В понедельник, 29 июля на БСА "Лужники" состоялся концерт Rammstein – четвертый и последний на крупнейшем стадионе страны в 2019 году. 31 мая в "Лужниках" было выступление Bon Jovi, 15 июня – Muse, 21 июля – Metallica. Четыре концерта на 80-тысячном стадионе за лето – это хороший показатель. На уровне "Стад де Франс". Там в 2018-м было пять концертов. В 2019-м, правда, будет восемь (семь уже прошли). Стадион в Сен-Дени приведен в пример не просто так – он тоже позиционируется, как национальный, он тоже вмещает 80 тысяч зрителей, и за ним тоже не закреплен ни один футбольный клуб.
Лужниковские концерты в общей сложности посетило почти 225 тысяч человек. На Metallica и Rammstein были аншлаги. Если сравнивать с другими футбольными стадионами России, то ни один не принял в 2019-м столько концертов, сколько "Лужники". Ближайший преследователь – "Открытие Арена" (три концерта).
Сколько составила выручка от проданных на концерты билеты, неизвестно. Применительно к концертам, проходящим в России, такие данные публикуются очень редко. Но известно, что общая сумма проданных билетов на концерт U2, который прошел в “Лужниках” 25 августа 2010 года, составила 7 986 534 доллара (это официальные данные). Тогда были реализованы все 60 496 выпущенных билетов. Самый дешевый стоил 2 500 рублей. На Metallica и Rammstein билеты были примерно в два раза дороже, все-таки прошло девять лет – инфляция. Соответственно и выручка от билетов на оба аншлаговых концертов наверняка составила не меньше 12-15 миллионов долларов. Для сравнения: легендарный бой Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора на шоу UFC 229 в Лас-Вегасе, который прошел в октябре 2018 года собрал 17 миллионов долларов. Там, правда, присутствовало не 60 тысяч человек, а 20 тысяч.
Что касается гарантированных гонораров звезд, то и Metallica, и Rammstein, насколько известно, запрашивают более 1 миллиона долларов за выступление. Итоговая же цифра гонорара зависит от числа проданных билетов. Поэтому концерт Rammstein и был перенесен с 25-тысячного "Динамо" в большие "Лужники".
Билеты на концерты имеют отношение и к заработку стадиона, ведь большинство продают их на своих сайтах (а если в кассах, то без наценки). "Лужники" – не исключение. Известно, что СК "Олимпийский" прилично зарабатывал именно за счет своих билетных площадок.
Основной доход стадиона от концертов – это деньги, полученные за аренду. "СЭ" уже писал, что провести в "Лужниках" футбольный матч стоит порядка 9 миллионов рублей. Но футбол и концерт – совершенно разные с точки зрения организации мероприятия, поэтому и суммы за аренду могут отличаться. Достаточно сказать, что футбольная команда приезжает на арену на автобусе (плюс еще персонал на отдельном авто), а оборудование для концерта Metallica подвозили в Лужники на 59 грузовиках, а для концерта Rammstein – примерно на 70-ти. Формы аренды могут быть разными – зачастую это почасовая оплата. В том числе поэтому организаторы стараются разобрать сценические конструкции максимально быстро. Во сколько обошлась аренда "Лужников" для концертов музыкальных звезд – не разглашается (организаторы ответа не дали), но вряд ли это меньше, чем ценник для футбольных клубов/федераций.
Поле. "Мы понимали, что после таких концертов трава не останется в идеальном состоянии"
С музыкой в "Лужниках" этим летом – все прекрасно. Но концерты не могли пройти бесследно для поля арены. Газон был поврежден. К счастью, не критически. Подробности "СЭ" рассказал Кирилл Кистерский – начальник отдела спортивных и зрелищных технологий АО "Лужники".
– Ситуация с концертами – классическая для всего футбольного мира, – сказал Кистерский. – Стадион – коммерческий объект, он должен зарабатывать деньги. У нас есть период проведения футбольных матчей – футбольный сезон, он проходит примерно с конца лета до середины мая. В остальное время стадион должен приносить деньги. Во всем мире проводятся любые мероприятия в любых зонах стадиона – в том числе и на футбольном поле. В том числе и концерты. О графике концертов мы знали еще в конце прошлого года, провели переговоры с организаторами и обо всем договорились. Мы знали, что они будут делать на поле, понимали, в каком состоянии будет поле после каждого концерта. В связи с этим мы спланировали график по обслуживанию и восстановлению натурального газона на БСА.
– Если говорить о натуральной траве, то, естественно, мы понимали, что она после таких концертов не останется в идеальном состоянии, – добавил технолог.
30 и 31 июля в "Лужниках" провели демонтаж сценических конструкций и защитного покрытия, которым было закрыто поле. По словам Кистерского, теперь в "Лужниках" приступят к реновации газона "по заранее намеченному плану".
– При помощи специальной техники мы срежем около 1-2 см натурального газона, – отметил технолог. – Это органический слой, поднимем прошивку футбольного поля, проведем пескование, аэрацию, засеем газон и внесем удобрения. На все эти работы у нас уйдет примерно 5-6 дней.
– Какие еще действия предпримете по восстановлению газона?
– Отмечу одно: реновация футбольного поля – обычная операция, которая предусматривается на подобных стадионах. У нас в стране другие арены делали это неоднократно. Нет никакого форс-мажора, мы не делаем новое футбольное поле. Ситуация полностью прогнозируемая для газона после проведения таких концертов, как у нас. Если кто-то будет говорить, что на других стадионах после таких мероприятий поле выглядит по-другому, то это не так. Застройка таким огромным количеством конструкций не проходит бесследно ни на одном стадионе. Артист приезжает со своим сценическим конструктивом, со своим оборудованием, монтажниками, работает по заранее намеченному плану. У него есть условие, что работы ведутся только так и никак иначе.
– Сколько времени займет восстановление газона?
– От начала процесса реновации до приведения поля в состояние полной готовности пройдет 6-8 недель. Ко второй декаде сентября все должно быть в порядке.
– Когда планируете менять газон?
– Дело в том, что у нас есть система прошивки футбольного поля, то есть поле по классификации ФИФА – гибридное. Рулон постелить нельзя. Теряется смысл прошивки. В глазах обывателя футбольное поле – это все, что находится на поверхности. На самом деле, поле – самое сложное, что есть на стадионе. Стадион строится ради футбола. Футбольное поле – не только натуральный газон, но целая инженерная система, где все четко увязано между собой. Аэрация, подогрев, полив, освещение, применение удобрений и прочие мероприятия, в работе с полем есть множество нюансов, и любой агроном это подтвердит. На БСА не трогают само поле, мы пересеиваем траву. Мы не трогаем корнеобитаемый слой, не трогаем систему прошивки. Все, к чему мы прикасаемся – стебель и лист, а также органический слой, который находится немного под ними. Мы убираем этот слой, сеем траву заново, следим за тем, чтобы были хорошие всходы, хорошая корневая система и плотная поверхность.
– Сколько еще прослужит этот газон?
– Примерно год или два, в зависимости от того, какие мероприятия пройдут в "Лужниках". Если будет то же самое, что и этим летом, то мы заранее запланируем эту процедуру, чтобы быть наготове.
В марте "Лужники" посетила комиссия РФС и РПЛ, которая постановила: поле в отличном состоянии. Теперь же, по мнению Кистерского, понадобится новая инспекция.
– Весь стадион повторно сертифицировать не будут, но поле наверняка проинспектируют, – сказал он.
Матчи. Надежда на "Локомотив" и хороший жребий
"СЭ" уже писал о том, что у главной арены страны проблемы с загрузкой спортивными мероприятиями. В начале года мы предположили, что в "Лужниках" при определенном стечении обстоятельств может пройти лишь один футбольный матч.Пока ситуация такова, что этот расклад вполне реален.
Виталий Мутко, будучи президентом РФС, говорил, что все финалы Кубка страны должны проводиться в "Лужниках". Однако в 2019-м РФС решил организовать этот матч в Самаре. Понять можно. Во-первых, в финале играли "Локомотив" и "Урал" – то есть клубы, которые точно не собрали бы 80 тысяч. Да и 40 тысяч вряд ли бы собрали. Во-вторых, аренда самарского стадиона дешевле примерно в четыре раза. Матч за Суперкубок России состоялся на "Динамо". Сборная же предпочитает ездить по регионам, а в "Луже" проведет только одну встречу – с Шотландией 10 октября. Она-то, вероятно, и станет единственным футбольным мероприятием на московском 80-тысячнике в 2019-м.
Игру с Бельгией – потенциально самую притягательную для болельщиков – сборная России проведет Санкт-Петербурге, хотя "Газпром Арена" вмещает на 10 с лишним тысяч зрителей меньше, чем "Лужники". Возможно, дело в том, что матч состоится 16 ноября, а петербургский стадион обладает крышей, спасающей болельщиков от холода и непогоды.
Ситуацию может выправить "Локомотив". Команда сыграет в групповом этапе Лиги чемпионов, и рассматривается вариант, при котором для домашних еврокубковых матчей красно-зеленые арендуют "Лужники". Но все зависит от жеребьевки. Выпадет суперклуб – например, "Барселона" – "Локо" наверняка на матчи ЛЧ съедет из Черкизова. Не выпадет – останется на "РЖД Арене". ЦСКА в прошлом году выступал в Лиге чемпионов в "Лужниках" – и правильно сделал, посещаемость была хорошей. Причем армейцы умно подошли к билетной программе, продавая пакеты сразу на три матча. Повезло, что в соперники попался гранд – "Реал" (в итоге дважды обыгранный), а также обладающая неплохой узнаваемостью "Рома".
Матч чемпионата России может состояться в "Лужниках" только в случае форс-мажора. Стадион в качестве резервного на РПЛ заявил "Спартак". Но сложно представить, что "Открытие Арена" будет не готова к какой-либо игре.
– Мы всегда готовы принять матч, – говорит Кистерский. – Тем не менее в Москве у всех команд есть свои стадионы, было бы странно, если бы у нас играл, например, "Спартак". С другой стороны, вы можете спросить, почему на стадионах московских команд нет такого количества концертов. Вам ответят, что у них есть футбольные команды. У нас футбольной команды нет, мы проводим мероприятия другого масштаба. Вот в прошлом году, например, у нас в планах не было матчей ЦСКА в Лиге чемпионов. Тем не менее, клуб пришел и договорился, мы провели три игры. Никто не знает, когда и кто к нам придет с просьбой принять футбольный матч. Скажу так: в футбольный сезон мы всегда готовы к проведению игр. Если мы заранее знаем о мероприятиях, то выстроим график так, чтобы футбол у нас состоялся.
Есть еще хоккей. Вице-президент ФХР Роман Ротенберг говорил, что федерация заинтересована в проведении матча Евротура с участием сборной России в "Лужниках". В 2018-м встреча Россия – Финляндия собрала на петербургской "Газпром Арене" 71 381 зрителя. Это очень много, тем не менее, европейский рекорд – 77 803 человека (Гельзенкирхен, 2010 год) – устоял. В России его можно побить только в "Лужниках". Однако пока вариант с организацией хоккейной игры на БСА не прорабатывается. Хотя исключать такой сценарий все же не стоит – до декабря, когда состоится российский этап Евротура, времени еще много.
Беговые дорожки в "Лужниках" убрали, сейчас это чисто футбольный стадион. Но член президиума ВФЛА Михаил Бутов отмечал в интервью ТАСС, что арену возможно трансформировать для легкоатлетических соревнований в случае необходимости. При этом он заметил, что стадион может быть востребован легкой атлетикой только при проведении чемпионата мира или Олимпийских игр. Ни на то, ни на другое Москва не претендует.
Если вновь сравнивать "Лужники" и "Стад де Франс", но уже по числу спортивных мероприятий, то арена в Сен-Дени выигрывает за явным преимуществом. В 2019 году – три регбийных матча и шесть футбольных (пять из них – с участием сборной Франции). Лондонский "Уэмбли", еще один национальный стадион, несмотря на отъезд "Тоттенхэма", все равно прилично загружен спортивными событиями. Вот график оставшихся событий в 2019-м: Суперкубок Англии по футболу, два матча футбольной сборной Англии, игра между английскими и немецкими футболистками, две встречи NFL, финал регбийного кубка.
Пока "Лужники" – скорее концертная площадка, чем футбольная арена. Причем непонятно, за счет чего ситуация может измениться – если не считать теоретических матчей Лиги чемпионов. Может, "Торпедо", чей стадион закроется на реконструкцию, вдруг захочет играть на большой арене и будет готово платить за это? Пока фантастика. Это совершенно невыгодно клубу, который собирал больше 10 тысяч болельщиков на домашних играх очень-очень-очень давно.
Сборная будет проводить матчи в "Лужниках" чаще, чем раз в год? Это возможно, но вряд ли игр будет намного больше, поскольку путешествия национальной команды по регионам – это удачная практика. Там полные стадионы, там большой ажиотаж и соответствующая поддержка. В конце концов, мы еще не достигли уровня, когда в Москве на любой матч сборной будет приходить по 60 тысяч человек.
Поэтому концерты суперзвезд – выход для "Лужников". Главное, чтобы их в следующем году в столицу приехало не меньше, чем в этом (пока известно только об одном – это Баста 11 июля). Иначе будет печально.
Большая спортивная арена "Лужники"
Год постройки: 1956.
Реконструкции: 1980, 1996-1997, 2008, 2013-2017.
Вместимость: 81 000 зрителей (на чемпионате мира-2018 – 78 011).
Прежняя вместимость: 103 000 зрителей (до 1980 года), 96 000 (до 1996 года), 84 745 (до 2008 года), 78 600 (до 2013 года).
Стоимость реконструкции (2013 – 2017): 27 миллиардов рублей.
Общая площадь: 221 000 м².
Размер поля: 105 на 68 метров.
Владелец: правительство Москвы.
Крупные международные соревнования: чемпионат мира по хоккею-1957, летние Олимпийские игры-1980, Игры доброй воли-1986, финал Кубка УЕФА-1998/1999, финал Лиги чемпионов-2007/2008, чемпионат мира по легкой атлетике-2013, чемпионат мира по футболу-2018 (в том числе матч открытия и финал).
Рекорд посещаемости: 110 000 зрителей, 2 ноября 1958 года, финал Кубка СССР, "Спартак" – "Торпедо" – 1:0.
Концерты: Moscow Music Peace Festival (1989), "Кино" (1990), Майкл Джексон (1993), Rolling Stones (1998), Мадонна (2006), Metallica (2007, 2019), U2 (2010), Red Hot Chili Peppers (2012), Imagine Dragons (2018), Bon Jovi (2019), Muse (2019), Rammstein (2019).