В понедельник, 30 мая, в подмосковном Жуковском премьер Дмитрий Медведев открыл новый международный аэропорт. Как он появился, зачем нужен и будет ли востребован?
Проект строительства аэропорта был задуман в 2013 году, инвестор и оператор аэропорта — ОАО «Рампорт Аэро». 25% плюс одна акция компании принадлежит госкорпорации «Ростех», остальное — литовскому холдингу Avia Solutions Group, который занимается наземным обслуживанием в аэропортах нескольких европейских стран (Литва, Польша, Украина, Италия).
Новый гражданский аэропорт был построен на базе аэродрома Летного испытательного института им. Громова — главного советского авиационного испытательного института. По нечетным годам в Раменском проходит Международный авиакосмический салон. Аэродром, построенный в 1980 году, способен принимать любые типы воздушных судов без ограничения взлетной массы. Его взлетно-посадочная полоса — самая длинная в Европе (более 5 тыс. м). Теперь к ней пристроен пассажирский терминал общей площадью 17 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн пассажиров в год.
Объем инвестиций в «Жуковский» на первом этапе составил $27 млн, говорил гендиректор «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила. Общая стоимость проекта оценивается в 10 млрд руб. После ввода в строй второго терминала площадью 60 тыс. кв. м пропускная способность аэропорта должна составить 12 млн пассажиров. Для сравнения: аэропорт Шереметьево по итогам 2015 года обслужил 31,6 млн человек, Домодедово — чуть более 30 млн, Внуково — почти 16 млн человек.
Зачем в Подмосковье новый аэропорт?
Аэропорт в Раменском задумывался в 2013 году для того, чтобы разгрузить московские аэропорты, которые к тому моменту были сильно загружены, говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Последние 15 лет пассажиропоток в стране рос на 18–20% в год, чтобы удовлетворить спрос, Шереметьево и Домодедово начали обсуждение строительства третьих полос, вспоминает он. Но сейчас ситуация изменилась. Закрытие части международных направлений и падение доходов населения привело к сокращению пассажиропотока, и «крайняя необходимость в открытии нового аэропорта пропала», отмечает Рыбак.
В январе—апреле объем перевозок пассажиров через московские аэропорты снизился на 2,4%, согласно данным статистики Росавиации (по итогам 2015 года был рост на 0,6%). По оценке Рыбака, объемы перевозок пассажиров будут снижаться еще как минимум 5–7 лет. Жуковскому будет сложно конкурировать с действующими аэропортами на падающем рынке, считает Рыбак.
Какие компании будут летать из Жуковского?
В 2016 году Жуковский планирует обслужить 1,9 млн пассажиров, говорил Вайшвила. Одной из первых авиакомпаний, которая начнет выполнять регулярные рейсы из Жуковского, будет киргизская Air Kyrgyzstan, первый рейс запланирован на 20 июня, сообщил журналистам на церемонии открытия представитель перевозчика.
На церемонии открытия Вайшвила подписал соглашения еще с тремя авиакомпаниями: казахской SCAT и двумя российскими грузовыми авиакомпаниями «Скай Гейтс Эйрлайнс» и «Авиастар-ТУ». Какие еще авиакомпании будут базироваться в Жуковском, пока не сообщается. «Рампорт аэро» предлагала сотрудничество 20 авиакомпаниям из России и стран СНГ, о возможности летать в Раменское сказали представители двух — чартерного перевозчика Azur Air и «ЮВТ аэро», писали «Ведомости» в апреле.
Периферийные аэропорты во всем мире, как правило, используются для базирования лоукостеров, которые за счет низких аэропортных cборов устанавливают конкурентные цены на авиабилеты. Так, базовые аэропорты крупнейших европейских лоукостеров Easyjet и Ryanair в Лондоне — не основные Хитроу и Гэтвик, а второстепенные аэропорты Лутон (52 км от Лондона) и Стэнстед (62 км) соответственно. СМИ сообщали, что собственники Жуковского вели переговоры о переходе в аэропорт единственного российского лоукостера, «Победы» (входит в группу «Аэрофлот»). Но в марте гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков заявил, что лоукостер не планирует летать из Жуковского. По его словам, для перебазирования авиакомпании из Внуково должны быть предложены значительно более низкие тарифы на обслуживание и хорошая транспортная доступность. «С транспортной доступностью у аэропорта Раменское пока сложно», — пояснил Калмыков.
В периферийных аэропортах есть и традиционные перевозчики, отмечает Янис Дзенис из AviaSales — все зависит от тарифов. Например, добавляет он, рижский аэропорт, чтобы увеличить объемы перевозки пассажиров, давал скидки авиакомпаниям до 70%. Вопрос цены — один из ключевых критериев успеха Жуковского, согласен Рыбак: «Если цены в Раменском будут сопоставимы с другими аэропортами Москвы, это привлечет только те авиакомпании, которые по каким-то причинам не могут попасть в другие аэропорты». По мнению эксперта, у Жуковского есть шансы предложить перевозчикам конкурентные цены, так как после отмены ФАС регулирования тарифов в московском авиационном узле столичные аэропорты начали повышать сборы.
Можно ли удобно доехать до нового аэропорта?
Плохая транспортная доступность — один из главных недостатков нового Жуковского. До аэропорта нет прямого железнодорожного сообщения, автомобилем туда сложно добраться из-за пробок.
Предполагается, что в сентябре 2016 года РЖД реконструируют ближайшую к аэропорту станцию Отдых, до которой пойдет экспресс от Казанского вокзала, говорил заместитель гендиректора «Рампорт Аэро» Сергей Рыжов. Также до аэропорта от Котельников каждые 30 минут будут ходить автобусы, на станции можно будет зарегистрироваться и сдать багаж, добавил Вайшвила.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил в понедельник, что в 2017 году будет реконструирована и расширена автодорога в аэропорт из города Жуковский. В реконструкцию, по его словам, будет вложено 2 млрд руб.