8 октября новая транспортная сеть «Магистраль» внутри Садового кольца кардинально изменит жизнь горожан. 17 магистральных маршрутов подарят москвичам альтернативу метро и драгоценное время.
Приехать из своего района в центр по работе, переместиться в другую его часть, чтобы увидеться с друзьями, а затем вернуться домой — раньше место константы в этом уравнении прочно занимал метрополитен. Теперь решить его можно и с помощью наземного транспорта. Причем в два раза быстрее.
Первое, за что горожане любят столичную подземку, это укороченные интервалы между поездами и стабильность. Такую политику перенимает и наземный общественный транспорт.
— Трассы были спланированы таким образом, чтобы у пассажиров была возможность сократить время в поездке на треть, — пояснила заместитель руководителя Департамента транспорта Алина Бисембаева. — 17 магистральных маршрутов будут курсировать с интервалами «в режиме метро».
Начиная с 8 октября, транспорт в центре города переходит на тактовое расписание, а интервал движения сокращается в 2 раза. Если пассажир не успел на магистральный автобус с Тверской до Ленинского проспекта, он может не переживать — через 4 минуты на остановку прибудет следующий. Для этого на «Магистраль» выйдут еще 103 комфортабельных автобуса.
— Ежедневно на маршрутах Центрального административного округа будут курсировать более 370 автобусов, троллейбусов и трамваев, — пояснила Алина Бисембаева. — Запуск новой сети маршрутов стал возможным благодаря программе благоустройства «Моя улица».
На Кремлевском кольце появится встречная выделенная полоса, на Лубянской и Славянской площадях вводятся новые развороты, а на Садовом кольце — прямые пересечения только для общественного транспорта. Шесть выделенок и новая инфраструктура позволят сделать наземный транспорт стабильным, удобным и быстрым. Например, на Кремлевском кольце автобусы будут ходить каждые 5 минут. Раньше из-за одностороннего движения в поездке вокруг Кремля можно было потерять до получаса.
А поездка от Тверской до Парка Горького больше не потребует пересадок и составит всего 15 минут. В центре также оборудовали 24 новые остановки, причем 12 из них расположены на участках, где общественный транспорт не ходил с далеких 90-х годов.
ВСЕГО ОДНА ПЕРЕСАДКА
Основной пересадочный узел магистральных маршрутов — Лубянская площадь. Это значит, что доехать практически в любой район Москвы или любую часть центра города можно с одной пересадкой на Лубянке.
МАРШРУТЫ ПО ТРЕБОВАНИЮ
Для новой дорожной сети рабочая группа «Московского транспорта» разработала 17 маршрутов, охватывающих весь центр города. Однако их общее количество в пределах Садового кольца не изменилось. Популярные маршруты в центре и часть районных сделали магистральными и выпрямили их, чтобы повысить скорость движения и сократить интервалы. То есть теперь все городские трассы можно разделить на три типа: магистральные, районные и социальные. Первые — самые длинные и частые: интервал движения составит от 5 до 10 минут.
Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семеновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Вторые более короткие, они соединяют отдаленные районы с центром. На них удобно добираться до магистральных маршрутов. Количество районных трасс сократится с 20 до 13, а транспорт здесь будет забирать пассажиров каждые 10–15 минут.
Третьи насчитывают 7 маршрутов и предназначены для социальных нужд — поездок в городские поликлиники, паспортные столы и другие городские учреждения. Интервал движения на таких маршрутах самый длинный — ждать придется до получаса.
МЕТРО ДЛЯ ДАЛЬНИХ РАССТОЯНИЙ, АВТОБУС — ДЛЯ КОРОТКИХ
Проблема станций метро в историческом центре — их удаленность друг от друга. Среднее расстояние между ними превышает полтора километра, чтобы добраться до места назначения, иногда приходится еще долго идти от станции подземки. К тому же спуск на платформу и подъем по эскалатору могут занять больше времени, чем сама дорога. Сеть «Магистраль» решает эту проблему за счет того, что остановки встречаются на пути гораздо чаще, чем станции метро.
— Мы ожидаем, что в ближайшие 2 года пассажиропоток наземного транспорта в центре города вырастет в 2–3 раза и достигнет 1 миллиона человек в день, — подчеркнула Бисембаева. — Это станет возможным благодаря новому подходу к планированию сети — наземные маршруты становятся востребованными.
НОВЫЙ СТАРЫЙ ПУТЬ
Еще с начала прошлого века в Москве был трамвайный маршрут «А», который москвичи ласково называли «Аннушкой». Он курсировал по Бульварному кольцу, многократно менялся, переносился и сокращался вплоть до 1991 года, когда его закрыли.
Спустя шесть лет маршрут восстановили по восточной части Бульварного кольца — от Калужской до Чистых прудов. Новый магистральный автобусный маршрут «А» идет по западной части Бульварного кольца, продолжая старые добрые традиции звенящего «рогатого».
Кроме того, было восстановлено движение транспорта по Большой Никитской, а от Рижской до Большого театра можно доехать без пересадок.
— Для плавного привыкания к новой сети мы разместим на остановках и подвижном составе два номера — старые и новые названия маршрутов, — поделилась Бисембаева. — Разобраться будет просто: переименованные трассы начинаются с буквы «М».
Изменятся и ночные маршруты: они будут объединены единым пересадочным узлом на Славянской площади, около станции метро «Китай-город». Ночью автобусы будут съезжаться на Славянку, чтобы поздним вечером пассажиры могли пересесть между ними и отправиться на другой конец города. Интервалы их движения останутся прежними — два раза в час. Поедет там, где надо Над проектированием маршрутов работали ведущие эксперты по вопросам транспорта, префектуры и урбанисты.
— Основу для каждого решения предоставили сами пассажиры: то, сколько и как люди ездят по Москве, было главным критерием, по которому мы ориентировались, — пояснила Бисембаева. — Был собран терабайт данных: статистика посадок и высадок, частота и скорость движения, нагрузка на дороги и пересадочные узлы. Мы увидели, что некоторые маршруты наземного транспорта используются за пределами Садового кольца, а не в центре. А другие — равномерно загружены по всей протяженности.
То есть рабочая группа «Московского транспорта» в первую очередь оценивала пассажиропоток и плотность: маршруты должны проходить там, где они нужны людям. Также остановки размещались в пешей доступности от торговых, культурных и деловых центров. Люди, работающие в этом районе, смогут пройти до остановки пешком. Наконец, маршруты должны идти насколько возможно прямо, без петель и отклонений. А остановки должны стоять по обе стороны дороги с возможностью перейти ее где-то неподалеку.
Алина Бисембаева уверена, что ввод новых выделенных полос и обновление маршрутной сети не приведет к коллапсу на дорогах.
— Мы считаем, что, наоборот, позволит разгрузить город, — подчеркивает Бисембаева. — Моделирование, которое мы проводили, показало, что интенсивность потока практически не сокращается при сужении проезжей части до нормативного значения.
В эту субботу, 8 октября, будет запущена первая очередь маршрутов. Последнюю откроют в следующем году: будет усовершенствована дорожная разметка и появятся новые выделенные полосы и велодорожки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики:
— Нововведения предназначены для того, чтобы общественный транспорт стал более комфортным. Еще одна цель любого городского дорожного планировщика — заставить присоединиться к ежедневным пассажирам общественного транспорта какое-то количество автомобилистов.