Неоднозначный законопроект правительства, отменяющий норму бесплатного провоза багажа для невозвратных авиабилетов, неожиданно получил отрицательную оценку двух комитетов Совета федерации (СФ). Там рекомендовали отклонить закон, считая, что он ухудшит положение пассажиров, вынуждая их покупать более дорогие билеты. Но критика сенаторов может и не остановить законопроект: во вторник профильный комитет по экономполитике еще раз соберется для его обсуждения. Среди участников рынка нет единого мнения о последствиях введения безбагажных билетов. В «Аэрофлоте» и Nordwind настаивают, что это снизит цену перевозки, а в UTair считают, что тариф введет пассажиров в заблуждение.
Комитеты СФ по экономполитике (профильный) и конституционному законодательству (соисполнитель) в понедельник рекомендовали отклонить на сегодняшнем заседании палаты правительственный законопроект об отмене обязательной нормы провоза багажа, включенного в стоимость невозвратного авиабилета.
Это первый голос законодателей против безбагажных билетов. Как сообщал “Ъ” 19 июля, на прошлой неделе Госдума вытащила проект из долгого ящика (он был внесен три года назад). Его приняли во втором и третьем чтениях без особых споров. Документ исключает из тарифа расходы на перевозку минимальной нормы багажа. Поправки сохраняют в Воздушном кодексе (ВК) для возвратных билетов право сдавать в багаж не менее 10 кг, но невозвратный тариф «может не предусматривать» норму сдаваемого багажа. Перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета. Отдельно предлагается внести в ВК нормы ручной клади.
В заключении комитета по конституционному законодательству за подписью его главы Андрея Клишаса поясняется, что при принятии закона в Федеральных авиационных правилах необходимо «конкретизировать понятия “ручная кладь” и “вещи, находящиеся при пассажире”». Иначе перевозчик будет устанавливать вес и габариты ручной клади «без каких-либо минимальных норм», может быть введена «норма, стремящаяся к нулю». Тогда пассажиру придется покупать билеты по более дорогому тарифу — с привычными условиями провоза багажа и ручной клади,— а это приведет не к снижению стоимости перевозки, а к ее повышению. В комитете также сочли, что в законодательстве до сих пор не определен правовой статус работы лоукостеров. В этом случае другие авиакомпании — не лоукостеры — могут этим злоупотребить, их пассажиры могут не знать о невозможности провоза минимального бесплатного багажа по тарифу. Возможная экономия авиакомпаний из-за частичного отказа от расходов на погрузку багажа — около 45 руб. с пассажира — «несоразмерна ограничениям, с которыми столкнутся пассажиры». Положения закона могут «отрицательно сказаться на гарантиях прав пассажиров» и ухудшить их положение, что противоречит Конституции (в ст. 55 говорится, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы»). Комитет рекомендовал доработать закон в согласительной комиссии с Госдумой. Сенаторы также хотели бы получить от Минтранса разъяснения. В министерстве на запрос “Ъ” не ответили.
Но днем после заседания совета палаты источник “Ъ” в СФ сообщил, что профильный комитет соберется для обсуждения закона во вторник утром перед заседанием палаты. «Интерфакс» со ссылкой на источники сообщил, что палата планирует во вторник одобрить проект, так как возражения комитетов касались не принципа закона, а отсутствия нормативных документов к нему.
Минтранс уже опубликовал проект нормативных документов, но они могут вызвать новые вопросы – так, документы устанавливают обязательный провоз ручной клади не менее 5 кг.
Спикер Совета федерации (СФ) Валентина Матвиенко уже критиковала правительство за то, что оно не обеспечивает законы нормативными актами. Так, в конце 2016 года она заявила, что закон об отходах производства и потребления, принятый в 2014 году, не работает из-за неоднократного «переноса сроков вступления в силу его положений». А 14 июня СФ отложил рассмотрение закона о реестре госслужащих, уволенных из-за утраты доверия за коррупцию, так как проект постановления правительства поступил в палату слишком поздно и нуждался в доработке. Две недели спустя закон был одобрен.
В отрасли нет единого мнения о последствиях нового закона. В «Аэрофлоте» (в группу входит лоукостер «Победа») заявили “Ъ”, что каждая авиакомпания сможет предоставить ту услугу, которую хочет пассажир, и тот не будет переплачивать. По данным авиакомпании, 40% пассажиров «Победы» летают без багажа. Собеседник “Ъ” напомнил, что, несмотря на опасения в отрасли до введения невозвратных тарифов, это снизило цены. Коммерческий директор Nordwind Имран Назаров согласен, что пассажир сам определит «целесообразность оплаты необходимой услуги». Стандартная норма багажа составляет 20 кг, в соотнесении с весом пассажира получается, что затраты на перевозку единицы багажа могут составлять 10–15% цены билета, полагает он. В краткосрочном периоде авиакомпании могут снизить средний тариф, в долгосрочной — вырастет загрузка самолетов, считает топ-менеджер.
Но коммерческий директор UTair Павел Пермяков видит риски появления множества схожих тарифов. Многие покупают билеты через агрегаторы или агентства, где ранжирование предложений начинается от самых дешевых, поясняет он. Если пассажир по невнимательности купит билет без багажа, а на посадку придет с ручной кладью, он столкнется с серьезными трудностями. UTair видит будущее за тарифами, позволяющими одну единицу ручной клади в салоне.