— В нашей питерской коммунальной квартире на тринадцать семей. Новогодние праздники проходили весело. Все гуляли на большой кухне под песню «Атас» группы «Любэ». А на старый Новый год дети из всех квартир вместе ходили колядовать, посыпали всех зерном, «зарабатывали» конфеты. Мои родители были молодые, лет по двадцать семь, и они тоже наряжались то в пиратов, то в цыган и колядовали с нами, пели песни под гитару.
— Нет, у каждого стояла своя небольшая искусственная елочка. Потому что комнаты были крошечные, метров по одиннадцать. И в этих комнатах жили целые семьи. Так что большую елку некуда было устанавливать, разве что на потолок. Очень смешно кто-то на съемках «Домашнего ареста» мне сказал: «Ну, понимаешь, там же коммунальная квартира…» — и уже приготовился мне объяснять, что это такое. А я ответила: «Я сама жила в коммунальной квартире». Все удивились: «Как?! Ты же играла на арфе! Разве ты жила не в роскошной квартире, набитой антиквариатом?»
— У учительницы, к которой я ходила каждый день, кроме воскресенья.
— Мама. Совершенно случайно. Она зашла в музыкальную школу вместе с подругой, которая узнавала, поступил ли ее ребенок, и заодно уточнила, есть ли еще места. Детей туда записывали чуть ли не в мае, а был уже сентябрь, и из музыкальных инструментов осталась только арфа. И то маме сказали, что не могут взять такую маленькую девочку, потому что ноги наверняка не достанут до педалей. У арфы же есть еще и педали! Но мама все равно меня привела. И оказалось, мои ноги достают до педалей, а руки до дальней октавы… Чтобы обучаться игре на арфе, помимо музыкального слуха нужны были длинные ноги и руки. Вот таким образом я попала к невероятной учительнице Оганян Белле Абрамовне. Она закалила мое терпение и силу воли, потому что оказалась каким-то просто китайским педагогом, очень жестким в плане дисциплины. Но при этом очень эмоциональным и добрым. Когда я играла хорошо, она меня целовала, обнимала, кричала, плакала, говорила, что я самая замечательная. Просто она была азартным и влюбленным в арфу человеком…
Когда я решила учиться на артистку, а не на арфистку, Белла Абрамовна очень сильно поругалась со мной и с родителями и перестала общаться. Когда я уже стала сниматься, подумала, что имею право ей позвонить, предполагая, что она меня простила и поняла. Набрала. Она обрадовалась: «Привет! Ой, Мариночка, ты должна обязательно ко мне прийти». Я думаю, вот, наверное, увидела мои роли, растаяла. А она продолжает: «У меня есть замечательная девочка, которую ты должна послушать!» То есть она, конечно, была потрясающим профессионалом. И совершенно влюбленная в моего дедушку Толю. Только он мог договориться с ней, чтобы увезти меня на каникулы. Потому что она никому другому меня не отдавала, не отпускала, и, по ее мнению, я должна была заниматься даже в новогодние праздники. Исключение делалось только для поездки к дедушке в Тулу.
— А в Туле как Новый год проходил?
— Елку мы там наряжали живую, да еще какую! Дедушка был председателем Военно-охотничьего общества, и ему в лесничестве выбирали самую красивую елку: пышная, высокая. Украшали мы ее старинными стеклянными игрушками моей прабабушки Веры. Помню красивых стеклянных птичек на прищепочках… Еще мы с помощью металлической линейки запускали к потолку серебряный дождик на спичках — дедушка научил. Дедушка и фокусы показывал, и коктейлями нас поил. Он же был и Дедом Морозом. Вот это были самые запоминающиеся Новые года! А на улице — хрустящий снег, пушистый, сверкающий, сейчас такого почему-то не бывает. И конфеты были вкуснее. Я очень любила тульские конфеты, особенно «Ясную Поляну» в большой коробке. Открываешь ее, а там все конфеты завернуты в разные фантики с изображением объектов Ясной Поляны: где-то лавочка Льва Николаевича Толстого, где-то барский дом, где-то аллея. Я любила «лавочки»…
И все же самое главное в Новый год было то, что взрослые с тобой постоянно во что-то играют. Папа, например, в снежки. Он и до сих пор играет в снежки во дворе со мной и с моими детьми, и это очень круто. Вообще, родители у меня легкие на подъем, могут быстро собраться и поехать куда угодно. Вот недавно я предложила: «А давайте купим дом за городом!» — и они легко согласились: «Конечно!» Так мы купили дом в Подмосковье, и появилось у нас что-то похожее на чеховскую дачу. Дедушка с бабушкой, мама, папа, дети — все счастливы. С моей мамой мы пока пытаемся это все привести в порядок как хозяйки. После Нового года начинаем делать ремонт. Думаю, следующий Новый год мы встретим в нашем доме. Там удивительное ощущение своего пространства, вокруг растут ели и сосны, которые можно наряжать на праздник.
— А ведь три года назад в интервью вы мне сказали, что мечтаете именно о таком доме — окруженном елками и соснами.
— Просто мечты и желания нужно формулировать очень точно, вплоть до деталей. Стоит это учесть, когда все будут на Новый год загадывать желания...
— Вы будете в полночь жечь бумажки с желаниями?
— С бумажками у меня как раз не сложилось. Я как-то попыталась написать желание, сжечь записку, перемешать пепел с шампанским и выпить, но подавилась куском этой бумаги. Она не успела догореть. Я вообще не понимаю, как люди справляются и не обжигают руки, надо же держать записку, пока она горит. Короче, больше я ничего не жгла, а просто детально формулировала, что хочу. Например, хочу в следующем году стать продюсером.
— Круто! А в этом году вы стали попечителем фонда «Галчонок», значит, тоже этого хотели?
— Не так буквально. Моя история с фондом началась давно. Просто в этом году Юля Пересильд стала его учредителем и тут же пригласила меня вместе с другими своими друзьями и единомышленниками стать попечителями «Галчонка». Мы же с Юлей очень часто встречаемся и общаемся, она близкий мне человек. И так получается, что помимо самых разных тем мы обсуждаем и фонд, у которого на следующий год много планов. Из ближайших, еще в этом году, — спектакль «СтихоВаренье», который состоится 23 декабря в Театре Наций. Правда, в этот раз спектакль пройдет без меня. Я всегда рано улетаю отдыхать. Я вообще научилась так выстраивать график, что мне всего хватает: и работы, и отдыха, и общения. По воскресеньям я не работаю уже очень давно, каникулы детские тоже не занимаю… И Новый год праздную именно с семьей. Прошлый Новый год мы встретили в Японии. Этот у нас получится в Барселоне.
— Интересно, а в Барселоне есть оливье?
— Не знаю. Для меня это не обязательный атрибут. Самое главное, чтобы семья была рядом и все были здоровы и счастливы. Мы несколько лет назад стали уезжать из Москвы перед праздником, это снимает новогодний панический синдром, который у всех без исключения присутствует. Перед самым отъездом мы выкладываем подарки под елку, и у детей, когда они возвращаются домой, полное ощущение, что у нас побывал Дед Мороз.
— Чему ваши дети научились в этом году?
— Дочь благодаря бабушке совсем недавно освоила звук «р», и теперь она постоянно его произносит: «Бррррат, иди сюда!» А «р» у нас широко представлено в семье — есть Андрррей, Марррина, Ирррина и сама дочка Катерррина…
— А у сына как дела?
— Он продолжает делать успехи в изучении японского языка, сейчас осваивает счет, уже считает сотнями. Очень любит читать. Считает, что самая крутая роль — быть собой, поэтому отказался надевать костюм на Хеллоуин… Андрей тихий в отличие от Катерины, но, конечно, может, как любой мальчишка, похулиганить… Вообще, он смешной, любит шутить и веселит всех в классе. Он клевый! Сейчас с ним стало очень интересно путешествовать. Сын очень увлечен «Гарри Поттером». Мы ездили с ним в Лондон на три дня. А Катюша осталась с бабушкой и с дедушкой.
— Ей не обидно было?
— Она периодически припоминает нам: «Вы меня с собой не взяли». Ну, в какие-то моменты я ее, например, беру с собой по магазинам и говорю: «Что тебе надо?» — «Мне нужно платье». — «Какое?» — «Красное». — «Ну пойдем, купим красное платье». Покупаем красное платье, я спрашиваю: «Ну, ты довольна?» — «Нет». — «Что такое? У тебя же теперь есть красное платье». — «Нет розового». Вот так. Одной подавай платья, другому футбол, Гарри Поттера и «Вечерний Ургант». Эту передачу он смотрит в Интернете, потому что по ночам, когда программа выходит в эфир, Андрюша спит. Дядя Ваня для него кумир.
— А кто был кумиром для вас?
— В детстве я обожала фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», и, конечно, мне нравился Боярский. Недавно Андрюша впервые этот фильм увидел. Вот на экране появляется молодой Михаил Сергеевич Боярский. Андрюша кричит: «Это дедушка Матвеев!» То есть его товарища Андрюши Матвеева, старшего сына Лизы Боярской…
— Недавно у Лизы Боярской родился еще один сын. Вы ее поздравили?
— Конечно! Дети — это прекрасно. Дети всегда нас радуют. Вот я только что со своими бегала, в снежки играла. Мы пытались слепить снежную бабу, но снег очень сухой, и две морковки, которые мы вынесли, так и не пригодились…
— У вас глаза абсолютно счастливого человека.
— У меня все хорошо. Поэтому хочется, чтобы ничего не менялось.
— У вас если что-то и меняется, то в лучшую сторону. Вы даже внешне, кажется, еще похорошели в последнее время. Что это, огромная работа над собой?
— Помимо работы над собой для женщины очень важно, какой мужчина рядом с ней. Я смотрю на многие пары и понимаю, что люди очень сильно влияют друг на друга. Одни дают друг другу возможность открыться и расцвести, другие не дают. Я смотрю на своих родителей, которые уже тридцать восемь лет счастливы вместе, и мне хочется, чтобы у меня было так же… Мне кажется, один из самых крутых поступков в моей жизни — это что я вышла замуж за самого лучшего мужчину. Многие считают, что Андрей (режиссер и продюсер Андрей Болтенко. — Прим. ред.) помогает мне с точки зрения продвижения куда-то. Честно говоря, он никогда этого не делал, но я в какой-то момент подумала: ну и пусть так считают… Он очень сильно мне помогает советом. Он абсолютно точно знает, что мне не надо делать, а что надо. Андрей крутой режиссер и продюсер, это всем известно.
— Еще бы, ведь это он режиссировал «Евровидение» в Москве и церемонию открытия Олимпиады в Сочи. Чем он сейчас занимается?
— Муж, как творческий человек, полон всяких планов и задумок, но говорить о них пока не хочет, об их осуществлении вы узнаете первыми. В общем, впереди много интересного. Андрей опережает время в своих идеях и в своем визуальном видении. Он на десять шагов впереди. С ним очень интересно жить.
— Любопытно то, что при этом вы всегда называли себя человеком из прошлого, который не очень комфортно ощущает себя в современном мире…
— Я Андрею все время это говорю: ты человек будущего, а я человек прошлого, и каким-то образом мы соединились в настоящем. Меня интересует история, исторические драмы. А Андрей познакомил меня с современным искусством, я начала его понимать и любить. Мы теперь ездим по всем самым крутым биеннале современного искусства — в Японии, в Венеции, а ведь еще не так давно я с этим миром никак не соприкасалась, не понимала его, не ощущала… Для многих людей эта дверь навсегда остается закрытой. Тебя либо пробивает, либо нет. Но если тебя пробивает, ты становишься внутренне богаче и растешь.
— Исторические драмы из вашей жизни тоже никуда не уходят. Снимается продолжение и «Екатерины», и «Мосгаза»…
— Да, как-то мне фартит в этом смысле. Я уже смеюсь с агентом, что если я в каком-то проекте начинаю сниматься, то ему гарантировано продолжение. Но это же хорошо, это же значит, что зрителям нравится. И все же, мне кажется, третий сезон «Екатерины» должен стать последним. Я безумно люблю эту героиню, знаю, что она абсолютно моя, зрители меня в первую очередь ассоциируют именно с ней, я за нее благодарна и каналу, и продюсеру, но… Знаете, совсем юной, когда я только стала что-то понимать про людей и профессию, думала: почему спортсмены не уходят, когда они завоюют золото, зачем им нужен последующий спуск с этих высот? Зачем человеческие отношения нужно доводить до ненависти, почему нельзя уйти, когда что-то хорошее еще теплится друг к другу?.. Я всегда умела вовремя остановиться. Когда я чувствую, что начинаю буксовать, что мне это не дает личностного роста, я ухожу.
— Вы эгоистка?
— Да, эгоистка. Я поэтому и из «Современника» ушла в момент, когда почувствовала, что я внутренне там не расту… Это было исключительно мое личное ощущение. Возможно, кто-то посчитает, что я была не права… Что касается «Екатерины», здесь тоже нужно вовремя остановиться, пока людям она еще не надоела… В продолжении «Екатерины» я точно сниматься не буду.
— А в полюбившемся народу продолжении «Мосгаза»?
— С радостью. Недавно сняли шестую часть, которая называется «Формула мести». И я уже жду седьмую. Там с моей героиней будет происходить много интересного, это персонаж не исторический, поэтому сценаристы свободно могут фантазировать в плане развития и изменения образа. Я очень люблю этот проект. А зрители, в свою очередь, любят мою Соню Тимофееву. На улице меня обнимают, просят сфотографироваться и передают привет Черкасову. Я, как могу, Андрею Смолякову (исполнитель роли Черкасова. — Прим. ред.) передаю.
В ноябре Смолякову исполнилось шестьдесят лет. В его день рождения была очередная съемочная смена. Денис Евгеньевич Евстигнеев, наш продюсер, прислал прямо на площадку огромный автобус, в салоне которого были накрыты столы. Приезжал Константин Львович Эрнст. Ну а я Смолякову обеспечила безумное количество поздравлений и от друзей, и от поклонников из разных городов. Дело в том, что его нет в соцсетях, а я в день его рождения выставила его фото на своей страничке. И все, кто хотел, ему написали поздравления. Андрей потом весь обед сидел и читал с улыбкой. Все-таки когда из года в год работаешь с одними и теми же людьми, включая гримеров и ассистентов, они становятся тебе как настоящая семья. При этом я постоянно говорю: «Хочу что-то новое играть», а мне отвечают: «У тебя год расписан продолжениями». Вот, пытаюсь в промежутки между продолжениями сделать что-то новое, дерзкое…
— И вам это удается. Например, вы снялись в отличном сериале ТНТ-PREMIER «Домашний арест», за который даже «наше все» Никита Михалков назвал автора сценария и продюсера Семена Слепакова современным Гоголем.
— Успех картины — это в первую очередь Сенина заслуга, потому что он три года писал и переписывал сценарий, пригласил режиссера Петра Буслова, они вместе выбрали артистов… В результате получился фильм в духе Гайдая, который, мне кажется, с удовольствием будут смотреть даже наши внуки… Все-таки я вижу, что в нашей киноиндустрии происходят большие сдвиги благодаря тому, что есть ТНТ и ТВ-3. И я сама сегодня смотрю только эти два канала. Они не боятся тратить деньги и время, поэтому именно эти ребята делают самую крутую кинопродукцию. Они смелые, наглые, дерзкие, все как я люблю… Так вот, в промежутке между съемками «Екатерины» и «Мосгаза» я сумела выкроить время для эфирного пилота ТВ-3 под названием «Псих». В марте уже должны снимать продолжение. Это модное драмеди. Режиссер Вадим Перельман — неординарный, талантливый, немножко сумасшедший и по-хорошему амбициозный. Ну а мой партнер снова Паша Деревянко. Я слышала, что бывают такие партнеры, которые переходят из фильма в фильм, и какая-то «химия» между ними чувствуется, они словно друг друга дополняют. Вот у нас с Пашей что-то такое. Просто и в личной жизни, и в профессии важно найти своих людей, свою семью…