захочет отмечать.
— Какие дни рождения вам запомнились больше всего?
— Когда училась в восьмом классе, была влюблена в мальчика Кирилла — классного такого парня, отличника. И вдруг накануне моего дня рождения он пригласил меня покататься на санках в Сестрорецке (это пригород Питера). Я, конечно, была счастлива и сразу согласилась. Приезжаем и видим: гора там просто гигантская и очень крутая. Но я смело села с Кириллом на санки, и мы помчались на бешеной скорости. Пару раз прокатились нормально, а на третий санки занесло — мы упали, и я сломала лодыжку. Кое-как Кирилл доволок меня до больницы, где мне наложили огромный гипс на всю ногу. Но это не помешало мне устроить день рождения! Причем одноклассники на руках дотащили меня с улицы до квартиры: жили мы — на минутку — на пятом этаже без лифта.
Это же про меня песня группы «Секрет» «Моя любовь на пятом этаже» — если вы не знали. (Улыбается.) Однако самый запоминающийся праздник устроил мне муж на сорок лет. Я не хотела отмечать. И Сева со мной согласился: нет так нет. Но в день рождения сказал: «Давай все-таки сходим куда-нибудь». Я согласилась и как была — в джинсах и в майке — поехала. Заходим в ресторан, и вдруг отовсюду — из углов, из дверей, из-за диванов — выскакивают мои друзья! Человек сто, наверное. Я была в шоке, ведь Сева ничем не выдал, что долго готовил этот вечер — всех обзванивал, со всеми договаривался... Я вообще сюрпризы не люблю — и приятные, и неприятные. И тут тоже испугалась, хотела даже сбежать. Но в итоге получилась вау какая вечеринка — все веселились до утра.
— А вскоре после этого праздника подарок вам преподнесла и судьба: вас пригласили на кастинг в сериал «Ищейка». Кстати, не переживаете, что даже такой известной актрисе, как вы, надо проходить кастинг?
— Не люблю это противное слово — «кастинг», я всегда говорю «пробы» и ходить на них люблю. Некоторые актеры на таких встречах чувствуют себя некомфортно, считают их чем-то унизительным. А я — нет. По-моему, это нормально, когда режиссер хочет увидеть, что ты можешь, а у тебя есть шанс это показать. Это часть профессии, к которой я нормально относилась, уже когда училась в ЛГИТМиКе. Хотя тогда были трудные для кино годы, фильмов снималось мало, а хороших тем более. Я в то время почти всегда получала отказы.
— Почему?
— Не знаю… Приходила, читала текст, который мне давали, а потом слышала: «Ой, вы такая молоденькая, такая яркая, вам бы в сказках сниматься. А у нас фильм о реальной жизни, а она сейчас — сами знаете. А вы, Аня, не такая. Ну, не из нашей жизни...» И это выражение «не такая», эти отказы слышала на пробах не один раз…
— Может, вы тогда как-то необычно выглядели, экзотично одевались?
— Да вы что! Макияжа яркого никогда не носила, хотя тогда все-таки красилась — в юности всем хочется выглядеть старше. А одевались мы, актеры-студенты, одинаково — носили такие тонкие черные свитера с высоким воротом. В Москве они назывались «водолазки», а у нас в Питере — «бадлоны». У меня были одни черные брюки и два черных бадлона, которые меняла по мере надобности.
— Не теряли веры в себя после очередного отказа?
— Да нет, я вообще по жизни оптимистка. Рефлексирую, но не настолько, чтобы ныть и жаловаться на судьбу. Да и не было у меня каких-то долгих периодов без кино, я часто снималась и у хороших режиссеров.
— Да, и эти роли и картины очень разноплановые: боевик «Охота на пиранью» с Владимиром Машковым в главной роли, сериал «Жуков», где вы сыграли жену маршала, современная драма «Попытка Веры», в которой вы — любовница главного героя...
— Новая роль — это же всегда так интересно... Вообще, как бы ни складывалось с работой, все время стараюсь двигаться вперед, вижу вокруг себя и впереди только хорошее. А когда двенадцать лет назад у меня появился сын, потом еще один, а затем еще и дочка, для депрессий и пессимизма вообще не осталось повода.