Очередная новость, которую просили прокомментировать в СМИ, пришла из Таганрога. ЧП на этот раз случилось в детском саду. Там воспитательница, не подозревая об опасности, читала детям сказку Ершова «Конек Горбунок». Как известно, в сказке царь угрожает Ивану:
Один ребенок попросил объяснить, что это значит: посадить на кол. Воспитатель и объяснил, после чего у ребенка возникла истерика. Родители пожаловались руководителю детского сада, после чего воспитатель был уволен. Ну что тут скажешь...
У разных детей разная психика, кроме того, у малышей конкретное мышление. По аналогии я вспомнил случай, свидетелем которого оказался в Музее космонавтики в Москве. Экскурсовод — девушка-аниматор, одетая в костюм, напоминающий космический скафандр, вела группу малышей детского сада.
Надо сказать, что работала она блестяще, повествуя о космосе с учетом возрастной психологии и особенностей мышления слушателей. Так, например, рассказывая о запредельных температурах в космосе, она попросила малышей потереть ладошку о ладошку, чтобы почувствовать тепло. Далее речь зашла о первых космонавтах — собаках. Как известно, собаки Белка и Стрелка благополучно вернулись на Землю. Но Лайка была обречена. Когда речь зашла о Лайке, неожиданно одна смышленая девочка, вспомнив о высоких температурах в космосе, неожиданно задала вопрос: «А что, Лайка сожглась?» Мгновенно сориентировавшись, экскурсовод нашла блестящий ответ: «Она стала героем!».
Вероятно, в истории с «Коньком Горбунком» следовало ответить абстрактно, что посадка на кол — это такой вид казни. И вопрос был бы снят сам собой. Но, согласитесь, что трудно требовать от каждого воспитателя такой находчивости. Она действовала спонтанно и на прямой вопрос дала прямой ответ. Не будем сравнивать таганрогскую воспитательницу детского сада с московскими экскурсоводами Музея космонавтики. Через них проходят тысячи детей, вопросы которых похожи и ожидаемы. Кроме того, они, в силу специфики музея, ежедневно отрабатывают одну и ту же тему. Не думаю, что в ситуации с «Коньком Горбунком» они так же блестяще вышли бы из положения.
Является ли данный педагогический прием объяснения универсальным, годящимся на все случаи жизни? Ну разумеется — нет. В реальной педагогике таких вечных рецептов не существует. Я рассказал о таганрогском случае в детском саду, что вот уже тридцать лет входит в наш комплекс. Одна из воспитателей поделилась своим свежим опытом. Оказывается, она только вчера читала ту же сказку своей внучке. На вопрос ребенка о том, что такое посадка на кол, она ответила вполне корректно: вид казни. Но любознательный ребенок не успокоился и продолжал допрашивать бабушку: «А конкретно?». Пришлось поведать ребенку на доступном его пониманию примере, что это примерно так, как при изготовлении шашлыка на шампур нанизывают куски мяса. «Какой ужас!» — воскликнул ребенок и страшно расстроился.
Следует заметить, что и наши отечественные, и зарубежные сказки порой весьма зверские. Чего стоит, например, повествование о Красной Шапочке? Это же надо было матери додуматься — отправить маленькую девочку в лес, где ее подстерегает опасность в лице волка! Да за такое обращение с детьми сегодня судят, а вслед пропавшему ребенку отправляют МЧС. В сказке роль службы спасения досталась охотникам. Но и они опоздали. Пришлось взрезать живот волку. Тоже, скажем прямо, та еще натуралистическая подробность, способная вызвать ночные кошмары у впечатлительного ребенка. Таков педагогический «разбор полетов» незадачливой учительницы, которую съели злые волки — администраторы.
А если серьезно, то действия администратора, уволившего педагога-воспитателя, выглядят неправовыми, несправедливыми и трусливыми. Тем самым руководитель разделяет распространенное в последние годы отношение к образованию как к сфере обслуживания, признавая за родителями воспитанников право казнить и миловать педагогов по своей малейшей прихоти.
Кто после таких увольнений займет освободившиеся вакантные должности? Едва ли при мизерных зарплатах воспитателей это будут специалисты, владеющие детской психологией на уровне докторов наук. Скорее всего, в результате такого администрирования воспитатели от греха подальше откажутся от развития дошкольников, ограничившись простейшим уходом и присмотром. Ибо более безопасно вовремя покормить ребенка, погулять с ним и уложить спать. Между тем Закон об образовании РФ рассматривает дошкольный этап именно как уровень образования и требует от педагогов-«дошкольников» не ограничиваться только уходом и присмотром. Но это на бумаге, а на практике такое лихое администрирование приводит к невыполнению федерального закона. За что руководителю рано или поздно придется отвечать.
Справедливости ради, замечу, что сама заведующая без согласия учредителя никого уволить не может. Поэтому не будем вешать на нее всех собак. Зная по опыту, как устроена наша образовательная вертикаль, могу легко восстановить подлинное развитие событий. Скорее всего, родители написали жалобу в местный департамент образования, который потребовал принять незамедлительные меры к проштрафившемуся педагогу. Страхуя себя, заведующая подписала приказ об увольнении. И теперь ей только и остается, что ловить свою жар-птицу в лице нового, горящего на работе, выдающегося сотрудника.
Интересно, а как обстоят дела с защищенностью руководителей образовательных организаций у наших соседей, на просторах СНГ? Заинтересовавшись этой проблемой, я нашел в Интернете недавнее выступление президента Белоруссии А.Г.Лукашенко на заседании правительства. Общеизвестно, что в союзном государстве вертикаль власти будет покруче нашей. И тем не менее...
Поводом гневного выступления Батьки, который действительно считает себя отцом нации и входит во все подробности управления, послужили события в пятнадцатой школе города Гомеля. Там четвероклассники (!) довели до белого каления педагога. Та не сдержалась и прибегла в ответ к ненормативной лексике. Детишки записали ее реакцию на смартфон и выложили в Интернет, рассчитывая получить вожделенные лайки. После чего педагог был незамедлительно уволен. Уж не знаю, каким путем этот эксцесс дошел до президента страны. Реакция последовала незамедлительная и вылилась в гневное выступление на заседании правительства. Этот видеоролик легко найти в том же Интернете. Поскольку президент не стеснялся в выражениях, привожу ее в смягченном для нашей жеманной печати виде. Выяснив, что детки четвертого класса сознательно готовили эту провокацию, срывая урок, издеваясь и доводя учителя до истерики, чтобы потом записать ее реакцию на смартфон, выложить в Интернет и получить желанные лайки, президент Лукашенко заявил, что он бы этому щенку собственноручно открутил голову. Дальше последовал текст с обвинением министра образования и других ответственных лиц за бардак в школах, показуху в отчетах о победных результатах белорусского образования. Он много еще чего там наговорил. В итоге решением президента учитель был восстановлен на работе, а директор школы был уволен. Во так-то!
Конечно, печально, что восстановлением попранной справедливости в конкретной школе занимался лично президент страны. Но и страна у него поменьше нашей будет, поэтому дай ему бог везде успевать. Не будем спорить о том, чья вертикаль круче и насколько эффективен данный способ управления образованием. Это уже тема другой статьи.