Неужели другие учителя не видели, что творится в школе?
Видели и обсуждали между собой.
- Я работала в этой школе, в ней работал мой муж, в ней отучились с первого по одиннадцатый класс мои дети, я знаю многих учителей и выпускников и я скажу, что знаю и думаю, - рассказывает преподавательница 57-й Александра Кнебекайзе. - Начну с того, с чего все началось, - с секса с учениками. К сожалению, сомневаться в том, что он происходил, не приходится. До сегодняшнего дня мне были известны три случая (один из них закончился абортом, второй - рождением ребенка), не считая многочисленных и упорных слухов. Только один из случаев связан с уволенным из школы Борисом Меерсоном, два других - с двумя другими учителями. Один из них - вернее, одна - уволена, другой продолжает работать в школе.
Почему же педагоги молчали? Потому что прямых доказательств нет, а сами ученики часто не считали, будто происходит что-то ненормальное. Наоборот, это же так круто... Для других, наоборот, пересказ этой истории стал бы слишком травматичным.
- Происходящее затрагивало в основном определенные гуманитарные классы, и те, кто учился в других классах и параллелях, могли вообще с этими историями никак не соприкасаться, не говоря уже о том, что людям обычно несвойственно афишировать свою сексуальную жизнь, - продолжает Александра. - Происходящее внутри школы не всегда видно снаружи. Как я уже написала, одна из учительниц была уволена - как раз по настоянию тех, кому секс учителя и ученика не кажется нормальным положением вещей.
И тем не менее, как утверждают педагоги, подавляющее большинство их коллег обладало самым минимальным представлением о том, что происходит в школе. Именно поэтому, когда группа преподавателей во главе с Сергеем Волковым стала требовать расследования и отставки администрации, коллектив назвал их шантажистами и интриганами. На тот момент преподаватели знали только обрывки информации, но и это было настолько чудовищно, что не укладывалось в голове. Многие просто отказывались верить в происходящее.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Как понять, что ребенок попал в беду
Мы не стали просить психологов прокомментировать все происходящее в 57-й школе. Во-первых, истории выпускников слишком личные и интимные, чтобы можно было судить о них по постам в соцсетях. А во-вторых, все известные персонажи скандала - люди уже взрослые и в состоянии обратиться с проблемами к специалисту самостоятельно.
Но вот родителям нынешних школьников полезно узнать, какие «звоночки» в поведении ребенка говорят о том, что дело нечисто.
ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ
✓ Поверхностный сон, кошмары
✓ Нарушения аппетита - отсутствие или, наоборот, чрезмерный аппетит
✓ Быстрая утомляемость
✓ Агрессия и вспышки гнева
✓ Фобии, попытки убежать или спрятаться от чего-либо, конкретные страхи
✓ Страх перемен
✓ Концентрация на «здесь и сейчас», нежелание строить планы на будущее
✓ Чувство вины, стыд
- Все это - симптомы отторжения, - рассказывает клинический психологЕлена Казенная, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. - Все травмы, скандалы создают в памяти ребенка определенную картинку. И он в дальнейшем снова и снова переживает все это. Эти переживания могут сопровождаться кошмарными снами. Часто ребенок начинает избегать всего, что связано с этим событием - например, не хочет идти в школу, хотя раньше радостно туда бежал. Это показывает, что ребенок просто не хочет сталкиваться с этими воспоминаниями. Это требует сил, ему приходится быть все время начеку. Организм быстро истощается, растет раздражительность, ребенок становится плаксивым и агрессивным.
Что же делать, если с ребенком не все в порядке? Первым делом - надо попытаться выяснить, что случилось, очень аккуратно и деликатно. Часто ребенок чувствует свою вину в происходящем, и молчание может быть связано именно с боязнью наказания. Но даже если ребенок не хочет откровенничать, он должен почувствовать, что родители на его стороне, что его любят, ему верят и готовы его защитить.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Ученики заболели «стокгольмским синдромом»
Самое ужасное, что дети, попавшие под влияние педофилов, нередко пытаются их оправдать. Считают, что их «благородных» проводников в мир взрослой жизни оклеветали.
- Мне надо было написать раньше: я не жертва, - пишет выпускница 57-й Мария Немзер, которая до сих пор находится в близких отношениях с Борисом Меерсоном и вслед за ним уехала в Израиль. - Жертв (в общепринятом смысле) нет вовсе, я прекрасно знаю, что о них всех сказать. Бывает дружба помимо романа, она крепкая, несмотря на пол, возраст и прочие характеристики, вдвоем проще и легче.
Другие «сочувствующие» избрали для защиты педагогов-развратников стандартный в таких случаях ход: очернить свидетеля и пострадавшего.
- Вначале расскажу про своего одноклассника Макса (имя изменено. - Авт.), который все это затеял, - сообщает еще один выпускник, Виктор Т. - Во время обучения в школе Макс был, казалось, самым счастливым человеком. Ему очень нравилось учиться в 57-й. И с точки зрения знаний, и с точки зрения социальных реалий. Но, безусловно, способный к знаниям парень являлся примером разврата для всех окружающих. Пример: Макс и еще один мальчик могли спокойно поцеловаться взасос на глазах у всего класса во время перемены. Или вместе они изображали половой акт. Теперь эти люди якобы выросли и говорят нам про мораль и разврат в 57-й.
Но стоит понимать: даже если рассказанное Виктором о своих одноклассниках правда, то это никак не мешает им быть жертвами приставаний со стороны учителей.
Это стандартное «сами виноваты», которое всегда звучит в историях про насилие. И это никак не снимает вины с педагогов.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Закрытая секта
Екатерина КРАПИВИНА
Дело в том, что 57-я школа - это один из примеров закрытой школы. Выпускники приводят сюда своих детей и преподают сами. Ученики женятся и выходят замуж за своих. Просто династии какие-то.
Что-то подобное, наверное, происходит в аристократических семействах или в маленьких, удаленных от всего остального мира деревушках. Это междусобойчик, очень узкий круг людей со своим языком, историей и, что особенно важно, со своими внутренними правилами. Почему так трудно разобраться в откровениях выпускников? Потому что они написаныэзоповым языком, для своих. Тех, кто понимает, кто прячется под псевдонимами Элоизы, Абеляра и Юпитера. Кому достаточно намеков и полутонов.
Более того, 57-я школа - это не просто закрытое сообщество. Это люди, которые добровольно выбрали такую самоизоляцию. Для них школа - это Эдем, райский сад, а за его пределами лежит чужая и незнакомая жизнь. Изгнанник не просто уйдет в другую школу - он потеряет все, от него отвернутся друзья, друзья друзей и даже собственные родители.
В таком закрытом узком мирке напрочь выключаются все защитные рефлексы. Попробуй тот историк пристать к дворовому мальчишке из обычной школы - услышал бы в свой адрес много трехэтажного, а то и побили бы в темной подворотне. Но в мире, где все свои, просто «не может быть неправильных поступков». Ведь не может же любимый учитель, который учил твоих родителей, делать что-то противозаконное?
В любом таком закрытом сообществе рано или поздно появляется своя мораль, которая чуть шире общепринятой. Другим нельзя, но мы-то свои, нам можно. Умножьте на идею о собственном превосходстве, которую подкрепляют рейтинги и баллы. Мы - особенные, правила - для остального стада.
Сейчас в школе собирают комиссию, которая бы попробовала разобраться в ситуации. Комиссия - тоже междусобойная, из учителей, родителей и выпускников. Попасть в нее чужаку невозможно (мы попробовали). Но, к сожалению, это не тот случай, когда больной может сам поставить себе диагноз и назначить лечение.
По хорошему, здесь бы и выйти на сцену представителям Департамента образования. Но они молчат. Ни одного заявления, ни словечка, ни даже визита в скандальную школу. Боятся связываться? По слухам, в 57-й учатся дети высокопоставленных чиновников. Так что, возможно, через какое-то время перед нами предстанет совсем другая картина - талантливые педагоги и чудесная школа, которых оклеветали завистники и злопыхатели.