Мечта сибарита, когда не вставая с дивана, с чашечкой кофе в руке можно выполнять свои должностные обязанности, сейчас все больше становится реальностью. Меры по защите от коронавирусной инфекции заставляют компании переводить персонал на удаленную работу: в России о том, что все или часть сотрудников работают из дома, объявили «Почта России», Rusal, Mail.ru Group, «Яндекс», En+ Group, Qiwi и многие другие компании; о переходе на домашний режим заявляют и некоторые государственные учреждения. «Возможность удаленной работы в нашей компании появилась еще в 2008 году. Поэтому сейчас, при вынужденном переходе некоторых офисов на домашний режим для сотрудников, ничего экстраординарного не происходит. Наоборот, у персонала нет лишнего стресса, особенно когда в многочисленных регионах мира атмосфера близка к панической, — говорит Дмитрий Лагун, генеральный директор международной логистической группы компаний AsstrA. — Первыми на формат home office в первой половине января перешли сотрудники нашего шанхайского офиса. С середины февраля удаленно начал работать офис в Бергамо, недавно такой формат введен для офисов в Варшаве, Вильнюсе и Праге. В Китае тревожная ситуация продлилась два с половиной месяца, потом напряжение из-за эпидемии спало и люди вернулись в офисы. Мы рассчитываем, что в Европе этот период продлится не дольше. Управляющие наших филиалов внимательно следят за ситуацией в своем регионе и придерживаются рекомендаций властей».
«Мы в Qiwi приняли решение перейти на удаленную работу еще до официальной рекомендации от мэрии Москвы, к моменту ее появления у нас несколько сотен человек уже работали удаленно, — рассказывает Юлия Галкина, PR-менеджер компании Qiwi. — Это был пилотный проект, и уже через три дня почти вся компания была переведена на удаленный режим работы, за исключением тех, кто в силу своих функций должен оставаться в офисе».
Согласно последним опросам, больше всего на удаленную работу перешло предприятий малого и среднего бизнеса: по данным недавнего опроса платформы «Mail.ru для бизнеса», в Москве со второй половины марта на дом временно отправили своих сотрудников 79% малых и средних компаний. Однако крупные предприятия пока не спешат отправлять персонал на удаленку: согласно исследованию компании Online Market Intelligence, которая недавно опросила 12,6 тыс. работников различных отраслей, на домашний режим в России перешло порядка 12% всех сотрудников — процесс перехода людей на работу из дома связан с рядом технических и организационных трудностей, а также подходит не для всех предприятий.
Бум онлайн-сервисов
Первые удаленные сотрудники начали появляться в мире вместе с возникновением интернета еще в конце 1990-х, и сейчас такая форма труда довольно распространена. До пандемии коронавируса, по данным Международной организации труда, в странах ЕС удаленно работало уже порядка 20% сотрудников, в Японии — более 30%, а в США в удаленном режиме хотя бы время от времени работают около 40% всех трудоспособных граждан. В России эти показатели гораздо ниже: по оценкам специалистов НИУ ВШЭ, в удаленном режиме до пандемии в России на постоянной или временной основе трудилось не более 10% работников.
Безусловно, возможность перехода на удаленную работу прежде всего связана со спецификой бизнеса: одно дело, скажем, когда в области компьютерного программирования человек может без проблем не приходить в офис, создавая на своем домашнем компьютере нужные компании программные продукты. Другое дело, когда служебные обязанности требуют физического присутствия, например в реальном производстве или в сфере обслуживания. Согласно проведенному в начале текущего года опросу интернет-ресурса по поиску работы HeadHunter, не так много работников в России могут трудиться в удаленном режиме: менее всего удаленная работа в России распространена в таких областях, как туризм, гостиничный бизнес, рестораны, производство, строительство. А больше всего — в рекламе, маркетинге, PR, сфере искусств, массмедиа, среди юристов, где доля удаленного персонала (с учетом сотрудников на фрилансе) может достигать более 50% (см. график 1). «В сферах, связанных с интеллектуальными продуктами — ИТ, юриспруденция, финансы — переход на удаленную работу, как правило, проходит безболезненно, — говорит Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions. — Первое время, возможно, непривычно проводить регулярные встречи в онлайн-формате, но это организационный вопрос. С настоящими сложностями, в случае форс-мажора, как сейчас, сталкиваются производственные отрасли и те отрасли, где необходим непосредственный контакт с клиентом: красота и здоровье, образование, общепит, фитнес. Здесь стандартные способы перехода на удаленку не так эффективны и приходится придумывать новые форматы взаимодействия, такие как онлайн-занятия и консультации».
Пандемия дала новый толчок развитию удаленных форматов работы, о чем сейчас свидетельствует бурный рост спроса на ИТ-решения, связанные с такими видами занятости. Например, представители Microsoft заявили, что всего за неделю в середине марта число пользователей ее сервиса Teams выросло почти в полтора раза: с 32 млн ежедневных пользователей по всему миру до 44 млн, одновременно на 500% увеличилось количество встреч, звонков и конференций в группах этого сервиса, а рост использования сервиса на мобильных устройствах составил 200%.
Растущую динамику потребительского внимания демонстрируют онлайн-сервисы видеконференцсвязи (ВКС). На фоне общих падений биржевых индексов акции одной из самых известных мировых сервисов в этой сфере — компании Zoom Video Communications — растут третий месяц, только за последнюю неделю они подорожали на 40%. (Подробнее см. «Озолотились на карантине», стр. 61.) Спрос на подобные сервисы растет и в России: например, по словам представителей TrueConf, одной из ведущих компаний в этой области, за последнюю неделю число активаций ее услуг выросло в четыре раза. В последние годы объем российского рынка услуг ВКС ежегодно составлял около десяти миллиардов рублей, хотя существенно не менялся. В пятерке ведущих систем ВКС по числу внедрений лидируют такие российские компании, как TrueConf, «Видеомост», Mind ВКС, далее идут международные решения Skype for Business (Microsoft), Cisco TelePrecent (см. график 2); представители многих компаний говорят о бурном притоке пользователей.
О росте спроса на услуги, связанные с удаленной работой, говорят и другие компании. «Сейчас мы заметили наибольший рост интереса к технологиям Digital Workspace (“Цифровое рабочее пространство”), например, у компаний из банковской отрасли и телекома — с запросом на покупку, внедрение и расширение текущих инсталляций к нам приходят новые и значимые клиенты, — рассказывает Александр Василенко, глава представительства международной компании VMware в России и СНГ (один из мировых лидеров в области решений для удаленной работы). — В крупных банках обсуждают перевод до пятнадцати процентов персонала на удаленку. У нас есть телеком-заказчики, которые уже несколько лет назад внедрили у себя решения для удаленной работы и сейчас пользуются этими преимуществами».
«Ранее спрос на облачные решения, связанные, например, с сотрудничеством удаленных команд или удаленным доступом к ИТ-ресурсам, и так был достаточно высоким, сейчас же мы видим десятикратный скачок заинтересованности в подобных ИТ-продуктах, — констатирует Евгений Коробов, директор по развитию нового бизнеса компании “Вымпелком” (торговая марка “Билайн”). — Например, сейчас повышенный спрос наблюдается на наш сервис “Единый мониторинг”, который помогает отслеживать эффективность работы сотрудников на удаленке, а также контролировать курьеров и логистов, что очень актуально в текущей ситуации, когда клиенты предпочитают все заказывать на дом».
Виртуальный сотрудник
С технической точки зрения обязательных элементов для эффективной организации удаленной работы не так много. По мнению специалистов, к ним относится наличие компьютера, программного обеспечения для видеоконференций (например, Zoom, Skype), удаленный доступ к рабочей почте, мессенджеры, программы для удаленного доступа к ресурсам компании (например, TeamViewer), системы постановки и контроля выполнения задач. Для эффективной удаленной работы также очень важно иметь защищенный канал связи (VPN, виртуальная частная сеть). Более продвинутый способ организации удаленной работы — создание виртуальных рабочих мест с применением ИТ-решений так называемого класса VDI (Virtual Desktop Infrastructure). «Виртуальные рабочие места нужны компаниям, которые заботятся об информационной безопасности, не хотят страдать от перебоев связи, а их сотрудникам нужен доступ к большому количеству различных приложений, — объясняет Павел Лихницкий, генеральный директор ИТ-компании DIS Group. — Виртуальное рабочее место подразумевает, что на компьютер сотрудника передается только изображение рабочего стола, а все процессы на самом деле запускаются на серверах компании или на других компьютерах. Благодаря такой организации сотрудник не сможет скачать корпоративные данные на флешку даже у себя дома без вашего ведома. Боитесь, что ваши сотрудники будут переходить по зараженным ссылкам? На один компьютер одновременно можно установить два виртуальных рабочих места: одно для работы, другое для личных занятий. В этом случае вирус из личной почты сотрудника не повредит корпоративную систему».
Что касается затрат, то в настоящее время, по оценкам участников рынка, в среднем оборудование одного рабочего места обойдется в сумму от 20 тыс. до 60 тыс. рублей в зависимости от конкретных задач. Однако траты могут быть и вовсе минимальными, если в компании уже практиковалась удаленная работа. «В нашем случае дополнительных затрат не потребовалось, равно как и снижения эффективности мы не получили, — рассказывает Олег Козырев, директор по маркетингу сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — Это связано с тем, что у нас изначально была выстроена распределенная команда, которая, по сути, использовала весь инструментарий (ERP, CRM + VoIP, Task Manager, Business Messenger и так далее), как технический, так и организационный для реализации удаленных коммуникаций между сотрудниками и подразделениями еще до всех событий. Мы только более четко регламентировали процесс коммуникаций — добавилось обязательное условие наличия видео при совершении конференц-коллов и организации встреч в виртуальных переговорках, а также более четко формализовали процесс учета рабочего времени у работающих с клиентами сотрудников».
Помимо повышенного интереса к программным продуктам массовый переход на удаленную работу вызывал всплеск спроса и на «железо»: по данным исследовательской компании GfK, только за последнюю неделю продажи ноутбуков в России подскочили на 50%, некоторые дистрибуторы констатируют нехватку этой техники на складах. Еще одна потенциальная проблема — перегрузка сетей связи в связи с более активным использованием интернета на дому. В США и в Европе по этому поводу уже бьют тревогу, некоторые официальные лица, обратились, в частности, к таким поставщикам развлекательного контента, как Netflix, с просьбой передавать в сеть свою продукцию в более низком разрешении, чтобы избежать перегрузок работы интернета. Однако в России с ростом трафика сети, скорее всего, справятся. «Если посмотреть статистику крупных провайдеров в России, то мы видим, что рост трафика хотя и есть, но он не кратный, — оценивает Александр Вахтин, генеральный директор ИТ-компании “Telecom Биржа”. — Так, у провайдера NetbyNet от “Мегафона” рост составил двадцать процентов в дневное время суток; схожие цифры мы видим и у “Акадо”: утром трафик у оператора вырос на 15–20 процентов, днем — на 30 процентов и вечером — на 20 процентов в сравнении с аналогичным периодом двухнедельной давности. Нагрузка на сеть “Ростелекома” также выросла на 20 процентов. При подобном росте оборудование крупных провайдеров должно справиться с нагрузкой. Отмечу также, что в России развитию сетей уделяется достаточно внимания, в том числе в рамках программы преодоления цифрового неравенства. При этом стоит учитывать, что плотность населения у нас в стране ниже, чем в Европе или США (если не брать отдельные крупные мегаполисы вроде Москвы или Санкт-Петербурга)».
Халатное отношение
Основные опасения в связи с переходом на удаленку для владельцев бизнеса связаны с возможным снижением эффективности работы сотрудников: любой руководитель будет нервничать, что же делает персонал без его личного контроля. «Перевод целой компании на дистанционную работу — это огромная нагрузка на администраторов, инженеров и техподдержку. Мы рекомендуем начинать готовить переход с онлайн-аудита бизнес-процессов: при переходе в дистанционный формат необходимо разделить всех людей на группы по потребностям (например, контакт-центр, бухгалтерия, проектные команды, управленцы) и рассказать, как эти потребности можно закрыть инструментами уже удаленной работы, — советует Андрей Иванов, директор по информационным технологиям компании КРОК. — Если речь идет о переводе на удаленную работу распределенной проектной команды, то новые обстоятельства вряд ли сильно по ней ударят. Скорее всего, в таких командах все уже готово для удаленной работы, остается только договориться об инструментах, подходах и точках контроля. В то же время финансисты, которые всегда ходят в офис, могут быть демотивированы удаленкой и быстро “перегореть”. В таких случаях эффективность пострадает, но не сразу, а в какой-то перспективе».
Впрочем, в тех компаниях, где сотрудники уже давно работают удаленно, говорят, что при умелом использовании ИТ-инструментов контролировать персонал на расстоянии можно достаточно эффективно. «Чтобы наладить эффективную коммуникацию между сотрудниками, нужно ввести некие обязательные ритуалы, например утренние планерки по Skype или в Zoom, такая утренняя летучка помогает нашим сотрудникам перейти от домашнего утра к рабочему, — делится опытом Ольга Павликова, директор PR-агентства TrendFox. — Все задачи мы дублируем в Trello — это сервис, позволяющий расставлять задачи целой команде. В нем мы учитываем все задачи по клиенту, включая самые незначительные, там же сотрудники отмечают выполненные задачи. Сотрудников важно не подбадривать, а ставить им четкие задачи и цели, постоянно быть с ними на связи. Нужно, чтобы люди хорошо понимали, что они должны сделать и в какие сроки. Для этого вовсе не обязательно звонить сотруднику пять раз в день, достаточно контролировать ход выполнения задач в специальных сервисах».
Впрочем, в России некоторые процессы пока нельзя перевести полностью на удаленный режим работы из-за особенностей законодательства. «Здесь, в России, мы все еще сильно зависим от бумажных процессов, наша сфера, логистика, — одна из отраслей, в которой невозможно в ряде аспектов обойтись без бумажных документов из-за требований законодательства, — рассказывает Перри Нойман, генеральный директор международной логистической компании Kuehne + Nagel в России. — Значительным подспорьем для работающих в этой сфере компаний стало бы дальнейшее развитие юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), однако сначала необходимо внести соответствующие изменения в законодательство».
Наконец, со стороны сотрудников переход на удаленную работу тоже требует особой подготовки, в том числе психологической. «Главный принцип успешной работы дома — абстрагироваться от домашней обстановки и понять, что ты на работе, — советует Сергей Дегтярев, совладелец компании Fort Family (услуги по организации мероприятий). — Абсолютно все наши сотрудники успешно работают на удаленке уже два года, некоторые из них для правильного настроя вешают на стену пробковую доску в рабочее время как символ того, что они на работе, и снимают ее в конце дня. Домашние предупреждаются о том, что вы на самом деле на работе, дверь в комнату закрывается — и открывается только на время обеденного перерыва. Особенно тяжело придется тем, у кого стесненные жилые условия, к тому же если их дети дома в связи с объявленным в школах карантином. Здесь проблема может быть решена наушниками, особенно если это наушники с активным шумоподавлением, которые хорошо изолируют от внешних шумов. Еще один вариант — кухня, рабочее общение голосом также можно проводить на балконе или в ванной, которые на время примут на себя роль переговорных. Но, как правило, период психологической адаптации после офиса небольшой и длится не больше одного-двух дней. В этом смысле наша психика достаточно гибкая, главное, чтобы присутствовало все необходимое для работы».