100 рублей за литр бензина — невозможно и исключено. Правительство не допустит резкого скачка цен на моторное топливо, заявил вице-премьер Дмитрий Козак в ходе селекторного совещания с главами регионов. По его словам, у кабмина достаточно возможностей, чтобы охладить нефтяной рынок, который лихорадит последние месяцы. По мнению независимых экспертов, исправить ситуацию могло бы расширение объемов продажи топлива на бирже для мелких участников рынка. Но пока правительство не готово к радикальным шагам.
Табло на заправках продолжает шокировать российских автомобилистов. Цены на бензин не торопятся снижаться даже после вмешательства президента. Жалобы ему на недавней «Прямой линии» сыпались со всех уголков России. Ответственность за взлет цен глава государства возложил на правительство, которое, по его словам, просчиталось в регулировании в сфере энергетики и энергоресурсов.
После того как кабинет министров провел так называемый налоговый маневр и резко снизил экспортную пошлину, нефтяникам стало выгоднее продавать «черное золото» за границу, нежели внутри страны. В результате цена литра бензина в отдельных регионах России за считаные дни превысила 50 рублей. В некоторых городах возмущенные россияне провели пикеты против повышения цен на топливо.
Не случайно Козак взялся решать проблему вместе с главами регионов. На селекторном совещании министр энергетики Александр Новак заверил, что его ведомству удалось охладить рынок. Но статистика пока не подтверждает эту тенденцию. По последним данным Росстата, с 28 мая по 3 июня топливо подорожало в 80 регионах страны. Например, в Кызыле на 6,2%, в Назрани — на 4%, в Астрахани, Горно-Алтайске, Орле и Владикавказе — на 3–3,8%. При этом с начала года цена литра бензина выросла на 8%, в то время как инфляция за тот же период составила только 1,7%.
Нефтяники не торопятся опускать цены, даже несмотря на ранее достигнутую с правительством договоренность не повышать цены и удержать их на уровне конца мая. Взамен правительство снизило акцизы на бензин на 2 тыс. руб. с 7,7 тыс. рублей за тонну и дизтопливо на 3 тыс. руб. с 11,2 тыс. рублей за тонну. Однако тарифы продолжают стремительно ползти вверх.
Как предупреждают в Независимом топливном союзе (НТС), меры правительства лишь усугубляют ситуацию. Заморозка розничных цен на бензин приведет к уничтожению независимых АЗС, которые уже начали закрываться. Речь идет о судьбе 60% заправок, или около 15 тыс. АЗС. В случае если они покинут рынок, наступит окончательная и безоговорочная монополизация рынка, считают в НТС. И здесь уже недалеко до 100 рублей за литр бензина.
Чтобы избежать такого взлета цен, независимые АЗС предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин либо в качестве экстренной меры включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить «адекватную» доходность для независимых сетей. Более того, в НТС продумали план на долгосрочную перспективу. В частности, провести системную реформу российского топливного рынка. Для этого, по задумке заправщиков, нужно радикально увеличить объемы обязательной биржевой торговли — до 25% от производства дизтоплива и до 50% — бензина. Сейчас на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина.
Эксперты полагают, что в такой ситуации, конечно, можно «рекомендовать» нефтяным компаниям больше сырья направлять на переработку на внутреннем рынке. Но рекомендации рискуют остаться рекомендациями. Поэтому, по словам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, основной мерой могла бы стать отмена или резкое снижение акциза на топливо. «По данным центра «Аналитика товарных рынков», сейчас при цене бензина, например, в 42,2 руб./литр акциз составляет 8,4 руб., то есть 20%. Для бюджета это очень удобно — собирать такой доход легко и приятно. Однако он практически полностью ложится на расходы АЗС и конечных покупателей, «по-братски» делясь между ними», — поясняет Гойхман.
Как отмечает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов, в долгосрочной перспективе необходимо, чтобы объемы биржевой торговли выросли как минимум на 40–50%, что в свою очередь не выгодно крупным игрокам. Однако нефтяное лобби в правительстве всеми силами будет стараться этого не допустить. Как предупреждает Гасанов, независимые АЗС так или иначе будут уходить с рынка под влиянием крупных монополистов.
Тем временем правительство пока не готово пойти на столь радикальные шаги. Все, что оно может сегодня себе позволить — это несколько понизить акцизы.
К слову, решать проблему не торопятся и в Госдуме. Депутаты отложили встречу с Дмитрием Козаком для обсуждения роста цен на бензин. У парламентариев вдруг не оказалось времени рассмотреть эту больную тему. Доклад уполномоченного по правам человека и выступление президента Южной Кореи слуги народа сочли более важными, чем ситуация на бензиновом рынке, который продолжает лихорадить.