Совет ЕС и Европарламент предварительно согласовали масштабные ограничения для поставщиков российского газа, которые могут коснуться в первую очередь «Газпрома» и НОВАТЭКа. С его принятием страны ЕС смогут на национальном уровне запрещать поставщикам из РФ доступ к газотранспортной инфраструктуре, в том числе терминалам СПГ. Это означает, что европейские компании получат опцию для разрыва долгосрочных контрактов с российскими поставщиками, минимизируя для себя риски выплаты многомиллиардных неустоек. Хотя эксперты считают, что никто из существующих получателей российского газа не хочет от него отказываться, наличие такой возможности может стать поводом для политического давления.
Совет ЕС и Европейский парламент 8 декабря достигли предварительного политического соглашения, устанавливающего новое газовое регулирование, направленное на декарбонизацию газа и водорода. В том числе новые правила содержат пункт об энергетической безопасности, позволяющий странам ЕС на национальном уровне вводить запрет на бронирование инфраструктурных мощностей, то есть как СПГ-терминалов, так и трубопроводов, для экспортеров газа из России и Белоруссии.
«Регламент будет содержать положения, позволяющие государствам-членам принимать ограничения на поставки природного газа, включая СПГ из РФ или Белоруссии»,— говорится в сообщении Совета ЕС.
Целью положений является «защита основных интересов безопасности государств-членов или ЕС».
Это означает, что страны ЕС в случае принятия нормы в будущем смогут в одностороннем порядке приостанавливать долгосрочные контракты с «Газпромом» на поставку трубопроводного газа и с НОВАТЭКом на поставку СПГ, объявляя форс-мажор в связи с решениями правительств своих стран. Подход, вероятно, позволит им не выплачивать штрафов. Ту же стратегию использовал «Газпром» в ситуации перевода платежей за российский газ в рубли в соответствии с указом президента РФ в мае 2022 года: компания прекращала поставки тем европейским покупателям, кто не согласился на изменение схемы оплаты.
Сейчас в ЕС нет законодательных ограничений на покупку российского газа, хотя чиновники Еврокомиссии и призывают страны отказаться от этих поставок, найдя альтернативные источники, и не заключать новых долгосрочных контрактов с РФ.
Теоретически новое регулирование может дать основание для увеличения политического давления на страны, которые по-прежнему закупают российский газ.
«Газпром» поставляет газ через Украину в Словакию, Австрию и Италию, а также через «Турецкий поток» в Македонию, Хорватию, Венгрию, Грецию, Сербию и Боснию. В прошлом году поставки «Газпрома» в ЕС упали на 56%, до 63,8 млрд кубометров, в этом году экспорт может упасть до 29 млрд кубометров. Доля газа «Газпрома» в потреблении газа ЕС может снизиться до примерно 8,5% против 34% в 2021 году.
От российского СПГ пока отказались только Великобритания, Польша и страны Балтии. Испания за январь—ноябрь, по данным Kpler, закупила у России 4,43 млн тонн, Бельгия — 4,3 млн тонн, Франция — 3 млн тонн, продолжают закупки также Нидерланды, Греция, Финляндия, Швеция. По оценкам Еврокомиссии, импорт российского газа (включая СПГ) в 2023 году составит 40–45 млрд кубометров против 80 млрд кубометров в 2022 году и 155 млрд кубометров в 2021 году.
Крупные импортеры российского СПГ — TotalEnergies и Naturgy — заявляли, что не могут расторгнуть долгосрочные контракты с НОВАТЭКом.
«У нас есть объемы в 4 млн тонн по долгосрочным контрактам, которым мы привержены. Но мы покупаем строго только эти объемы»,— говорил в феврале глава TotalEnergies Патрик Пуянне. Хотя объемы по контрактам с TotalEnergies и Naturgy идут в основном, соответственно, во Францию и Испанию на условиях DES, сам по себе запрет соответствующих стран на импорт не обязательно должен означать отмену контрактов, поскольку покупатели могут перенаправить газ на другие рынки.
Как отмечает Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов, ограничения вводятся только для России и Белоруссии, то есть явно носят дискриминационный характер. Еврокомиссия, обосновывая эту меру, апеллирует к «обеспечению безопасности», но при этом также указывает, что такие ограничения не должны противоречить международным обязательствам ЕС, а ввести их на национальном уровне можно будет только после изучения рисков, в том числе для других участников блока. Таким образом, считает эксперт, сейчас риски того, что страны ЕС будут использовать новое регулирование для отказа от поставок из России, минимальны. «Те, кто хотел отказаться от импорта российского газа, уже это сделали, тех, кто продолжает импорт, этот документ не обязывает отказываться»,— считает Сергей Кондратьев. Он отмечает, что формально этот документ дает больше свободы странам-транзитерам — Болгарии и Словакии — для ограничения или приостановки транзита российского газа, однако страны-получатели, вероятно, будут против таких мер.
Впрочем, Болгария в октябре уже резко подняла тариф на транспортировку газа по «Турецкому потоку» вопреки своим обязательствам и протестам Сербии и Венгрии, никакой реакции Еврокомиссии на это пока не последовало.