«Когда мне показалось, что я выбрала не ту профессию, что-то не складывается, я решила пойти на курсы кройки и шитья. Видимо, получалось неплохо, потому что сразу же на меня посыпались заказы: от мамы, подружки, мужа — все хотели, чтобы я им что-то сшила. И тут меня пригласили на пробы «Кухни», — рассказывает актриса Ольга Кузьмина.
— О том, что продолжения «Отеля Элеон» не будет, мы сами узнали из поста нашего продюсера в социальной сети. И это решение стало большой неожиданностью для всех нас. В кино не принято употреблять слово «последний», поэтому и сейчас мне как-то не хочется его использовать. Я верю, что это не окончание проекта и что-то еще будет дальше. Может, с другими акцентами и в других обстоятельствах. Конечно, «Кухня» и «Отель Элеон» очень сильно повлияли на мою жизнь.
Многие даже случайно называют меня Настей, а я уже так привыкла к этому имени, что откликаюсь и совершенно не обижаюсь. Иной раз думаю: это моя жизнь меняет сюжет сериала или наоборот? Я забеременела, и этот факт решили добавить в сценарий. Многие ситуации, в которые попадает моя героиня со своим мужем, настолько типичны для семейных отношений, что мне остается просто не повторять ошибки этой пары. Я очень благодарна судьбе за такой подарок: прекрасную роль в очень успешном проекте с замечательными партнерами.
— Жаль, что в «Отель Элеон» из «Кухни» не перекочевал Дмитрий Нагиев. Как вам с ним работалось? Говорят, он довольно жестко шутит над партнерами…
— Если он видел, что работа не движется, мог жестко пошутить. Но не для того, чтобы кого-то унизить, а чтобы никто не расслаблялся. В день, когда Нагиев приезжал на площадку, требовалось снять максимальное количество сцен с ним. Сниматься ему нужно было с утра до ночи, и тут уж бить баклуши времени нет. Но работать с Дмитрием Владимировичем легко и интересно. Он очень щедрый партнер, не тянет одеяло на себя, всегда подскажет, как интереснее решить сцену, как лучше сказать фразу, чтоб это было смешно.
Он тонкий, чуткий человек и большой профессионал, которому важен общий результат, а не самолюбование. Большинство шуток в его сценах — собственная импровизация. Сценаристы даже оставляют в сценарии какой-то «воздух», чтобы Нагиеву было где развернуться. Вот только монтажеры потом сидят и мучаются, потому что все дубли разные: здесь Нагиев одно говорит, там другое, а что лучше — невозможно понять. Потому что все хорошо.
— В вашей актерской судьбе кино появилось не сразу, прошло несколько лет со времени окончания ГИТИСа…
— В институте все мое внимание и силы были сосредоточены на обучении. Мы репетировали отрывки, готовили дипломный спектакль. Но чем ближе был выпускной, тем яснее я понимала, что пришло время заявить о себе. Ведь в дипломе написано «актриса театра и кино». Я стала регулярно ходить на «Мосфильм», раздавала свои фотографии, встала на учет во все актерские агентства. Начали поступать предложения. Я стала часто сниматься, пусть и в небольших ролях, но таким образом набиралась опыта и знакомилась с кинопроизводством.
Там же, в коридорах «Мосфильма», я познакомилась и с будущим кастинг-директором «Кухни». Если бы я тогда сидела сложа руки и ждала, что на меня свалится большая роль, уверена, ничего бы не случилось. Я покупала «свои лотерейные билеты» и дождалась выигрыша. При этом я не сидела без дела. Когда мне показалось, что я выбрала не ту профессию, что-то не складывается, я решила пойти на курсы кройки и шитья. У меня нестандартный размер, я всегда мучаюсь с подбором одежды.
И чтобы избавить себя от выматывающих походов по магазинам, решила шить одежду сама. Видимо, получалось неплохо, потому что сразу же на меня посыпались заказы: от мамы, подружки, мужа — все хотели, чтобы я им что-то сшила. И тут меня пригласили на пробы «Кухни». Я пошла на них без особого энтузиазма, считая, что актерство — пройденный этап. Но меня утвердили. Я тогда и предположить не могла, что роль официантки сделает меня такой популярной…
— Снимаясь в сериале «Кухня», вы получили диплом официанта, а в связи с ролью в «Отеле Элеон» не пришлось посещать какие-нибудь курсы директоров?
— Если бы такие нашлись — обязательно бы пошла, но пришлось ограничиться изучением должностных обязанностей директора ресторана, найденных в Интернете. А кое-что я подглядела у моей талантливой партнерши по «Кухне» Елены Подкаминской. Например, моя героиня переняла импульсивную манеру Лены откидывать волосы назад.
— В общем, если после закрытия «Отеля Элеон» предложений не будет, вы не пропадете. И шить умеете, и диплом официантки есть, и управлять персоналом научились.
— Да, не могу сидеть на месте. Открою большой секрет: у меня сейчас каждый день репетиции, выпуск нового спектакля.
— В Театре Луны?
— Нет. Выпускаем спектакль по мотивам «Кухни». Разговоры об этой постановке мы с моими партнерами по сериалу начали еще в 2012 году. Конечно, тогда мы мечтали, чтобы в этом спектакле участвовала вся наша актерская команда, но это оказалось сложно. У всех свои графики, свои планы. В итоге остались те, у кого получилось найти время и кто очень хотел участвовать в этой работе. Спектакль называется «Кухня на выезде» — по сюжету пьесы весь наш коллектив отправляется на организацию банкета в частный особняк.
— Наверняка репетируете с утра до позднего вечера. Как муж к этому относится?
— Репетируем действительно много, но с утра до вечера не получается, ведь у каждого из нас свои сложносочиненные графики. Муж постепенно привыкает. И с годами (а мы вместе уже почти 13 лет) все с большим уважением относится к моей профессии. Недавно он побывал на премьере моего спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» и осознал, каким трудным может быть актерское ремесло. Постановка «Не бойся быть счастливым» — это история любви трех подростков, встретившихся в блокадном Ленинграде. Очень напряженная и эмоциональная работа.
Мы с моими партнерами Иваном Стебуновым и Иваном Жидковым выпустили спектакль за полтора месяца. Это был настоящий марафон. Я приходила домой без сил, потому что все выплескивала на репетициях. Муж не очень понимал, что со мной происходит. Но когда пришел на премьеру и увидел, что на протяжении всего спектакля я нахожусь на сцене и работаю на эмоциональном пределе, он был поражен. После спектакля Леша спросил: «Как у тебя вообще после этого остаются силы сесть в машину и куда-то ехать?»
— Насколько я знаю, актрисой вы стали не сразу…
— Все свое сознательное детство я занималась танцами. А однажды (мне тогда было 11 лет) меня позвали сниматься в «Ералаш». Помню, как меня поначалу поразило, что двухминутный сюжет снимается несколько дней. Я участвовала в нескольких выпусках, и это было очень увлекательно. Когда пришло время поступать в институт, я поняла, что хочу стать профессиональной актрисой. Пошла на подготовительные курсы во ВГИК. Готовилась — стихи, басня, проза. Но не поступила. И решила не ждать год, а отправилась учиться в гуманитарный институт.
— Это там вы познакомились с мужем?
— Да, мы вместе учились в Институте славянской культуры. Мне было 17, ему — 20. Он учился на психолога, я — на культуролога. Муж рассказывал, как он долгое время боялся ко мне подойти, потому что я всегда и везде была с подругой. И он думал: «Вот подойду, а вдруг она подумает, что не к ней, а к подруге?» Но к тому моменту я уже тоже обратила на него внимание. Встречаясь в институте, мы с ним обменивались взглядами. Он набрался смелости и заговорил со мной в троллейбусе… Мы были бедными студентами. Это существенно сократило романтический период: долго по парку за ручку не погуляешь. Максимум, что мы могли себе позволить, — это какой-нибудь утренний сеанс в кино. Довольно скоро Алексей пришел к нам домой и остался. То есть мы практически сразу стали жить вместе.
— А как же вы все-таки из культурологов свернули на актерскую стезю?
— Здесь начинается история неслучайных случайностей, которые постоянно происходят со мной. Детские съемки в «Ералаше» сыграли в ней не последнюю роль. Дело было так: художественному руководителю Театра Луны Сергею Борисовичу Проханову для съемок фильма об их театре нужна была девочка 13 лет, которая сыграла бы дочку Луны. В поисках подходящей кандидатуры обратились к Борису Грачевскому, специалисту по юным талантам. В числе других претенденток оказалась и я — несмотря на 20-летний возраст. И прошла пробы! А потом выяснилось, что мне надо покрасить волосы в синий цвет. Я засомневалась: как мне в таком виде в институт-то ходить? Но Проханов обещал, что фильм снимут быстро. И я согласилась.
Хорошо, что волосы у меня были покрашены в тот момент хной и синяя краска их не взяла — волосы сделались ярко-желтыми. На этом и остановились. В процессе съемок Сергей Борисович разглядел во мне потенциал и предложил пойти учиться на его актерский курс в ГИТИС. Я посоветовалась с мамой, и мы решили, что от таких предложений не отказываются. Но Институт славянской культуры я бросать не стала, а перевелась на заочное отделение. Так что некоторое время училась в двух институтах одновременно. Сейчас понимаю: я пошла учиться в первый свой институт ради того, чтобы встретиться с мужем. А когда встретилась, вернулась обратно в актрисы.
— И правильно сделали. Теперь у вас и семья крепкая есть, и творческая реализация. Правда, напряженный актерский график часто не оставляет достаточно свободного времени, чтобы проводить его с близкими. Когда у вас сын родился, не страдали, что приходится его оставлять и идти работать?
— Первое время я жутко переживала. Плакала в машине по дороге на съемочную площадку, постоянно звонила домой, казалось, я отрываю от себя кусочек сердца. Но со временем стала успокаиваться. Поняла, что нервничать на расстоянии бессмысленно, да и повода нет. Гордей дома с родными людьми, окружен заботой и вниманием. Зато когда у меня есть свободное время, мы друг от друга оторваться не можем. Сейчас уже у сына появился свой распорядок дня: детский сад, секция фигурного катания, занятия музыкой, в планах бассейн, единоборства и ментальная арифметика. Я не стремлюсь вырастить гения, просто хочу познакомить его с разными видами деятельности, а если он сам захочет заняться чем-то серьезно, буду только рада и поддержу добрым советом.
— А муж может остаться дома с сыном?
— Конечно, они прекрасно проводят время вместе. Меняют колеса на машине, прибивают полочки, вешают люстры. Гордей папе во всем помогает. А когда мы оба дома, стараемся делать что-то все вместе. У нас есть одна семейная традиция — изготавливать на Новый год елочные игрушки своими руками. В этом году, наверное, будет гоночная машина, а в прошлом году мы сделали маленький грузовик. За четыре года уже целая коробочка собралась. И отпечатки ладошки и ножки Гордея, и божья коровка. Теперь, наряжая елку, мы вспоминаем, как вместе делали эти игрушки, и с любовью вешаем на ветки каждую дорогую сердцу новогоднюю поделку. Это бесценно.
— Похоже, вы очень семейный человек. Никогда не возникало желания посвятить себя только семье?
— Семья — это самое дорогое, что у меня есть. Ради этого и стоит жить. Но нужно стремиться находить баланс, не плевать в лицо судьбе, которая преподносит тебе такие подарки, как любимая профессия, востребованность, любовь зрителей. Ведь когда это есть, еще больше хочется возвращаться домой, к семье, где тебя любят и ждут.
— Вам, наверное, и поклонники не простили бы, если бы вы ушли из профессии. Постоянно ведь подходят с просьбой сфотографироваться?
— Случается. И поклонники бывают разные. Кто-то подойдет и нахально скажет: «Давай сфоткаемся, что ли!», «Нормально встань!», «Ты что, даже очки не снимешь?», «Лицо сделай попроще». Чувствуешь себя жирафом в зоопарке. К счастью, есть и другие — воспитанные и приятные люди, которые тихонько подойдут и скажут уважительно несколько теплых слов. Я часто слышу: «Надо же, в жизни вы еще милее, чем на экране». Это очень приятно. Но самая популярная реакция — это, конечно: «Ой, вы такая маленькая, а мы думали, вы побольше».
— Многие актеры очень боятся стать заложниками одной роли…
— Мне кажется, в том, чтобы быть заложником хорошей роли, нет ничего плохого. Сегодня ты заложник этой роли, а завтра тебя в заложники другая хорошая роль возьмет. (Смеется.)