Мысли и промыслы
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Андрей САМОХИН , Наталья МАКАРОВА. Культура
Одну из важнейших задач национальной культуры — сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел обсудили на круглом столе в Комитете Госдумы по культуре. Руководители ведущих предприятий НХП из различных регионов страны, депутаты, представители Минпромторга и Минкультуры, Роспатента, музеев декоративно-прикладного искусства, а также художники и ученые наметили насущные проблемы, стоящие перед этой уникальной отраслью.
По данным Ассоциации «Народные художественные промыслы России», в стране порядка 180 традиционных НХП разных направлений. Их названия накрепко связаны с именами городов и сел, где они родились: Гжель, Палех, Хохлома, Жостово, Городец, Касли...
В отрасли занято порядка 30 тысяч человек, работающих кустарно или на фабриках. Одни предприятия, преодолев постсоветский рыночный шок, достаточно уверенно держатся на плаву, другие — влачат призрачное существование. Однако корневые проблемы схожи у всех. Это сложность сбыта изделий, угроза потери преемственности поколений мастеров, обветшание производственных зданий и оборудования, безоружность перед агрессивным контрафактом.
Ведущая круглого стола, председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская сразу акцентировала внимание на необходимости вернуть и гармонично вписать в современную повседневную жизнь старинные промыслы, «прежде всего уникальные художественные решения, создававшиеся и совершенствовавшиеся веками».
Советник директора по комплектованию музейного фонда Всероссийского музея декоративного искусства Андрей Гилодо назвал народные промыслы «необходимой категорией национального культурного ландшафта» и «одной из опор русской цивилизации». Он подчеркнул, что НХП при этом «не должны превращаться в элемент архаики, в музейную коллекцию».
Но прежде чем решать наболевшие задачи промыслов, выступающий предложил терминологически определить их суть, разделив понятия «народное творчество», «художественное ремесло» и «художественная промышленность», поскольку для каждого нужны свои законы. По убеждению Гилодо, нельзя к промыслам относить только фабрики, но следует — всю территорию, где они зародились, имея в виду тех частных и семейных производителей, которые кустарно создают изделия в местных же традициях.
Но получится ли у предприятий НХП зарабатывать на использовании своих уникальных художественных решений и как добиться того, чтобы вырученные средства отправлялись на развитие школ промыслов на местах?
«Неотъемлемый вопрос — авторское право. Причем не на рисунок конкретного художника, а на всю стилистику, по которой атрибутируется конкретный промысел», — подчеркнула Ямпольская. По ее мнению, «безусловная красота» народных искусств — «один из лучших способов воспитания патриотизма», она «создает благоприятную атмосферу в обществе и благотворно влияет на психику».
Говоря об авторских правах, гендиректор АО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина напомнила о скандальной истории, связанной с дизайнером Денисом Симачевым, который наносил роспись «под хохлому» на майки, мотоциклы, экскаваторы.
— К сожалению, по действующим законам защитить авторское право на стиль рисунка практически невозможно: суды в данной области могут длиться годами, — пожаловалась Краюшкина, выразив надежду на то, что в итоге возникнет новый объект интеллектуальных прав.
Важность этой проблемы заключается не столько в коммерческих, сколько в имиджевых потерях традиционных народных промыслов, поскольку имитаторы часто используют их стилистику недостойно, роняя или даже опошляя художественный уровень. Сообщив, что в Нижегородской области реализуется комплекс мер по защите авторских прав НХП, Краюшкина предложила объединить усилия российских регионов.
В свою очередь директор Центра поддержки предпринимательства и народных художественных промыслов Елена Кувшинова уверена, что профильный федеральный закон от 1999 года давно нуждается в актуализации, в него «нужно вшить понятийный аппарат», который разделил бы предприятия по доле использования ручного труда. В зависимости от этого предлагается ввести различные формы поддержки. Кувшинова коснулась кадрового вопроса, заметив, что молодежь в промыслы не пойдет, пока здесь остаются низкие зарплаты, и призвала создать законодательные механизмы, позволяющие быть конкурентными без всяких субсидий. Вместе с тем некоммерческие организации сферы Кувшинова предложила приравнять к деятельности социально ориентированных НКО.
Комментируя выступления докладчиков, Елена Ямпольская сформулировала желаемую цель: выстроить по отношению к НХП логичную пошаговую цепочку действий. Сначала нужно вернуть эстетику народных промыслов в общественное сознание, сделать ее востребованной: «это должно быть перед глазами... сначала образ, потом уже предмет». Далее, отметила глава Комитета ГД по культуре, следует определить источники доходов, а они тесно связаны с решением проблемы авторского права на художественно-стилевые особенности, с другой же стороны — с развитием туризма. Все вместе это даст импульс развитию «территорий бытования» промыслов.
Участники круглого стола выслушали выступление замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадыровой. В 2018-м при министерстве была создана рабочая группа по народным промыслам. Формируется понятийный аппарат, идет выработка предложений. Скажем, есть мысль законодательно ввести такое понятие, как «территория сохранения и развития традиций и укладов бытования». Кадырова рассказала о работе с малыми и средними городами, где в основном и сосредоточены традиционные промыслы. В Минпромторге видят спасение в одновременной поддержке государством и этих территорий, и предприятий НХП. В пример приводится недавний праздник Хохломы в Семенове, где по запросу городской администрации непосредственно к мероприятию поступила госпомощь на обустройство дороги. Замминистра призвала «уходить от механизма субсидирования к созданию экономических возможностей для реализации продукции», тесно связав это с развитием промышленного туризма: «Будет реализация — будет и заработная плата, будут и кадры».
Одна из идей законопроекта, подготовленного Минпромторгом, заключается в создании реестра образов НХП и реестра объектов авторских прав. Второй предлагается передать центрам компетенций, которые объединят представителей определенного промысла, возьмут на себя защиту авторских прав, но при этом смогут выдавать лицензии на использование художественных решений, в том числе на платной основе.
Такая перспектива вызвала жаркие споры. Многие возражали против образования «дополнительной прослойки между государством и промыслами», тривиально опасаясь появления «новой кормушки». Другие предлагали передать обозначенные функции муниципалитетам, что также понравилось не всем участникам дискуссии.
— Они не имеют никакого отношения к жизни наших предприятий. Не будем поддерживать последние — не будет ничего, — заявил председатель правления Союза организаций традиционного прикладного народного искусства, замдиректора ОАО «Павлово-Посадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов.
В ходе круглого стола поднимались темы «серой» скупки произведений НХП, на которую порой идут сами художники-промысловики; нечестной конкуренции — с массовой машинной имитацией, поступающей из Китая. Поговорили о проблемах подготовки кадров для художественных промыслов, о необходимости госзащиты подобных училищ.
Подводя итоги, Елена Ямпольская констатировала, что поставленные вопросы решений пока не имеют, поскольку «поле почти не пахано». Тем не менее, подчеркнула она, направление «в работе», и теперь следует перейти на новый уровень, совершить своеобразную перезагрузку. Главное — «дать народным промыслам не только рыбу, но и удочку». Елена Ямпольская сообщила, что в ближайшее время планирует глубоко изучить законопроект Минпромторга, а также попросила участников круглого стола передать свои предложения в Комитет Госдумы по культуре, пообещав, что ни одно из них не останется нерассмотренным.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.