ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 3, 2025

Пустые храмы ПЦУ

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Андреев. Профиль

Пока светский Киев пытается решить судьбу канонической Украинской православной церкви (УПЦ), ликвидировав ее епархии и мобилизовав священников на фронт, в ситуацию внезапно вмешался Константинопольский патриархат. Эта церковная структура хочет устранить раскол, который сама же усугубила в 2018-м лишь одним, но проверенным приемом. И на фоне стремительного изменения внутриполитической обстановки из-за коррупционного скандала и потенциально нового витка урегулирования конфликта такой ход выглядит предельно логичным.

«Бог из машины»

Согласно православному учению, у каждого верующего человека есть ходатай на небесах – святой, которому он молится. А у бывшего вице-премьера Украины Алексея Чернышова нашелся «предстатель» на земле: 18 ноября на суд в рамках нашумевшего «дела Миндича» пришел епископ Команский Михаил (Анищенко). Священнослужитель поручился за подозреваемого в коррупции чиновника, обязавшись «обеспечить его явку и при необходимости доставить его в органы досудебного расследования или суда по первому требованию». В итоге Высший антикоррупционный суд отправил Чернышова в СИЗО на два месяца, но с правом внесения залога. Деньги, по данным украинских СМИ, уже внесли – бывший член кабмина выйдет на свободу.

После оглашения вердикта епископ рассказал журналистам, что хорошо знаком с подозреваемым, потому и пришел в суд. Это очень удивило общественность, ведь о Михаиле давно не было ничего слышно. Резануло слух и именование «Команский» от города в Малой Азии. Дело в том, что священнослужитель не принадлежит ни к одной из действующих в стране православных церквей: ни к УПЦ, ни к Православной церкви Украины (ПЦУ). Титул у него – экзарх Константинопольского патриархата. Сия, говоря светским языком, должность очень примечательна и отсылает к событиям семилетней давности.

Мало кто помнит, что в 2018 году Константинопольский патриарх Варфоломей пошел навстречу просьбе президента Украины Петра Порошенко* о создании «единой независимой поместной церкви» не просто так. Политик в преддверии выборов хотел поскорее преподнести избирателям подарок, мол, с церковным расколом, который длится с начала 1990-х, покончено, а Варфоломей как вселенский патриарх, несмотря на то что титул номинальный и не отражает реальной власти в православном мире, все легитимизировал.

Порошенко пытался усадить за стол переговоров УПЦ, непризнанные «Киевский патриархат» и «Украинскую автокефальную православную церковь». Первая отказалась «участвовать в сборище», потому что руками политиков такие дела не делаются, это вопрос канонический. Две последние слились в ПЦУ, и Константинопольская церковь (КПЦ) выдала ей томос – грамоту об автокефалии, то есть полной независимости. Событие стало причиной раздора в семье православных церквей: только 4 из 16 признали новую структуру.

Впрочем, 3 ноября 2018 года, когда в Стамбуле президент и патриарх подписали договор «О взаимодействии между Украиной и Константинопольским патриархатом», о последствиях речи не шло. Зато обсуждали более приземленные вопросы – имущество.

Пообещав помочь с томосом, Варфоломей выдвинул условие: на Украине создается «ставропигия» – нечто вроде представительства патриархата. Этой структуре передается несколько десятков значимых объектов: Киево-Печерская и Почаевская лавры, подворье афонского Пантелеимонова монастыря в Одессе, Владимирский и Софийский соборы и так далее. Аргумент был таков: пора возродить ставропигию, упраздненную в 1686 году, когда Киевская митрополия присоединилась к Московскому патриархату. В качестве «задатка» украинские власти передали церковному Стамбулу возведенную уже в середине XVIII века столичную Андреевскую церковь.

Именно там сейчас и располагается епископ Михаил. О других объектах из списка мечтать не приходится – проблемы начались сразу после вручения томоса. Конфликт возник из-за формулировки: греки хотели получить «в собственность», государство как владелец настаивало на «праве пользования». А когда Порошенко проиграл выборы, тема и вовсе сошла на нет: про экзарха Константинополя, призванного, по задумке, быть куратором ПЦУ, быстро позабыли.

Ворвался он в информационное поле не только благодаря «делу Миндича». В начале ноября издание Orthodox Times, близкое к Константинопольскому патриархату, сообщило о новом возможном решении украинского церковного вопроса: УПЦ должна войти в состав КПЦ на правах экзархата. В статье, написанной одним из богословов Константинопольской церкви, не указано, кто возглавит структуру, но намек понятен.

Суть идеи проста: сейчас УПЦ все больше дрейфует в серую зону с точки зрения канонов. В мае 2022-го она заявила о прекращении всех связей, кроме молитвенной, с Церковью-матерью (Русской православной) и о намерении варить миро – масло для таинств – самостоятельно, а не получать его от патриарха Кирилла. То есть почти одна четвертая по количеству общин часть РПЦ объявила о демарше. При этом она официально не обращалась к Москве за автокефалией. Константинополь же предлагает вернуться в «каноническое поле».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни