Уменьшение ареала повседневной жизни прослеживалось и раньше среди миллениалов и зумеров, говорит Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка» (компания занимается исследованиями и консалтингом в области городского планирования): «Оба эти поколения — скорее поколения домоседов. Однако теперь этот тренд приобрел более широкое распространение».
Поскольку жилье сочетает в себе больше функций, многие потребители потянутся к более просторным домам и квартирам, ожидает Муратов. Повышенное внимание будет уделяться виду из окна и общей привлекательности района.
Еще в прошлом году на отечественном рынке недвижимости стали заметны изменения в структуре спроса. Все чаще покупатели хотели видеть в квартире балкон или лоджию, отдельную комнату или зону под кабинет. Об этом свидетельствуют результаты опроса, подготовленного Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости REPA для «РБК Недвижимости».
Но насколько массовым будет новый спрос, пока не ясно. Исследователи из МВШСЭН, Habidatum и Тюменского университета по итогам опроса москвичей о пережитом карантине отмечали, что многие вообще не рассматривают жилье как предмет выбора. Поэтому серьезного переосмысления качеств жилья на фоне пандемии пока не происходит.
№2
НОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ОФИСОВ
По данным КБ «Стрелка», в прошлом году использование офисов в Москве просело «ориентировочно на 30–40%». И оно вряд ли восстановится в прежнем объеме, считает Муратов.
Исследования JLL, крупного игрока на мировом рынке недвижимости, и других компаний показывали, что большинство со трудников в разных странах света хотели бы посещать офис одиндва раза в неделю, и многие работодатели готовы пойти им навстречу. А при условии полного или частичного сохранения удаленного формата потребность в площадях снизится на 15%, прогнозирует компания CBRE, специализирующаяся на недвижимости и инвестициях.
Безусловно, офисы никуда не исчезнут, но изменится способ их использования. В JLL ожидают, что они станут в меньшей степени местом для работы и в большей — площадками для взаимодействия, творчества и развития.
Переосмысляя офисы, компании постепенно осваивают agile-организацию пространств. Появляются незакрепленные рабочие места — так называемые hot desks, позволяющие свободно перемещаться внутри офиса и по прилегающей территории. Одновременно работодатели внедряют виртуальные переговорные комнаты или конференц-залы. В них можно проводить обычные и онлайн-совещания с элементами VR и AR, объединяя присутствующих и отсутствующих в офисе сотрудников.
№3
ЖИЗНЬ «НА РАЙОНЕ»
Поскольку повседневный ареал городского жителя резко сократился, на первый план вышло локальное разнообразие. Снова актуальной стала идея «15-минутного города», где за четверть
часа можно добраться до всего необходимого. «Эта концепция усиливает роль локальных центров и снижает традиционное различие между окраиной и центром, отвечая к тому же целям устойчивого развития», — считают дизайн-директор Habidatum Эдуард Хайман и ведущий аналитик компании Анна Амвросова.
Буквальная реализация таких моделей в условиях существующей застройки не всегда возможна. Но в любом случае районы будут становиться разнообразнее и обрастать новой инфраструктурой.
Так, желание трудиться в пешей доступности от дома провоцирует спрос на небольшие пространства и комнаты для работы в жилых районах, отмечает руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Глеб Витков. Некоторые гостиницы уже переоборудо
№3
вали номера под небольшие офисы. Следующий шаг — коворкинги на первых этажах зданий в жилых районах или торговых центрах.
Алексей Муратов из «Стрелки» тоже считает, что в городах будут развиваться районные коворкинги. Часто в сцепке с другими пространствами, прежде всего с общепитом.
На фоне ограничения работы музеев, театров и галерей также вырос запрос на качественные комьюнити-центры с культурной, образовательной, деловой и социальной функцией, добавляют в Habidatum. Кроме того, обострилась потребность в качественном уличном ретейле в пешей доступности от дома или работы, который должен частично заменить опустевшие во время карантина удаленные ТЦ. И эту потребность бизнесу еще предстоит удовлетворить.
№4
МИКРОМОБИЛЬНОСТЬ
Во время пандемии людям важнее обезопасить себя и избежать возможного заражения, чем быстро добраться в нужную точку, показывает исследование McKinsey. Это всерьез сказывается на паттернах мобильности горожан.
Согласно опросу BCG, проведенному в крупнейших городах США, Западной Европы и Китая, после снятия ограничений до 60% жителей планировали меньше пользоваться общественным транспортом. «С точки зрения инфекционной безопасности в приоритете либо частный транспорт, либо велосипеды и перемещение пешком», — поясняют в Habidatum.
Например, в Пекине во время карантина использование байк-шеринга увеличилось на 150% год к году, в Хьюстоне — на 138%, в Ливерпуле — на 222%. В Москве, по данным столичных властей, прирост в июне составлял около 30%.
Причем после окончания карантина горожане не отказались от новой привычки. В октябре спрос на велопрокат в Москве был на 25% выше прошлогоднего, подсчитывали в проекте «Велобайк».
«Думаю, можно ожидать дальнейшего роста микромобильности, — прогнозирует Муратов из КБ «Стрелка». — Мне, в частности, кажется перспективным использование электробайков. Но для этого наши города, в том числе Москва, должны существенно улучшить инфраструктуру».
Период карантина показал, как может «дышать» город без привычных пробок, и людям это понравилось, подчеркивают в Habidatum. Теперь предстоит продумать новые маршруты, распределить потоки и сформировать такие условия, при которых все возрастные группы могут перемещаться и взаимодействовать с минимальными рисками заражения.
№5
ПРОДОЛЖЕНИЕ УРБАНИЗАЦИИ
В период локдаунов жители мегаполисов по всему миру потянулись за город. По словам Муратова, за время самоизоляции на дачи переехали от 2,5 млн до 3 млн москвичей. А по данным индикатора рынка недвижимости IRN.ru, в конце 2020-го спрос на аренду жилья в Москве был на 40% ниже, чем годом ранее. Однако это, скорее всего, временное явление.
Владельцы и арендаторы дач перебирались за город на более длительные сроки, чем обычно, но это не говорит о том, что модель расселения принципиально изменилась, подчеркивает Глеб Витков из ВШЭ. По его мнению, для кардинальных изменений в пригородах пока не хватает инфраструктуры. «Дело не только в готовности работодателей перейти на дистанционный формат работы, но и в доступности школ, детских садов, выставок, мероприятий. Никто не отменял преимущества компактного расселения», — считает Витков.
Урбанизация продолжится, несмотря на пандемию, подтверждают эксперты Всемирного экономического форума. Они уверены, что к 2050 году доля городского населения планеты увеличится с нынешних 55% до 68%, то есть до 6,5 млрд человек.
№6
ЭКОПОВЕСТКА НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ
Парадигма устойчивого развития и экологическая повестка доминировали в мире и до пандемии. Такие ценности сформулированы, в частности, в программе развития ООН-Хабитат. «И мы видим, как эта повестка находит отражение в пространственных стратегиях городов: на первый план выходят дискуссии о доступности и качестве жилья, здоровье, климате и окружающей среде», — говорит Глеб Витков.
По данным Всемирного банка, в 2021–2025 годах объем финансирования климатических программ увеличится более чем вдвое по сравнению с 2015– 2018 годами, до $10 млрд ежегодно. Большая часть этих программ реализуется в отношении урбанизированных территорий.
Ориентация на разумное потребление ресурсов, в частности, стимулирует планировщиков бороться с расползанием городов. Такое расползание увеличивает диспропорции между центром и окраинами. «Перенасыщенность центра и нереализованный функциональный спрос на периферии создают пространственное неравенство и умножают проблему избыточных перемещений», — объясняет руководитель факультета городского и регионального развития ВШЭ.
Устранить этот дисбаланс за счет инструментов городского планирования — непростая задача, признает Витков. Урбанизированные пространства часто требуют «донастройки» — адаптации к изменениям, компенсации нереализованного спроса и предложения. Но пока строительство часто опережает изучение привычек горожан и их образа жизни.
№7
КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ЛЮДЕЙ
Сдвиг в сторону удаленной работы заставит города конкурировать уже не за корпорации, а за людей, прогнозирует эксперт из ВШЭ. Теперь сотрудники многих компаний могут выбирать для себя локацию, подходящую им с учетом индивидуальных потребностей — например, с удобным общественным транспортом, дешевой арендой жилья или прекрасной школой. «Такая конкуренция сложнее и непредсказуемее, — считает Витков. — Тем интереснее будут решения городов. Думаю, что мы увидим здесь неожиданные примеры».
Однако он предупреждает, что жилые районы и городская среда не могут трансформироваться быстро. Изменения планируются и реализуются годами.
С этим согласны Эдуард Хайман и Анна Амвросова из Habidatum. По их словам, реакцией на условия пандемии стали «уроки о гибкости, плотности и пустоте в городе, обеспечении доступности». «Но потребуется время, чтобы их плоды стали новой нормой в городском управлении», — заключают эксперты.