— Скоро на экраны выйдет несколько ваших новых работ, в их числе полюбившаяcя всем «Ищейка» на Первом канале, уже шестой сезон, и «За полчаса до весны» в онлайн-кинотеатре START. Последняя — о легендарных «Песнярах». Вы сыграли жену Мулявина — Лидию Кармальскую. Чем запомнилась эта работа?
— У Лидии Кармальской удивительная биография. Эта женщина полностью посвятила себя мужу Владимиру Мулявину, бросила блестящую карьеру актрисы (она выступала в редком жанре художественного свиста), была мощной опорой, тылом и вдохновением для своего знаменитого мужа. В моей жизни однажды была похожая история, и я хорошо понимаю, что это значит. Она очень многое сделала для «Песняров», оставаясь в тени, поэтому мне было важно донести до зрителя ту невероятную любовь, которая была между ней и Мулявиным — со множеством препятствий, как это и бывает в жизни. Сыграть реального человека — большая ответственность, невозможно что-то нафантазировать, важна правда, абсолютная достоверность и простота.
«Песняры» — это целая эпоха. Я люблю то время, шестидесятые — восьмидесятые годы, которое хорошо знаю по фильмам. Позитивное и немного даже наивное, нам всем сейчас этого не хватает.
— Аня, давайте поговорим о современных женщинах. Кому, как не вам, знать их психологический портрет: вы играли и супругу Жукова, и начальника уголовного розыска, и директора овощного рынка, и содержанку. Мужчины всего мира считают наших женщин очень красивыми, но мы почему-то себя недооцениваем. Как вам кажется — почему?
— Наверное, корень этих проблем часто родом из детства. Вообще, в советское время не было принято хвалить своих детей, а уж тем более говорить девочкам, какие они красивые. Я, например, каждый день говорю своей дочери Маше, что она красавица, а раньше это считалось неприличным, поэтому вырастали целые поколения с кучей комплексов. Было принято больше ругать, и таким образом казалось, что ты ребенка мотивируешь. Девочка должна была быть скромной, прежде всего хорошо учиться, а все остальное приложится. Многие выросли без отцов, у каждой второй девочки в моей школе, как говорится, папа ушел за хлебом и не вернулся, и я, увы, не исключение. А поддержка мужчины для девочек безусловно важна с раннего детства. Поэтому наши женщины всю жизнь все это наверстывают, наряжаются каждый день, с раннего утра уже в боевом раскрасе, на каблуках — ни в одной стране мира такого не увидишь. Вспоминаю, как лет в восемнадцать-двадцать я ходила в мини-юбке и на огромных двадцатисантиметровых каблуках... даже на пляж! У меня, слава богу, миновал уже этот период. Сегодня мне жалко на это времени, наряжаться для меня — часть работы.
— Поэтому мы, женщины, больше заморочены, чем мужчины?
— Конечно. Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам. Помню, я только родила, мне позвонили и спросили:
— А вы можете вручить премию? Для нас важно, чтобы были именно вы.
Я как раз выписывалась из роддома и ответила:
— Да, конечно.
Потом повесила трубку и подумала: «Зачем я это сказала?!» Чтобы выбраться в свет, мужчине достаточно надеть чистую рубашку — и то ее погладит жена. А женщинам же надо уложить волосы, обновить маникюр, как минимум накраситься. Влезть в платье, какое — не знаешь, надеть-то, как всегда, нечего. И вот он уже стоит полчаса в дверях и говорит: «Ну когда мы уже выйдем, из-за тебя, как всегда, опаздываем!»
— Мы стараемся, потому что хочется же нравиться мужчинам?..
— Мужчинам, как ни странно, абсолютно пофиг, они на весь этот антураж внимания не обращают. Им гораздо важнее, чтобы мы были легкими, веселыми, смеялись над их остроумными шутками, поднимали настроение, мотивировали. И вообще, я точно знаю: если мужчина тебя любит, то он любит любой, такой, какая ты есть. Это мы, женщины, между собой договорились, что надо стараться соответствовать, а кому и чему, непонятно. Иногда это так бросается в глаза и становится таким очевидным!
— Например летом на Патриках...
— Да, вокруг исключительно ухоженные, красивые и очень нарядные с утра девушки. И это не значит, что они на работе, они просто очень одинокие и находятся в поисках любви. Ощущение, что целыми днями только собой и занимаются. Очевидно, что эта задача становится важнее всего остального. И ориентируются исключительно друг на друга, листая ленту «Инстаграма» и меряясь, у кого сумка круче.
— У вас, Аня, был этап в жизни, когда внешнее казалось важнее внутреннего?
— Это присуще юному возрасту, когда ты еще не уверен в себе, когда ничего другого кроме внешности нет. И нечего предъявить, нечем привлечь внимание. Сейчас в силу возраста абсолютно все равно, как меня воспримут все эти люди вокруг. Так и должно быть, потому что всему свое время. Когда взрослые женщины пытаются выглядеть как восемнадцатилетние — это странно и смешно.
— Вашей дочери Маше четыре года, еще немного — и начнутся смелые эксперименты и самовыражение. Будете решать проблемы по мере поступления или уже сейчас продумываете политику?
— Маша у нас уже сама все решает. В ней ярко проявляются все самые сильные женские черты нашего рода. Например моей бабушки, женщины невероятного магнетизма. Мне всегда нравилось то, как она выглядит, как себя ведет, что и как говорит... (Полина Борисовна Банщикова была ведущей солисткой Ленинградского театра музыкальной комедии. — Прим. ред.) Пока я была маленькой, не понимала, что бабушка — женщина, как принято говорить, роковая. А сейчас, уже после ее смерти, меня до сих пор находят какие-то незнакомые люди и говорят: «Хотим передать вам письма отца, он был поклонником Полины Банщиковой. Писал ей любовные послания, которые, видимо, не отправил».
— В личной жизни роковая женщина была счастлива?
— Ее муж, мой дедушка Олег Георгиевич, на тринадцать лет моложе бабушки. Он любил ее всю жизнь, буквально боготворил. При этом в него самого постоянно влюблялись женщины, потому что в молодости, да и до сих пор, мой дед — невероятный красавец.
— Как вам, Аня, кажется, манкость можно воспитать?
— Нет, невозможно... Если девочке удастся попасть в определенную среду, появляется шанс развить то, что уже заложено природой. На пустом месте ничего не вырастет. Даже актера, если говорить о нашей профессии, мне кажется, нельзя воспитать. Поучился в институте и вдруг стал прекрасным артистом? Такого не бывает.
— Как-то Василий Ливанов сказал: «Характер — это то, как ты проявляешься в разных обстоятельствах». У вас самой какой характер?
— Не знаю. Мы же разные — дома одни, на работе другие, с детьми третьи. Проявление характера зависит от разных обстоятельств. Вот, например, все промолчат, а я скажу! И скажу то, что думаю! Не могу пройти мимо несправедливости.
Как-то прочитала одну прекрасную статью Дмитрия Быкова. В ней говорится о том, что на свете есть хорошие люди и добрые. У хороших всегда все четко и правильно. Они хорошие для всех вокруг, никогда себя не уронят, не выйдут за рамки, всем удобные и всем нравятся. А есть добрые... Раздолбаи по жизни, но зато настоящие! Неравнодушные. Им не все равно, что происходит вокруг, и наплевать на то, что подумают о них другие. Это как раз больше про меня, наверное.
— Аня, судя по всему — вы человек эмоциональный. Интересно, когда закипаете, то быстро отходите?
— Я самый отходчивый человек на свете. Хотя могу высказаться в лицо, не держа фигу в кармане. А когда уже все сказала, сразу хочу мириться. Мне кажется, что с друзьями, близкими так и следует общаться — начистоту. Я и сама люблю слышать правду, кто еще ее скажет, как не неравнодушные, близкие тебе люди? Меня невозможно обидеть, любую критику воспринимаю с юмором.
— Ну, например, если опоздали и вам прямо говорят: «Банщикова, тебе не стыдно?!» Вы извиняетесь, оправдываетесь, шутите?
— Ой, давайте не будем говорить про опоздания. Этих злосчастных пятнадцати минут всегда не хватает. Стоит мне начать собираться, как я теряюсь, перестаю ощущать время. Уже в дверях, когда почти вышла, вдруг вспоминаю, что не взяла телефон, или ключи, или документы, начинаю искать, а их нигде нет, как назло! Но когда приезжаю с опозданием, чувствую себя неловко, конечно.
— Не могу не спросить по поводу соцсетей. Ваши посты в «Инстаграме» немногословны... А большинство женщин очень любят порассуждать, ждут лайков и одобрения фотографий.
— Соцсети сегодня очень важны, я, например, являюсь медиадоном, это когда артисты записывают видео-поздравления для разных людей, а вырученные деньги идут в благотворительный фонд «Дети-бабочки», который я поддерживаю. У меня большое число подписчиков, поэтому есть возможность это делать, да и вообще помимо этого люди следят за моими работами, за жизнью. Давать информацию о съемках, о спектаклях — сегодня это часть актерской профессии. И знаете, я очень рада тому, что пишут в комментариях. Среди моих подписчиков практически нет хейтеров, а есть огромное количество позитива, мне шлют множество невероятных посланий. Это очень ценно.
— Прежде чем выложить фотографии, долго их подбираете и обрабатываете?
— Вообще не парюсь по этому поводу. У меня нет ни времени, ни сил сидеть целый вечер, подыскивать фотографии поудачнее, обрабатывать. Зачем — чтобы похвастаться? Это какая-то комедия! Все стараются выложить в «Инстаграм» лучшее, поэтому и кажется, что у других жизнь ярче, веселее, бодрее. У меня есть идея снять кино на эту тему. Про несоответствие реальности и иллюзии в Сети. Некоторые девушки, я знаю таких, специально куда-то идут, чтобы сделать селфи в определенном месте, в определенной одежде, с определенными людьми.
— Вы поглядываете на экран телефона... Зависите от него?
— Да, конечно, не всегда получается отключиться. Мне всегда неудобно кому-то не ответить. Когда вижу отчет за неделю, сколько времени провела с телефоном в руках, каждый раз не могу в это поверить! Становится страшно.
Если бы у меня не было важных дел, не надо было решать десятки вопросов — и бытовых, и профессиональных, я вообще отключила бы телефон, избавилась от него.
— Аня, с детьми что делать? Телефоны — это родительская боль...
— Я умываю руки, товарищи. Не знаю, что делать... Дал телефон ребенку, и все — можно не кормить, не поить, забыть, что он вообще есть. Я думаю, что многие так и делают. Это действительно проблема. Моя Маша, наверное, могла бы залипнуть в телефоне на весь день! Если мультик смотрит, вообще не прервать, сразу истерика.
Маленьким детям надо стараться их не давать, оттягивать знакомство как можно дольше. Хотя это тоже не вариант... Мы же не в лесу — как изолировать ребенка от мира, не посадить же в клетку?
— А с подростками что делать? Как отследить, что они смотрят?
— Я не контролирую то, что смотрят в Интернете старшие дети, это их личное дело. Они взрослые парни, и у нас полное доверие... Убеждена, что чем больше запретов, тем сильнее желание их нарушить.
— Многие мамы говорят, что необходим контроль, а если подростки на сайты взрослые полезут?
— Значит, полезут. Не на этом телефоне, так на другом. Что делать? Ничего... Моя позиция, и я о ней говорила уже не раз, это не трястись над детьми, как бы чего не вышло, а воспитывать их. Любить! Научить отличать талантливое от бездарного, слышать, видеть и чувствовать.
— Это и есть гарантия...
— Гарантий никаких нет, как бы вы ни старались. Но по крайней мере есть шанс, что дети разберутся во всем, что происходит вокруг, и из всевозможного разного выберут действительно нужное. Пока они маленькие, мы еще как-то можем влиять на их выбор, на интересы. Но время летит, и вместо «Мамочка, полежи со мной, почитай мне!» — доносится: «Мама, пожалуйста, закрой дверь. Я занят, разговариваю с друзьями». И уже ты просишь времени и внимания: «Сынок, можно я с тобой посижу?» Когда-то тебе было некогда, теперь детям. И это происходит в секунду. Ты уже свое время упустил. Так устроена жизнь.
— Любая мать подтвердит, что именно так все и происходит. И это повод для страха, еще и того, что сын выберет неподходящую девушку.
— Пока мне трудно рассуждать, что будет, когда у сыновей появятся девушки.
— Как вам кажется, следует ли женщине стараться нравиться матери мужа?
— Если ты нравишься своему мужчине, нет необходимости искать одобрения его матери. Это не твоя проблема, если свекровь почему-то не в восторге от вашего союза. Об отношениях с мамой мужа беспокоятся те женщины, которые мужчинам своим не нравятся. Тогда они стараются понравиться их мамам.
Поскольку у меня с любовью мужей никогда не было проблем, то я и не парилась по поводу их мам.
— Еще один вопрос о женских триггерах. Для вас тема возраста болезненная? Есть желание выглядеть много моложе своих лет?
— Нет. Пока у тебя маленькие дети, ты молода. И это очень круто. Среди моих ровесниц ведутся разговоры о возрасте и о себе, но я их пока не понимаю. Чувствую свой возраст, ощущаю его, но не хочу ничего избежать, пропустить. И меня совершенно не волнует новая морщинка, не возникает все это безумное: надо подтянуть и то, и другое, и третье! Зачем?!
Я не боюсь быть в кадре некрасивой, неюной. Для многих женщин это действительно триггер, они теряют чувство юмора, самоиронию, начинают молодиться, а в итоге не кайфуют от всего того, что дарит возраст. В этом вся проблема! Моложе выглядишь, только если остаешься легкой на подъем, веселой, если получаешь удовольствие от жизни. Но мы про это уже говорили.
— Как вам кажется, почему очень часто в комментариях под фотографией Мерил Стрип или Моники Беллуччи наши женщины пишут: «Молодец! Вышла в платье без рукавов, с декольте, в короткой юбке!»? Если тот же образ повторит наша взрослая актриса, начнется критика. Что с нами не так?
— Может быть, у нас более консервативные люди? И вообще больше ханжей: матом не ругнись, слово «жопа» не скажи. «Сорок пять?! Все! Что ты себе позволяешь?! Сиди на печке!» — хотя телевизор смотрят больше женщины средних лет и им интереснее героини взрослые, а не те, которые годятся в дочки. В чем успех «Ищейки»? В том, что Александра Кушнир — женщина, похожая на каждую из нас. С теми же комплексами и проблемами.
— Кушнир — женщина средних лет. Это исключение из киношных правил, обычно сорокалетние играют мам главных героинь.
— Мы дали ровесницам Александры Ивановны шанс! Показываем, что сорокалетние ведут очень активную жизнь. Кстати, в новом сезоне, который выйдет совсем скоро, будет много интересного на эту тему.
— Аня, если вдруг создатели «Ищейки» скажут вам, что пишут сценарии еще на пятнадцать сезонов, согласитесь участвовать или побоитесь застрять в одной роли?
— Моя героиня умеет перевоплощаться, она всегда разная, играть ее нескучно. То ранимая как ребенок, то жесткая. В историях мы показываем человеческие проявления, это всегда цепляет. Александра Ивановна — рефлексирующая, не очень уверенная в себе, иногда нелепая.
И мужчины ее любят вопреки всем стандартам. За то, что естественная, настоящая, талантливая, а не за то, что она как-то невероятно выглядит или очень красивая, юная.
Наверное, именно поэтому зрители уже несколько лет с нетерпением ждут выхода новых серий. Что касается «застрять в одной роли»... Нет, не боюсь. Знаете, это очень грустно, когда актер играет в сотнях сериалов, но при этом везде одинаковый. И складывается ощущение, будто бы он лишь рубашки переодевает.
— Аня, еще одна тема женских переживаний — это фигура, лишние килограммы, вечное желание похудеть. Но последнее время набирает популярность бодипозитив. Это модно, когда женщина с лишним весом говорит: «Ну хорошо, я вот такая и принимаю себя в своем теле». Какой взгляд на себя вам ближе?
— Принятие себя такой, какая есть, — это самое прекрасное, крутое, что вообще может быть! Большое счастье. Сколько мы знаем счастливых женщин, которых любят прекрасные мужчины, у которых замечательные дети — и они не модели внешне. И сколько красивых, абсолютно идеальных, по сути, трагически несчастных. Внешность и счастье вообще никак не связаны. Полюбите себя — и вас полюбят!
Я лично никогда не парилась насчет сантиметров талии или килограммов. Наверное, потому что, еще раз повторюсь, не в этом суть. А что касается кино, куда важнее для меня сама эстетика изображения, соответствие образа роли. Когда, допустим, играешь что-то серьезное, а у тебя челка глупо завилась или снимают так, что рука больше головы, вот тогда расстраиваюсь. Это мешает зрительскому восприятию, выглядит не художественно, а неряшливо. Но часто сериалы снимают в таком быстром темпе, что просто нет времени и возможности предусмотреть все нюансы. Нередко слышу от людей на улице: «Ой, какая вы в жизни худенькая, какая хорошенькая!» Я не тот человек, который контролирует каждый кадр и бегает к монитору на плейбек. Привыкла, мне уже в принципе по фигу, если меня снимут так, что добавятся килограммы. Камера увеличивает, да еще при постановке света наспех часто все получается просто ужасно. Для себя я решила так: самое разумное — это забить! Речь не о принятии халтуры, а о реалистичном взгляде на жизнь, понимании того, что иногда с этим ничего нельзя сделать.
— Как вам кажется, ощущение счастья зависит от наличия мужчины рядом?
— Конечно, важно быть любимой. Какими бы мы ни были самостоятельными, крутыми, независимыми, хотим, чтобы нас любили. Но еще важнее любить самой. Уверена, что ни одна женщина не хочет быть одна, что бы она ни декларировала.
— Остается понять, где же найти мужчину, ведь мы все больше переходим на территорию онлайн. Как вы относитесь к знакомству в Интернете?
— Не знаю об этом ничего, ведь я давно замужем и у меня трое детей... Но по ощущению, в этом есть какая-то неловкость. Ведь познакомиться на улице или в кафе куда приятнее и интереснее.
Я все-таки, наверное, консерватор. Сейчас все становится слишком просто. Но ведь чем сложнее достижение цели, тем интереснее. Главное процесс, а не результат. Когда-то люди писали друг другу любовные письма, бегали к телефонным автоматам, чтобы сказать «люблю».
«И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата», — пела Пугачева.
Смотрите, как сейчас рядом с нами в кафе мы видим: сидят парень с девушкой, явно на свидании, и практически весь вечер в телефонах. Или, я помню, как-то ехала в такси и услышала по радио, как говорят:
— Передайте привет моему мужу и скажите, что я его очень люблю.
— Где ваш муж? В командировке? — спросила ведущая.
— Нет, рядом сидит!
Что вы скажете на это?
— Если вам нужно сыграть одинокую женщину, у которой не складывается личная жизнь, что станет ориентиром для понимания сути героини? Существуют типаж или определенные черты характера, которые ведут женщину к одиночеству? Может быть, все беды от наших непомерных требований к мужчинам?
— Дело не в требованиях. Я, например, тоже с непомерными... К мужчинам, к себе, к работе — ко всему. Проблема, как мне кажется, в рефлексии, излишних переживаниях. В постоянном ощущении, что можно иметь что-то лучше того, что есть.
Одиночество, скорее, связано с неудовлетворенностью — в семье, в профессии, с нехваткой любви, заботы, сильного плеча рядом. И тогда ценности переворачиваются с ног на голову. Но если радоваться всему тому, что происходит, жизнь прекрасна и удивительна. Так что выбор за тобой — либо получаешь удовольствие от каждого прожитого дня и находишь во всем позитив, либо нет.
Не нойте, вырвите себя из замкнутого круга, прекратите жаловаться на жизнь, меняйте ее. Хотя бы просто встаньте с дивана и подумайте: чего вы хотите, что вам на самом деле интересно, в чем ваше предназначение. И все сложится.
Редакция благодарит за помощь в организации съемки отель CROWNE PLAZA MOSCOW WTC.