До конца июня по поручению президента Владимира Путина руководители силовых ведомств – Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФСБ и МВД – должны «выработать согласованные решения» по так называемому «списку Титова». Речь о 34 предпринимателях, уехавших жить за границу (в Великобританию, на Украину, в Грецию, США, Испанию) и желающих вернуться на родину. За их возвращение и хлопочет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Кажется странным, но все эти люди не хорошей жизни искали, но от хорошей жизни бежали. В России нередко в конкурентной борьбе используется «административный ресурс» и правоохранительная система. Споры могли бы уладиться в гражданских судах, но запущенный маховик следствия уже не остановить. В итоге проигравший сидит или бежит, а победитель получает его «вотчину». Беглеца же объявляют в розыск, а потом забывают о его существовании за ненадобностью.
Теперь оправдаться волокитой со следствием из-за розыска подозреваемых будет уже невозможно – адреса и явки «эмигрантов поневоле» объявлены, а значит, не нужно никого искать, заковывать в наручники и сажать в тюрьму. И спор, некогда ставший причиной уголовного дела и бегства, тоже можно будет тогда решить в нормальном правовом поле.
Есть ли у вас план, мистер премьер?
Но даже если все фигуранты «списка Титова» вернутся домой и даже если всех их оправдают, само по себе это счастливое обстоятельство несильно скажется на улучшении делового климата в России. О проблемах предпринимателей бизнес-омбудсмен на днях в очередной раз доложил Владимиру Путину и доклад свой так и озаглавил – «Книга жалоб и предложений российского бизнеса». В этой книге собраны 284 системные проблемы предпринимательского сообщества и 600 решений этих проблем, выработанных экспертами. Об уголовном преследовании предпринимателей и судебной реформе «Профиль» рассказывал в номере от 28 мая, но это, как оказалось, самая последняя проблема в рейтинге всех проблем. И даже коррупция волнует бизнес не так чтобы очень – привычное не пугает.
Неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, снижающийся спрос на внутреннем рынке – вот три фактора, которые, согласно исследованию ВЦИОМ, сильнее всего негативно влияют на развитие компаний. Далее в этом рейтинге высокие цены на энергоресурсы; качество законодательного регулирования; высокие цены на оплату труда и содержание персонала. А затем (и это впервые!) – отсутствие четкой экономической программы у правительства. При этом увеличилось число предпринимателей, положение компаний которых ухудшилось, и уменьшилось число тех, кто, наоборот, преуспел. Подавляющее большинство предпринимателей ощущают себя живущими в экономическом кризисе, а меры, предпринимаемые правительством в целях возобновления экономического роста, называют «очень неэффективными» (27%) и «скорее неэффективными» (42%). В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей подсчитали: за время работы этого института к ним поступило 55 тыс. жалоб от предпринимателей. Проблемы разные: от требований к ресторанам «советского разлива» о температуре салата не ниже 10 градусов до непосильного бремени различных платежей. В итоге 23% предпринимателей считают, что в ближайшие три года их бизнес будет регрессировать и может свернуться. Сдержанные оптимисты (30%) полагают, что изменений никаких не будет. No news is good news, как говорится, да только новостей хватает. Власти то и дело объявляют об очередных задуманных ими мерах для поддержки бизнеса. Но в реальности, отмечают эксперты бизнес-омбудсмена, ситуация такова, что даже принятые меры могут оказаться бесполезными или уже таковыми стали.
Сборы и поборы
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов пообещал: налоговую систему в течение ближайших шести лет менять не будут. Хорошая ли это новость? Вряд ли. Взять хотя бы действующий порядок налоговых проверок. Только на одну подготовку документов (с бесконечным копированием и брошюровкой) бизнес тратит уйму времени, отмечают омбудсмен по налогам Михаил Орлов и председатель комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. А на это закон дает всего пять дней. И если в судебных разбирательствах сторонам дают возможность ознакомиться с материалами дела, то материалы проверки никто полистать и проверить не даст.
Растет и нагрузка по регулярной отчетности – форм отчетности много, в них часто содержатся противоречивые требования. Кроме того, отмечают эксперты, с 2014 года фискальная нагрузка растет, несмотря на все обещания не менять систему, не вводить новые налоги. Это происходит за счет введения обязательных неналоговых платежей и роста их ставок. Взять ту же систему «Платон», например, из-за которой по всей стране митинговали грузоперевозчики. «Объявленный мораторий на введение новых неналоговых платежей по факту не действует, единые правила установления и регулирования неналоговых платежей не приняты», – констатировали эксперты.
А малый бизнес при всех бесконечно декларируемых поддержках налоги просто душат. До 1 июля каждый ИП, находящийся вроде бы как на упрощенном налогообложении, должен будет уплатить взнос в Пенсионный фонд с доходов, превышающих 300 тыс. рублей. И Конституционный суд, и Верховный суд уже разъясняли: эти взносы должны уплачиваться не с доходов, а с разницы между доходами и расходами. Ведь что такое доход предпринимателя 300 тыс. рублей в год? Это 25 тыс. рублей в месяц – нищенская, по сути, зарплата. А Минфин, который обещает теперь не менять налоговую систему, после решений высших судов разослал по всем своим инстанциям письмо, которым запретил учитывать расходы при расчете взносов. И если предприниматель с этим не согласен, он может пойти в суд и рассказывать там о решениях КС и ВС, но у многих ли на это будут силы, время и знания?
Еще одной проблемой именно для малого бизнеса стали контрольно-кассовые терминалы. Стоят они дорого и сложны для перемещения при выездных услугах. А если касса сломается, то остановится и вся работа предпринимателя – контроль налоговиков за ней строгий, заменить на новую сложно. Поэтому предприниматели и просят заменить кассу на онлайн-приложение с фиксированием фискальной информации. А плательщики земельного налога часто сталкиваются с необоснованным увеличением кадастровой стоимости участков, и из-за этого растут и налоговые платежи, отмечает в докладе омбудсмен по защите земельных прав Марина Карпова.
Бизнес с молотка
Провалом оказались и меры по поддержке МСП в системе госзакупок. Сейчас всю квоту по закупкам у маленьких предприятий могут забрать посредники, «в том числе аффилированные с компаниями с государственным участием или имеющие в учредителях субъекты РФ или муниципальные образования», отмечает омбудсмен по закупкам Сергей Габестро. То есть крупный бизнес и власть маскируются под малые предприятия и отбирают у них хлеб? Как следует из доклада бизнес-омбудсмена, в 2017 году объем госзакупок составил 25 трлн рублей, на долю МСП пришлось всего 2 трлн (12,7%).
А ведь в марте президент Владимир Путин предложил ввести уголовную ответственность за нарушения в сфере госзакупок, и соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Госдумы. Похоже, что неразберихи от этого только прибавится. Так, согласно внесенным в конце прошлого года поправкам в законодательство о закупках поставщики товаров и услуг будут обязаны открывать специальные счета в специально уполномоченных банках для обеспечения заявок. Это означает, что к хлопотам по сбору документов на торги (на которые предприниматели и так жалуются) добавятся еще и хлопоты по сбору документов для банка. А банк может и отказать в открытии счета. Кроме того, возникают проблемы с конфиденциальностью аукциона, так как банк получает доступ к сведениям об участниках закупок. Могут возникнуть сложности и при аресте счетов в случае неуплаты налогов.
Торги регулируются 40 нормативными актами, где-то правила аукционов предусмотрены этими актами, а где-то их придумывают сами организаторы торгов. И при этом найти информацию о торгах довольно трудно, жалуются предприниматели, доступ к ним ограничен, и слишком велико влияние «человеческого фактора» на их исход.
Взять административный барьер
Устранение административных барьеров и сокращение числа проверок предпринимателей – эти два требования российского бизнеса в последние годы уже звучат как лозунг. И власть все время кивает: да, мол, устраним и сократим. И, констатируют эксперты, масштабная работа таки была проведена, «но существенно продвинуться так и не удалось». Законодательством определены так называемые чек-листы – список обязательных вопросов контролирующего ведомства, ответы на которые при проверках предприятий позволяют определить, есть ли нарушения. Но любое кафе, например, контролируют Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд и МЧС. Всего к этому кафе предъявляют 790 требований. И если в России у одного только Роспотребнадзора 190 требований в чек-листе, то в аналогичном ведомстве Казахстана – 38, США – 78.
И по-прежнему, сетуют эксперты, проводятся «проверки ради проверок», а не ради повышения качества. Например, чтобы фермеру зарегистрироваться в автоматизированной системе «Меркурий» Россельхознадзора, нужно сделать платную ветеринарную экспертизу даже для переработанной мясной, рыбной и молочной продукции. «В результате для молочной отрасли необоснованные издержки на оформление ветеринарных сертификатов и сопутствующие услуги составят порядка 600 млн рублей в год», – подсчитали эксперты. Но это не значит, что проверок не будет, они будут, а значит, возрастет административная нагрузка на добросовестный бизнес и не останется средств на инвестиции. Для сравнения эксперты приводят опыт Франции. На «Ранжис», одном из самых крупных оптовых рынков страны и Европы в целом, с оборотом 1,5 млн тонн различных продовольственных товаров, 12 млрд евро в год, с охватом населения 18 млн человек, действует единый центр зооветеринарного и фитосанитарного контроля, а также контроля качества продукции. Таким образом, производители не тратятся излишне, а покупатели получают сертификат качества продукции.
В 2017 году, по данным Минэкономразвития, было проведено около 1,7 млн плановых и внеплановых проверок предприятий. Это почти на 200 тыс. меньше, чем в прошлом году, признают эксперты. Но удивительное дело, согласно опросу бизнес-омбудсменом субъектов МСП, проведенному в апреле этого года, число проверок доходит до 10 млн. При этом 42,8% опрошенных заявили, что административная нагрузка на бизнес увеличилась (только 9% отметили снижение прессинга), и 49,8% констатировали ужесточение административных наказаний (7,4% нашли, что они, наоборот, смягчились). То есть официальная статистика – это только число плановых и внеплановых проверок, без учета административных дел, возбуждаемых надзорными органами без всяких проверок, а также без учета рейдов и контрольных закупок. Таким образом, по подсчетам института уполномоченного по защите прав предпринимателей, Роспотребнадзор не включает в официальную статистику 25% административных дел, Рос-природ-, Ространс- и Россельхознадзор – до 50% таких дел, Федеральная антимонопольная служба и Росалкогольрегулирование – до 90% дел об административных правонарушениях.
Забавно, что борьба с коррупцией в ходе чиновничьих проверок привела к излишнему рвению ревизоров. Так, коррупционным считается любое добросовестное действие должностного лица в пользу предпринимателя. Если ревизор назначил слишком низкий штраф, если не включил предприятие в план проверок или отказался в проведении внеплановой, то как минимум ему придется объясняться за это перед начальством. А уж если проверку провел и нарушений не обнаружил, то подозрение в коррумпированности может серьезно возрасти.
В итоге, говорят эксперты, чиновников фактически стимулируют проводить жесткие проверки и назначать жесткие наказания. Это же приводит и к вероятности отказа при оказании госуслуг. А по данным национального исследовательского университета ВШЭ, при проведении проверок число необоснованно предъявляемых требований к предпринимателям достигает 2 млн. Но с коррупцией, похоже, все хорошо, а вот борьба с ней по-прежнему вялая. Каждый закон, каждый нормативный акт должен проходить антикоррупционную экспертизу. Только проводится она неэффективно, отмечает омбудсмен в сфере противодействия коррупции Дина Крылова, а выводы такой экспертизы носят рекомендательный (то есть необязательный для исполнения) характер. По мнению эксперта, отсутствуют и адекватные меры ответственности чиновников за нарушения процедур проверок. Например, ревизору ничего не будет за то, что он не предупредил предпринимателя о предстоящей проверке или не ознакомил с ее регламентом. «Даже в случаях, когда судебными решениями установлены нарушения при проведении проверок, проверяющие крайне редко несут за это ответственность, – говорит эксперт, – что порождает массовые нарушения прав предпринимателей и использование проверок для коррупционного давления на бизнес».
Профиль риска
Свыше 600 млрд рублей с 2014 года вложено в России в импортозамещение. Через четыре года экспорт продовольствия на внешние рынки превысит показатель импорта, пообещал в марте президент Владимир Путин. Экспорт – одна из главных целей правительства в последние годы. Одновременно с этим эксперты бизнес-омбудсмена отмечают, что таможня – одна из самых болевых точек для предпринимателей.
В настоящее время участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) зачастую испытывают на себе административное давление со стороны чиновников, анализирует ситуацию омбудсмен по таможне Виталий Сурвилло. В частности, это происходит из-за постоянного и неконтролируемого увеличения так называемых профилей риска (показателей вероятности несоблюдения таможенного законодательства). Сейчас их свыше 40 тыс., и применение этих профилей никем не контролируется. Больше всего предприниматели жалуются на неправомерные решения по корректировке таможенной стоимости и необоснованность проведения дополнительных проверок. А ведь в обеспечение уплаты таможенных платежей предприниматели вносят солидные суммы, и получается, что эти средства на долгое время остаются вне оборота. Кроме того, стоимость товаров корректируется таможенниками, как следует из жалоб, по ценовой информации об идентичных товарах, не соответствующей фактически сложившейся на рынке. В свое время ФТС и ФНС были переданы в единую структуру Минфина как мегарегулятора, говорит о еще одной проблеме Виталий Сурвилло, но при этом обе структуры дублируют друг друга по части налоговых платежей.
Страдают и иностранные инвесторы. Этому способствует массовая потеря вкладов и средств на счетах предпринимателей при отзыве лицензий у банков, отмечает омбудсмен по защите прав иностранных инвесторов Алексей Рябов. С 1 января 2013 года количество банков сократилось с 897 до 507, что, по данным эксперта, гораздо ниже среднемировых показателей и говорит о нестабильности правил банковского надзора. Иностранный инвестор не имеет гарантий того, что условия инвестирования в РФ не изменятся, добавляет еще один омбудсмен в этой сфере, Алексей Репик. «Инвесторы не могут провести оценку рисков и предстоящих затрат в случае изменения регулирования, что существенно снижает инвестиционную привлекательность России», – говорит эксперт.
Ну и, конечно, сложная международная обстановка, санкции и антисанкции не добавляют инвестиционной привлекательности. Не случайно, видимо, российские предприниматели назвали развитие международного сотрудничества и продвижение национальных производителей несырьевого сектора в числе главных мер для возобновления экономического роста. А на первом месте – повышение уровня и качества жизни людей. То есть главным большинство представителей бизнеса (и малого, и среднего, и крупного) считают простое человеческое счастье. Но отчего же тогда так хотят вернуться домой те 34 горе-бизнесмена из «списка Титова»? Может быть, все дело в той самой надежде, которая, как известно, не умирает. Ведь именно это показывает и исследование ВЦИОМ. Несмотря на такое огромное количество существующих и растущих проблем, в которых бизнес не зарабатывает, но просто выживает, предприниматели «стараются быть оптимистами»: около половины опрошенных (45%) полагают, что в ближайшие три года они будут «развиваться активно» или «скорее активно».