Крепкий алкоголь и сигареты выпали из пятерки самых популярных товаров у россиян. Об этом свидетельствует статистика оператора фискальных данных "Такском", с которой ознакомились "Известия". В мае 2019-го в топ-5 попали молочные продукты, безалкогольные напитки хлеб, лекарства и парфюмерия с косметикой, хотя еще год назад табачные изделия и спиртное входили в число лидеров. Изменения связаны в том числе с ограничительными мерами государства, в результате которых повысились цены на эту продукцию, полагают эксперты. Ритейлеры подтвердили: водка и табак не входят в число самых популярных товаров у покупателей. При этом в пятерке лидеров у "Магнита" кондитерские изделия, а у "Ашана" - бананы, спички и пампушки с чесноком.
В мае в топ-5 товаров с самым большим объемом продаж в натуральном выражении вошли молочные продукты, безалкогольные напитки, хлеб, лекарства, а также парфюмерия с косметикой. Об этом "Известиям" сообщили в компании "Такском", которая обработала фискальные данные онлайн-касс российских магазинов. Всего оператор проанализировал более 14 млрд кассовых чеков. В аналогичный период прошлого года в пятерку помимо хлеба, безалкогольных напитков и лекарств входили также сигареты и крепкий алкоголь (подсчитывалось количество бутылок в чеках). Теперь табачная продукция находится на десятом месте, а спиртное вообще не вошло в топ-10.
Как пояснил "Известиям" руководитель коммерческого департамента компании "Такском" Константин Головкин, перемещения в рейтинге товаров-лидеров могут быть связаны с несколькими причинами. Среди них изменение потребительских предпочтений россиян. Также влияние мог оказать прошедший в прошлом году этап реформы контрольно-кассовой техники.
- На второй волне онлайн-кассы подключили предприниматели, которые не торгуют такой продукцией (сигаретами и крепким алкоголем). И доля продаж этих товаров в общей массе могла уменьшиться, - отметил эксперт.
Кроме того, по информации оператора "Такском", в мае 2019 года в топ-10 вошли хозяйственные товары, пиво, кондитерские изделия, мясная продукция и колбасы, а также сигареты.
Официальная статистика подтверждает: граждане активно отказываются от табачных изделий и постепенно снижают потребление спиртного. По последним данным Минсельхоза, в 2018 году объем продаж сигарет упал на 15,7% - до 231,8 млрд штук. Такая тенденция продолжается уже несколько лет.
В январе-апреле продажи алкоголя выросли лишь на 1% - до 65,9 млн декалитров, реализация винодельческой продукции не изменилась - 33 млн декалитров, а водки - упала на 1%, до 22,6 млн декалитров (по данным Росалкогольрегулирования).
Председатель правления общественной ассоциации "Здоровые регионы" Алексей Шабашов сказал "Известиям": ограничительные меры государства эффективнее работают на табачном рынке. Он подчеркнул, что регулировать алкогольный сегмент изначально сложнее.
- Различные запреты на курение будут способствовать тому, что люди начнут отказываться от сигарет, потому что никакой альтернативы нет. Уже прошли те времена, когда граждане были готовы высаживать махорку в огородах, - сказал эксперт. - Что касается спиртного, потребители легко переходят на суррогаты, которые в том числе могут изготовить самостоятельно.
В итоге потребление табачных изделий снижается активнее, чем алкоголя, резюмировал Алексей Шабашов. Он напомнил также: в 2019-м выросли цены на сигареты и крепкие напитки. Так, с начала года акциз на табачные изделия повысился на 10% и составил не менее 2568 рублей за тысячу штук. Также с 1 января на 10 рублей увеличилась минимальная розничная цена на водку - до 215 рублей за 0,5 л. Выросла МРЦ на коньяк (до 307 рублей) и бренди (до 388 рублей).
Ритейлеры подтвердили: алкоголь и сигареты не входят в топ-5 самых популярных товаров. Как сказали "Известиям" в пресс-службе компании "Магнит", в мае 2019-го в торговых точках ритейлера лидерами были молочная продукция, бакалея, кондитерские изделия, хлеб и безалкогольные напитки. В "Ашане" "Известиям" сообщили, что самыми популярными у потребителей были (в порядке убывания): спички, бананы, сахар, лук репчатый и пампушки с чесноком. В компании подчеркнули, что в 2019 году сигареты и алкоголь не вошли не только в пятерку товаров, но и в топ - 10.