О недавних печальных событиях в православном мире с Председателем издательского совета Московской патриархии побеседовала журналист и писатель Марина Улыбышева.
В начале октября этого года Синод Константинопольского патриархата отменил действие своей же грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и подтвердил «уже принятое ранее решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины». Кроме того, была снята анафема с глав двух неканонических украинских церквей — так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета Денисенко и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария Малетича. Они были восстановлены «в священническом звании». В результате Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем.
— Синод Константинопольской церкви считает, что решение Архиерейского собора РПЦ в отношении Филарета Денисенко имело исключительно политические мотивы и канонически не обосновано. Как к этому относиться?
— Если говорить о канонах, надо сделать важное уточнение. В отличие от Константинополя, архиереями нашей Церкви было соборно принято решение о своем собрате. Филарет Денисенко — бывший епископ РПЦ. Его авторитет в Церкви был настолько велик, что после кончины патриарха Пимена он вошел в число претендентов на выборах нового предстоятеля. Однако летом 1990 года был избран ныне покойный патриарх Алексий II.
После этого Филарет решил стать главой церкви на Украине и пошел на раскол. Причем следует отметить, и это решение, и предпринятые им в этом направлении действия были сделаны при участии и поддержке светской власти. Он образовал свою так называемую церковь, которую не признала ни одна из поместных православных церквей. За деятельность, направленную против церковного единства, в 1992 году Денисенко был соборно запрещен в служении и лишен сана.
Церковные каноны предписывают, что, даже если человек осужден и запрещен в священном служении несправедливо, он все равно не имеет права служить. Он должен требовать справедливого суда у митрополита, у собора — идти все выше и выше. Но до тех пор, пока он не будет восстановлен в своем сане, служить он не может.
Филарет не поступал согласно этому правилу. Он не признал то, что решила Церковь, и продолжил священнодействовать, поставлять новых епископов, рукополагать священников, самочинно открывать храмы на канонической территории действующей поместной Церкви, предстоятелем которой он совсем недавно намеревался быть. Неоднократно и покойный патриарх Алексий II, и архиерейские соборы призывали его прекратить неканонические деяния, но он, будучи лишенным сана и запрещенным в служении, сознательно шел против Церкви, что не могло быть расценено иначе как хула на Духа Святого.
— Но он не выдвигал какие-либо явно еретические положения, придерживался прежних догматов и того же порядка богослужения. Почему его неповиновение расценивается как хула на Святого Духа?
— Важно понимать, что в архиерейском служении Денисенко был запрещен не кем-то единолично, патриархом или другим епископом, а именно собором епископов. Члены Архиерейского собора — преемники апостолов Христовых. В своих деяниях при принятии решений Архиерейский собор законно использует апостольскую формулировку «изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15, 28). Эти слова подчеркивают принцип совместного действия в Церкви Божественного и человеческого начал.
Епископам, которых в архиерейской хиротонии поставил сам Христос, содействует благодать Святого Духа точно так же, как она содействовала и апостолам. Нарушая решение церковного собора, Денисенко идет против Духа Святого. В этом противлении он не только преступает каноны Церкви, но и хулит Духа Святого. Ведь хула на Духа Святого — это не оскорбительные слова в адрес Третьей Ипостаси Святой Троицы, а сознательное противление Истине.
В данном случае это выражается в том, что Денисенко прекрасно знает каноны и осознанно их игнорирует. Это не просто грех, совершенный по неведению, а сознательное противление церковным принципам, явный разрыв с Церковью. На этом основании Архиерейским собором Русской православной церкви в 1997 он был анафематствован — признан отлученным от Церкви.
Тем не менее все последующие годы он продолжал служить, попирая каноны. Как артист произносит чужие слова, изображая какого-нибудь персонажа, так и Филарет Денисенко изображал епископа, хотя с канонической точки зрения им не являлся. Все его молитвы, церковные действия были лишенными благодатного наполнения.
— Имел ли право Синод Константинопольской церкви во главе с патриархом Варфоломеем отменять решение, принятое Архиерейским собором РПЦ в отношении Филарета Денисенко?
— Ныне Патриарх Константинопольский Варфоломей с Синодом совершенно неканонично вторгся в дела нашей Церкви. Он снял анафемы с Филарета, причем без покаяния, без обращения к Церкви, которая приняла такое решение, без какого-либо чинопоследования, а автоматически. Своими действиями константинопольский патриарх отверг деяния Архиерейского собора Русской церкви, хотя не имел никакого права на это. Не может ни епископ, ни патриарх решать канонические вопросы клириков, которые ему не подчиняются. Епископат и клир Православной церкви на Украине находятся вне юрисдикции Константинопольской церкви.
Но что делает патриарх Варфоломей? Чтобы распространить свою юрисдикцию на Украину, он отменил решения константинопольского патриарха Дионисия от 1686 года о передаче Киевской кафедры под управление Московского патриарха. Этим деянием он нарушил ряд основополагающих канонических принципов православной церкви. Кроме того, Филарет Денисенко был запрещен, низложен, лишен сана и анафематствован до этой нынешней незаконной отмены, и константинопольскому патриарху никто не давал отпускных грамот на клириков, то есть с позиции де-юре, даже с точки зрения Константинополя, он не мог принимать решения по ним.
Как и Денисенко, патриарх Варфоломей прекрасно знает церковные каноны, по которым в свое время защищал диссертацию. Однако из политических соображений он пошел против принципов жизни Церкви. Отмена им деяний нашего собора говорит о том, что константинопольский патриарх действует сам от себя, не признает действие Духа Святого в жизни Церкви, относится к ее соборным решениям как к обыкновенному человеческому решению. Он считает себя вправе единолично решать эти вопросы со своим Синодом. Ставя себя выше собора поместной церкви, он совершает каноническое преступление и проявляет человеческую гордыню.
— Ваше Высокопреосвященство, Священный синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения с Константинопольской церковью. Что это значит?
— Я поставлю этот вопрос несколько по-другому: кто может его прервать? Ведь Евхаристия всегда одна. Совершенная однажды, она существует вне времени. Христос полагает ей начало на Тайной вечере в Сионской горнице и завершает на Голгофе. Преемники апостольской благодати воспроизводят ее по заповеди Спасителя (см. Лк. 22, 19), но совершает ее всегда сам Господь, как читается в одной из молитв за литургией: «Ты еси Приносяй и Приносимый».
Евхаристическое общение — это единство в Боге, сакральное бытие Церкви. Его нельзя прервать, если только человек сознательно не поставит себя вне Церкви, как это сделал Денисенко. Это возможно только через хулу на Духа Святого, которая, по слову Спасителя, не простится даже в вечности (см. Мф. 12, 31—32).
— Существует ли в православии высшая инстанция, которая правомочна решать такого рода конфликты?
— Патриарх Кирилл предлагал созвать Всеправославный собор для решения этого вопроса. Всеправославный собор — высшая инстанция для собора любой поместной церкви. А патриарх Варфоломей со своим Синодом не выше собора другой поместной церкви. Никто не может снять прещение, кроме той инстанции, которая ее наложила. Если бы Филарета Денисенко разрешил от анафемы Всеправославный собор, Русская поместная церковь приняла бы это решение. Но далеко не факт, что на всеправославном уровне его бы разрешили от наложенных прещений. Вот почему патриарх Варфоломей проигнорировал предложение нашего патриарха о созыве Всеправославного собора.
Таким образом, Русская православная церковь была вынуждена прервать евхаристическое общение с Константинопольской церковью. Хочу особо подчеркнуть, что для нас причиной разрыва стала не буква канона, а пренебрежение самой Церковью, которую возглавляет Христос, пренебрежение деяниями святых соборов.
— Какие последствия имеет это решение для членов Русской и Константинопольской церквей?
— Мы не можем сохранять братские во Христе отношения с Константинопольской церковью, потому что категорически с ними не согласны, и прежде разрешения конфликта не можем совместно служить. Атмосфера враждебных действий константинопольского патриарха и его Синода по отношению к нам не дает возможности действовать духу любви, который должен присутствовать во время совершения Евхаристии. Сказать во время литургии «Христос посреди нас» будет лицемерием в настоящее время.
Ведь то, что константинопольский патриарх снял соборное прещение с Денисенко, признал действительными совершаемые им таинства, дает им возможность служить вместе. Для нашей Церкви то, что совершает Денисенко, не может являться таинством. А если он будет служить совместно с патриархом Варфоломеем, тогда для нас не будет таинством и то, что будет совершать патриарх Варфоломей, потому что он сознательно и добровольно вошел в общение с человеком, который делами хулит Духа Святого.
В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь таинство — это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым. Именно действием Святого Духа совершаются все церковные таинства. По этой причине для нас невозможно участие в таинствах Католической церкви. Ведь некогда католики своими действиями поставили себя вне Церкви Христовой. Мы прерываем евхаристическое общение только в том случае, когда видим, что это общество потеряло благодать, ибо у них не действует Святой Дух — совершитель евхаристии.
То, что ныне произошло, показывает печальное состояние православного мира, когда один епископ позволяет себе бесцеремонно, в нарушение всех канонов, вторгаться в дела епархии, которая никаким образом не находится в его власти. Такие действия направлены на разрушение основ Церкви.
— Знает ли история православных церквей подобные примеры?
— Для константинопольских патриархов это не первый прецедент. Так, в 1918 году, вскоре после революции 1917 года, во время посещения Соединенных Штатов митрополит Мелетий (Метаксакис) учредил там греческую синодальную комиссию, целью которой было создание централизованной церковной структуры, а также назначил своего епископа. Но в то время в Северной Америке уже 80 лет находился русский епископ, и Русская церковь имела там целую архиепископию, объединявшую всех православных жителей Америки независимо от их исторических корней. Тогда юрисдикция Русской церкви в Северной Америке признавалась всеми поместными церквями. В США, кроме двух русских архиереев, были епископии для арабских приходов с центром в Бруклине и для карпато-россов с центром в Питсбурге, но возглавлявшие их епископы назначались Святейшим синодом в Петербурге.
Юрисдикцию Русской церкви над приходами в Северной Америке на тот момент подтверждает официальный ответ Константинопольского патриарха Иоакима III на обращение греческого священника Михаила Андреадеса, который был благочинным Западно-Американского благочиния русской епархии. Он просил константинопольского патриарха прислать к ним в Америку греческого епископа. Патриарх Иоаким ответил, что «русские уже учредили епархию в Северной Америке» и назначение епископа может быть только «через российский Святейший синод» и порекомендовал ему обратиться в Петербург, чтобы там решили вопрос о направлении «в Америку греческого епископа с русским богословским образованием».
В 1922 году Мелетий (Метаксакис), став к тому времени константинопольским патриархом, продолжил свои неканонические деяния в Америке и, ссылаясь на 28-й канон Халкидонского собора, заявил претензии над всеми православными «в варварских странах», что, по его толкованию, включало и Америку. Он своим единоличным решением в нарушение канонических норм учредил в Северной Америке греческую епархию.
— Как же христианину вести себя в сложившейся сегодня ситуации, как не соблазниться всеми этими нестроениями, ссорами?
— Следует не забывать, что сам Господь говорил нам, что будут нестроения, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12), что всем этим распрям надлежит быть. Нам же надо следить за собой, обратить внимание на свое внутреннее состояние, каяться в грехах, оскорбляющих Бога, усиливать молитву, держаться за нее во всех сложных жизненных ситуациях.
Господь не спросит нас, почему патриарх Варфоломей, или Денисенко, или любой другой человек совершил тот или иной поступок. Бог спросит с нас за наши действия, поэтому мы не должны погружаться в распри, но хранить в себе дух Христов. Надо рассматривать эту ситуацию как еще одно напоминание, что и мы можем оказаться вне Церкви, если будем жить по стихиям мира сего.
Сегодня как никогда необходимо просить Христа Бога, чтобы Он сберег единство своей Церкви, оградил других людей от совершения неканонических действий, от деяний, хулящих Святого Духа, чтобы дал оступившимся дух покаяния и чтобы помог нам сохранить православие, веру и единство.