Футбольные фанаты возвращаются на улицы в качестве силовой массовки для митингов. Те, кто раньше боролся с оппозицией в составе провластных молодежных движений, сегодня плечом к плечу защищают строящиеся в Москве храмы от недовольных и ездят добровольцами на Донбасс. "Власть" разбиралась, как православные активисты, футбольные фанаты и ветераны прокремлевских движений объединились в движение "Сорок сороков", на глазах превратившееся в заметную политическую силу.
Крупный мужчина в очках и красной майке стоит посреди парка "Торфянка". Он не выпускает из рук планшет и мобильный телефон. К нему постоянно подбегают то журналисты, то казаки. В паре метров от него — огороженная забором стройплощадка. Над ней высится крест. Вокруг креста — десятки крепких молодых людей и люди в казачьих папахах. Перед стройплощадкой — несколько сотен жителей окрестных домов, которые протестуют против строительства храма в парке. Когда до мужчины в красном доносится очередной возглас митингующих, он объясняет: "Понимаете, у нас есть выбор: оставить Россию с кучей матерей-одиночек или бездетных женщин — или с храмами и здоровым обществом". Это Андрей Кормухин, лидер движения "Сорок сороков", которое в последнее время все активнее и успешнее занимает образовавшуюся пустоту в уличной политике.
По стройплощадке в такой же красной майке мечется высокий крепкий парень в синей бейсболке. Он что-то постоянно обсуждает по телефону, расставляет по стройплощадке людей с белыми листками в руках и сосредоточенно всматривается в крышу возвышающейся над парком высотки. Отмашка. С высотки, закрывая этажи, спускается огромный баннер "Лосинка — за храм". Люди на площадке поднимают над головой белые листки. Если смотреть с высотки, то они образуют фразу: "За Храм". Мужчина в синей бейсболке — один из бывших участников спартаковской околофутбольной группировки "Фратрия" Иван Катанаев. Организовывать перформансы он научился еще на стадионах. У Катанаева и Кормухина явно большие планы. "То ли еще будет",— усмехается Катанаев.
Движение "Сорок сороков" появилось совсем недавно — в 2013 году. Основал его Андрей Кормухин — отец девятерых детей, композитор и брат певицы Ольги Кормухиной, известной своими консервативными взглядами. Как регулярно рассказывает сам православный активист, к Богу он начал идти еще в армии, по возвращении домой стал посещать храмы.
По мере своего воцерковления он все больше стал обращаться в сторону общественной деятельности. Когда участились конфликты вокруг реализации программы "200 храмов" (подробнее об этом см. материал "Храмообразующее предприятие" во "Власти" N 32 от 18 августа 2014 года), Кормухин решил направить свои силы на противодействие, как их называют православные активисты, "храмофобам". В апреле 2013 года издание "Благовест-инфо" сообщало, что в Москве создается координационный центр "Защитим "Программу-200"", в который вошли различные православные организации. Кормухин принял в нем участие в качестве главы движения "Молот", но это название ушло довольно быстро, превратившись в "Сорок сороков". Так же быстро, как и Кормухин приблизился к высоким церковным чинам. Например, зимой 2014 года корреспондент "Коммерсанта" встретил его на полузакрытом приеме тогдашнего главы финансово-хозяйственного управления РПЦ епископа Тихона.
Судя по тому, сколько времени Кормухин проводит на стройках храмов, православный активист действительно уверен в том, что делает. При этом он успевает заниматься и бизнесом. Согласно базе данных "Картотека", на него зарегистрировано две коммерческих фирмы — "Гривен" и "Аногри". Первая занимается фактически всем — от продажи мотоциклов и кормов для животных до инженерных работ, а основной род деятельности второй — озеленение и облагораживание территорий. Последний пункт мог бы стать сильным аргументом в пользу ангажированности Кормухина для противников храмов в парках, но, похоже, род его амбиций несколько иной.
Знакомство с Иваном Катанаевым, давшим движению "Сорок сороков" новый толчок в виде поддержки со стороны молодых футбольных фанатов, для Кормухина оказалось полезным со всех сторон.
Источники "Власти" среди фанатов "Спартака", впрочем, призывают не преувеличивать роль Катанаева в создании "Фратрии" и в целом его заслуги перед фанатским движением. "Ване всегда хотелось что-то возглавить и влиться во что-то выгодное, но вместо этого он болтался туда-сюда, а в серьезные дела его никто не брал",— рассказывает один из них.
В 2005 году, пока Катанаев ходил на матчи и распространял фанзины (самодельный журнал о футболе), власти как раз сделали ставку на футбольных фанатов. В Киеве бушевала "оранжевая революция", в Москве продолжали создаваться лояльные молодежные движения, усиленные крепкими любителями драться после или вместо футбола. "Тогда многочисленные политтехнологи и эксперты активно запугивали Кремль "оранжевой угрозой", поэтому в России еще активнее стали создаваться все эти движения типа "Наших". Цель по факту была одна — бороться с оппозицией. Тогда это были в основном нацболы",— вспоминает Роман Попков, в прошлом один из ключевых функционеров Московского отделения ныне запрещенной Национал-большевистской партии (НБП). Этого не скрывал и идеолог "Наших" Василий Якеменко, на учредительном съезде движения в апреле 2005 года заявивший, что считает главными оппонентами "фашистов и им сочувствующих". В 2005 году нацболам досталось от спартаковских фанатов: "бункер" — штаб-квартиру организации — дважды громили члены спартаковской группировки "Гладиаторы", в том числе ставшие одними из ключевых персон в силовом крыле провластных "молодежек" Колючий (Роман Вербицкий) и Киллер (Василий Степанов). "Мы сделали вывод, что это самая настоящая секта. В ней нормальные настоящие ребята становятся наркоманами и педерастами",— заявили погромщики в ходе импровизированной пресс-конференции в том же "бункере". "Больших ребят у Вани на глазах брали делать серьезные дела, а его никто и не звал. Просто всерьез не воспринимали",— вспоминает собеседник в окружении Вербицкого и Степанова.
В 2007 году Катанаев вошел в число учредителей Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ), отвечавшего за работу с фанатами и обеспечение их билетами на футбольные матчи. В нем он числится до сих пор, несмотря на громкий скандал. В 2009 году члены спартаковского движения обвинили его в краже денег, отданных за билеты на один из матчей. Активное участие в обличении принимал Вербицкий, в 2010 году "Фратрия" опубликовала заявление, в котором сообщила, что Катанаев больше не имеет отношения к "красно-белому движению", а Киллер и вовсе пообещал избить его при первой встрече на стадионе. "И он это сделал, но потом уже, вне стадиона",— утверждают спартаковские фанаты. Впрочем, это не помешало Катанаеву и Киллеру оказаться на одном митинге в "Торфянке" спустя почти пять лет. "Все, что о нашем конфликте сообщалось, на 90% лажа. У нас прекрасные отношения",— говорит Катанаев. "Да и мне во "Фратрии" стало неинтересно — в околофутболе я реализовался полностью, а у многих появилось ощущение, что я могу их откуда-то сместить, что полная чушь",— добавляет он.
В итоге после скандала Катанаев улетел на Бали, где открыл ресторан Charlie. По его словам, гастрономический бизнес, оказавшийся успешным, вскоре был продан, и в 2014 году бывший член спартаковского "движа" вернулся в Москву. "Бизнес наскучил, как что-то механическое, мне захотелось общественно-политической деятельности",— говорит Катанаев, который сейчас в перерывах между митингами работает менеджером по продажам в фирме друзей, торгующей протеиновым мороженым в спортзалах.
У "Сорока сороков" толком не было силового крыла, Катанаеву страстно хотелось в общественно-политические движения государственнического толка. Им было что друг другу предложить. "Раньше на акциях "Сорока сороков" можно было увидеть человек десять, но это не были бойцы, а люди уровня Дмитрия Энтео (скандально известный радикальный православный активист.—"Власть"). Теперь спортсменов становится все больше и больше",— говорит глава фонда "Здравомыслие" Александр Голомзин, участвующий в акциях против программы "200 храмов".
Не секрет, что фанатское движение начиная с 2000-х годов находилось под пристальным вниманием властей, а потому людей, внештатно сотрудничающих с властями и способных быть проводниками между теми, кто готов работать на государство, и чиновниками, в нем накопилось немало. В случае с Катанаевым в качестве коммуникатора в спартаковском движении все в один голос говорят о Степане Кривошееве. Он один из старых членов группировки "Юнион" и, по данным "Власти", присутствовал при драке Катанаева с Киллером. "Вася его тогда не тронул в том числе по причинам такого вот его сотрудничества",— говорит один из старых болельщиков "Спартака". Связаться с самим Кривошеевым не удалось.
Вполне возможно (сам он подробно об этом не говорит), оттуда у Катанаева и появились контакты, позволившие ему поначалу ходить на различные круглые столы, посвященные борьбе с абортами, православные семинары и т. д. Стоит отметить, что визиты эти оказались небесполезными. Катанаев подружился с известным своими резкими высказываниями и имеющим большой вес в патриархии протоиереем Дмитрием Смирновым. Теперь по пятницам они вместе проводят "Сорочинские встречи", куда зовут известных проповедников и молодежь.
"У людей постарше фамилия Катанаева вызывает усмешку, а ребята помоложе интернета не читают, истории не знают, а Ваня им кажется ярким, потому за ним и идут",— говорит член одной из спартаковских "фирм". И Катанаеву удалось привлечь в "Сорок сороков" силу — то, чего Кормухину так не хватало. "У нас есть мастера спорта, совсем молодые ребята. Мы им показываем, что православие — это тоже сила. Они понимают",— радуется Катанаев.
Крупных протестных акций в Москве с каждым годом становится все меньше. Последний раз оппозиция массово собиралась на столичных улицах в марте — в связи с убийством политика Бориса Немцова. "У начальства есть понимание, что на улице угроз больше нет, так что выбивать бюджеты на борьбу с оппозицией сложно. Вышел доклад "Путин. Война", который в память о Немцове собирал Илья Яшин. Мы пошли его показывать руководству. Ответили: "Вы нас Яшиным напугать хотите?"",--рассказывает близкий к Росмолодежи пиарщик. Вербицкий-Колючий и Степанов-Киллер постепенно отошли от дел. Первый, по данным "Власти", иногда внештатно оказывает консультации молодежным движениям, второй устроился в службу безопасности фан-клуба "Спартака", у него растут две дочки.
Впрочем, отсутствие политического спроса на футбольных фанатов не мешало некоторым из них продолжать зарабатывать деньги физической силой. Например, в 2013 году они ездили защищать овощебазу в Бирюлево, которую громили молодые националисты, собравшиеся там из-за убийства местного жителя выходцем из Азербайджана. Официально сообщалось, что охраняли предприятие не фанаты, а сотрудники ЧОП "Витязь", но дело в том, что в пресс-службе охранного предприятия работает Кирилл Москаленко, он же Кирилл Москаль — один из ключевых членов спартаковской группировки "Школа". Он утверждал, что о взглядах приезжавших охранять овощебазу и их спортивных предпочтениях ничего не знал. Тем не менее вскоре на одном из матчей между "Спартаком" и ЦСКА 23 ноября 2013 года на "красно-синей" трибуне появилась нецензурная растяжка, суть которой сводилась к тому, что "Школа" сотрудничает с властями и охраняет торговые точки незаконных мигрантов.
Все поменяла революция на Украине. "Все мы видели кадры, на которых украинские футбольные фанаты ставят бойцов "Беркута" на колени. И да, ситуация на московских улицах совсем не та, оппозиции толком нет, но разве это как-то влияет на уровень беспокойства властей? После долгого перерыва на них снова было решено обратить внимание и начать их консолидировать, чтоб они были на виду",— рассуждает экс-нацбол Роман Попков. Тот же Вася Киллер на фанатских форумах с момента начала конфликта на юго-востоке Украины уже не раз успел призвать к солидарности с ДНР и ЛНР, тот же Катанаев носил на трибуны растяжки в поддержку сторонников Новороссии из Одессы. На антивоенном шествии по бульварам и проспекту Сахарова, в сентябре прошлого года он же задирал его участников, развернув флаг ДНР. Катанаев делал это вместе с группой друзей, стоя за заграждениями в районе Трубной площади. Полицейские, охранявшие митинг, никак не реагировали на залпы сырых яиц, которые давали по манифестантам спартаковские фанаты.
Организованных акций футбольных фанатов в связи с Украиной на самом деле не так много. Как рассказали "Власти" сразу несколько источников в спартаковских "фирмах", в мае 2014-го один из ключевых функционеров движения (имя известно редакции) вывозил их в Одессу, когда там шли протесты, в итоге завершившиеся поджогом Дома профсоюзов и гибелью сторонников Новороссии. "Тогда все очень охренели. Ехали на поезде митинговать, а там людей заживо сжигают. Никто такого не ожидал",— вспоминает один из собеседников. "Кажется, пассивность большинства фанатов по поводу Новороссии беспокоит власти, поэтому, чтобы не начался разброд и шатание, было дано разрешение работать по этому направлению",— считает Александр Голомзин из "Здравомыслия".
Интерес к Новороссии стали проявлять и члены "Сорока сороков". Иван Катанаев успел совершить несколько выездов в Горловку и Славянск в составе гуманитарных миссий. Контакты нашлись по линии околофутбола: командир батальона "Крым", воюющего против украинской армии, оказался одним из давних членов "фирмы" ЦСКА Red-Blue Warriors. Еще в ноябре 2014 года корреспондент "Коммерсанта" встретил в московском офисе созданного Игорем Стрелковым движения "Новороссия" Андрея Кормухина. В небольшой комнате, арендуемой в здании РАМН на Солянке, тогда шел мозговой штурм по поводу очередной переброски бинтов и разгрузок для бойцов ДНР, а Кормухин пришел к Стрелкову обсуждать перспективы возможного сотрудничества.
В случае с православными ценностями Иван Катанаев даже не скрывает, что видит в них способ удержать молодежь от радикализма. "Я плохо относился к тому, что делали Вербицкий и Степанов, когда они сотрудничали с властями, многое не понимал. Сейчас я поменял свое отношение. Власть должна со всеми работать",— говорит он. Катанаев рассуждает предельно логично: футбольные фанаты — пассионарная часть общества, молодые представители этой субкультуры чаще понимают только культ силы. "А сейчас многие молодые люди видят силу в неоязычестве. Татуированные мужики в лесах, русские корни, выдумки типа Даждьбога и книги типа "Удар русских богов". И часто у них очень антигосударственная позиция. Мы видим, к чему она приводит",— рассуждает член "Сорока сороков".
В качестве самого убедительного примера он приводит дело группировки БОРН и ее активных участников — Никиты Тихонова и Евгении Хасис. Тихонов сам в прошлом был футбольным фанатом и дрался за "Спартак", Катанаев даже говорит, что знал его лично. "Они же оба язычники, эта тема их и утянула сначала в национализм, а оттуда — в радикализм. Я знаю, что Никита в тюрьме сильно поменял взгляды, и я бы доехал до него — сделать интервью о православии",— делится планами Катанаев.
Не покупать молодых фанатов, а предлагать им все тот же понятный культ силы, но с государственным уклоном — вот, по его мнению, удачный рецепт. "Когда говоришь фанатам про администрацию президента, все закатывают глаза. Надо вовлекать их в это по-другому: лагеря, встречи, бесплатные лекции, какие-то полезные акции типа тех, что идут в защиту "200 храмов". Им это понятно",— уверен он. И судя по всему, Катанаев хорошо знает, о чем говорит: на ближайшие месяцы у него запланирован с десяток встреч и семинаров с участием духовенства, на которые он собирается водить молодых, крепких и пассионарных любителей футбола.