Число желающих поступить в колледжи Москвы в 2024 году выросло в 1,4 раза по сравнению с прошлым годом, а среди девятиклассников — даже в 2,5 раза, сообщила заммэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова. В Санкт-Петербурге в колледжи и техникумы была подана 91 тысяча заявлений вместо прошлогодних 80 тысяч. Конкурс на специальности «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «повар-кондитер», «оператор станков с ЧПУ» превысил шесть человек на место, а на профессию «графический дизайн» доходил до 22 желающих.
Но всего по стране учебные заведения среднего профессионального образования (СПО) приняли около 1,22 млн абитуриентов (бюджетников — 799 тысяч), а высшая школа — чуть больше 1 млн человек (бюджетников — 621 тысяча). Хотя в теории считается, что для повышения эффективности экономики требуется соотношение образования 80/20, то есть специалистов со средним образованием должно быть вчетверо больше, чем с высшим.
Никто не скажет, каково реальное соотношение нынче в России — в учебные заведения высшего и среднего профобразования молодежь не только не поступает, но и бежит из них. Или не пользуется полученными знаниями. Еще в 2017 году служба исследований Career.ru пыталась выяснить, какой процент российских новоиспеченных специалистов намеревались работать по специальности после окончания вузов и колледжей. После опроса 12 тысяч респондентов выяснилось: лишь 52% студентов высших и 53% средних специальных учебных заведений планировали работать по специальности, еще 27% затруднились ответить на вопрос, а 20% откровенно заявили, что их не привлекает выбранная профессия. Через два года данные Росстата показали, что работа соответствует специальности уже у 58% работников со средним профобразованием. А нынешней весной руководитель исполкома «Народного фронта» Михаил Кузнецов сообщил более оптимистичные данные опроса, согласно которым 63% выпускников колледжей собирались работать по своей специальности. Но можно ли верить этой цифре? Ведь 47% респондентов, отвечая на дополнительные вопросы, добавили, что знания, которые они получают в училищах и колледжах, «непригодны для трудовой деятельности» и «не пригодятся для построения карьеры».
Для полноты картины отметим, что прошлогоднее исследование Росстата зафиксировало более 30% не работающих по специальности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Исключение составили начавшие карьеру по профессии врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). И еще в Минсельхозе заверяют, что в последние годы растет доля трудоустроенных в АПК специалистов-аграриев. Если пять лет назад их было 65%, то нынче — уже порядка 80%. Но это касается в основном сферы высшего образования.
Каким же «маслом мажут» дорожки к среднему профессиональному образованию в обеих российских столицах, что у них в последние годы растет набор будущих «синих воротничков»? Во-первых, вчерашних школьников манит свобода выбора: в Москве нынче 162 колледжа, общее количество специальностей — более 170, охватывающих все отрасли экономики города. А на выходе — более полумиллио-на реальных московских вакансий, 85% из которых не требуют высшего образования. Причем с оплатой не хуже инженерной. «В Московском регионе кладовщики, которые отвечают за прием товаров, получают 80-120 тысяч. В логистике не хватает операторов информационной системы управления складом (WMS), с помощью которой ведется учет продукции на складе и формируются заказы для клиентов. Такие специалисты получают 70-100 тысяч рублей», — комментирует HR-директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic Ирина Пак. Обработкой заказов занимаются комплектовщики и стикеровщики товаров, которые получают 70-120 тысяч.
Разумеется, в Москве и Петербурге, как и в других регионах, в первых строках популярности по поступлениям IT-специальности. Но в столичных СПУ эти профессии представлены едва ли не более полно, чем в вузах.
Причем рядом со стандартными веб-дизайнерами, сисадминами, программерами или специалистами по кибербезопасности можно увидеть такую экзотику, как виртуальный адвокат, сетевой финаналитик и даже IT-евангелист.
Интернет и реальная рыночная экономика в разы повысили популярность многих профессий, о которых еще недавно даже столичные подростки могли и не слышать: в креативной индустрии — графический дизайнер, кино- и телепроизводство, художник по костюму; в промышленности — эксплуатация БПЛА, мехатроника и робототехника, производство авиационных двигателей; в индустрии гостеприимства — туризм, технологии красоты...
Но не теряют аудиторию и вполне «земные» специальности электрика, токаря, слесаря, повара. И здесь городские власти делают немало для повышения привлекательности этих факультетов. Ведь практическим занятиям в колледжах отводится 70% учебного времени, поскольку только так студенты смогут освоить достаточный объем навыков и компетенций, которые позволят им с первых дней работы встроиться в производственный процесс. Однако столичный градоначальник указывает на проблему устаревшего оборудования. «Сегодня многие колледжи оснащены оборудованием, которое было закуплено 10 или даже 20 лет назад — оно устарело и физически, и морально, — признает мэр Москвы Сергей Собянин. — Поэтому задача на этот год — модернизировать и переоснастить современным оборудованием 230 мастерских и лабораторий, а также создать 90 новых».
А еще в нынешнем году московское правительство установило 20 грантов лучшим столичным колледжам, записав в положении, что средства будут направляться на дополнительное материальное поощрение педагогов и мастеров производственного обучения, добившихся высоких результатов. При выборе получателей прежде всего будут учитываться спрос на выпускников, а также победы в чемпионатах профессионального мастерства, успехи при сдаче квалификационного и демонстрационного экзаменов и другие показатели. «Это станет дополнительным стимулом к повышению качества среднего профессионального образования в Москве», — заявил Сергей Собянин.
Конечно, свою роль в пропаганде рабочих профессий играет и высокая современность городской индустрии, и созданный недавно в столице проект «Открой Моспром» (серия экскурсий на ведущие столичные предприятия ракетно-космической, авиационной, машиностроительной, пищевой, фармацевтической и многих других отраслей). По этому проекту жители и гости столицы, а главное, студенты и школьники уже побывали на 130 московских промышленных предприятиях. И убедились, что нынешние рабочие специальности — это вовсе не «полупьяные подметальщики в грязных спецовках из старых кинофильмов». Как утверждают организаторы, до 65% старшеклассников, побывавших на таких экскурсиях, заявляют, что пойдут учиться в колледжи, и уже определились с выбором профессии. Тем более что даже платные отделения в колледжах в разы дешевле вузовских.
Кстати, последние несколько приемных кампаний показали, что некоторые абитуриенты вполне сознательно идут в свой «вуз мечты» через колледж. Потому что появляется вариативность: можно поступать с ЕГЭ, сдав «госы» уже в системе СПО. Можно выбрать комбо, по ЕГЭ и вступительным экзаменам, можно только по экзаменам. Иногда только по одному профильному. И учиться в вузе можно по индивидуальной программе, добавить смежную специальность.
Но есть не менее серьезный стимул выбора подростком среднего профессионального учебного заведения: возможность более раннего взросления. «На вопрос о том, почему вы сделали выбор в пользу колледжа, наши студенты чаще всего отвечают, что хотят быстро стать самостоятельными, — говорит руководитель департамента образования и науки города Москвы Ирина Швец. — Студенты со второго курса начинают работать на предприятиях, для них создают индивидуальные графики обучения, они быстро встраиваются в рынок труда. Учеба в СПУ, по сути, дает стопроцентную гарантию трудоустройства». Столичные работодатели также подтверждают, что готовы платить конкурентные оклады выпускникам и даже практикантам колледжей. А куда деваться? В ряде востребованных специальностей возник реальный дефицит кадров. Причем речь не только о разработчиках дронов и айтишниках.
Аналогичная ситуация складывается в Новосибирске. За последние три года количество студентов средних специальных учреждений здесь выросло на 12,7 тысячи человек, появились 43 новые учебные программы, и сегодня в колледжах и техникумах учатся 69,7 тысячи человек. К тому же среди причин роста популярности колледжей многие называют сложность поступления на бюджетные места в вузы и высокую стоимость платного академического обучения.
Зато сертифицированный электрогазосварщик 4-го, 5-го или 6-го разряда с опытом работы в мостостроении от года может зарабатывать в Новосибирске 140-160 тысяч рублей, а монтажник железобетонных конструкций — до 150 тысяч. Растут зарплаты и у рабочих других специальностей, особенно в строительстве. За последний год увеличение отмечается у арматурщиков, бетонщиков, монтажников, прорабов, маляров. Как говорится, давно пора.
Тем временем в парламенте обсуждают возможность сделать среднее профессиональное образование доступным для всех. По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, бесплатное образование в колледжах поможет справиться с дефицитом высококвалифицированных рабочих кадров. Реализацию этой интересной идеи можно начать уже в 2025 году.