Грядущий 2023 год станет серьезной проверкой для нефтегазовой отрасли нашей страны. В полную силу заработают запреты и ограничения Евросоюза, в прошлом основного импортера наших энергоресурсов. Но у нас было время подготовиться. Россия уже сумела перенаправить значительный объем экспорта нефти из ЕС в другие страны.
Если раньше в Европу уходила половина поставок нашей нефти, то к началу осени этого года - 34,5%. Остальное экспортируется в Китай, Индию, Турцию и некоторые другие страны. С газом так просто не поступишь, экспорт привязан к инфраструктуре, но работа по согласованию новых маршрутов поставок на восток уже ведется.
Против России в 2022 году было введено рекордное количество санкций. Наиболее болезненные запреты касались экспорта нефти как одного из главных источников пополнения бюджета. Сама Европа столкнулась с максимальным ограничением поставок газа из России, которые во многом были основой ее экономической мощи. Да и нашу нефть ЕС будет заменить непросто.
Для стран Старого Света полное прекращение поставок нашего сырья будет означать либо дефицит топлива, тепла и электроэнергии, либо, если замена импорту из России будет найдена, сильное подорожание коммунальных услуг, транспорта и почти всех товаров, то есть гиперинфляцию и экономический спад. Для России прекращение экспорта на Запад не так фатально, энергоресурсы от этого у нас не исчезнут, но доходы бюджета от нефтегазовой отрасли снизятся, а они составляют до 40% всех поступлений в казну.
Вице-премьер Александр Новак сказал после последней встречи ОПЕК+, что в 2022 году добыча нефти в России составит 530 млн тонн, то есть вырастет на 1,1% относительно 2021 года, а в 2023 году снизится до 490 млн тонн (минус 7,5%). Если брать показатели доходов бюджета 2021 года от добычи и экспорта нефти, то это уменьшит поступления в казну в 2023 году более чем на 500 млрд рублей. Учитывая, что бюджет 2021 года рассчитывался из цены нефти 43,3 доллара за баррель нашей марки Urals, а бюджет на 2023 год - 70 долларов за баррель, то потери могли быть выше. Но с поправкой на ожидаемый рост мировых цен на энергоресурсы и изменения в правилах налогообложения разница будет нивелирована. Потери составят около 2% доходов федерального бюджета 2023 года. Это только нефть.
В Центре развития энергетики (Центр РЭ) для "Российской газеты" сделали три варианта прогноза для нефтяной и газовой отрасли на 2023 год - пессимистичный, базовый и оптимистичный. По нефти эксперты исходят из предпосылки, что российские нефтекомпании, как и в 2022 году, продолжат больше полагаться на внутренний рынок и будут пытаться сохранять текущие объемы переработки, поскольку внутри страны они получают прогнозируемые субсидии по демпферу, а также не имеют сложностей с логистикой. Уже очевидно, что в условиях санкций поставки на внутренний рынок оказываются порой более прибыльными и точно более надежными, чем экспорт. Вторая предпосылка заключается в том, что российские нефтекомпании смогут перенаправить как минимум часть объемов нефти, которые сейчас экспортируются в ЕС (1,5 млн баррелей в сутки по итогам сентября), на другие рынки. Третья предпосылка - компании будут больше сосредоточены на сокращении дисконтов, нежели на росте объемов экспорта нефти, поэтому предпочтут экспортировать меньше, но по лучшей цене.
С газом ситуация иная. Взрыв "Северных потоков", остановка прокачки по Ямал - Европа и снижение в 2,5 раза транзита через Украину лишат бюджет в ценах 2021 года еще приблизительно 380 млрд рублей. Какую-то часть мы компенсируем за счет запредельных цен на этот ресурс в Европе и Азии, но саму добычу неминуемо придется сокращать. Не сжигать же лишний газ в факелах. Нет сомнений, что Россия будет строить газопроводы в Китай, и даже, может быть, получится добиться реализации проекта трубопроводных поставок в Пакистан и Индию. Но горизонт событий здесь - от пяти до двадцати лет, а жить нам нужно сейчас.
В базовом сценарии Центра РЭ поставки газа через Украину в 2023 году сохранятся на нынешнем уровне, поставки по "Турецкому потоку" продолжатся, а остальные маршруты в Европу так и не будут работать. Если говорить о направлениях, то 32 млрд кубометров составит экспорт в ЕС и Сербию, 27 млрд - в Турцию и 25 млрд - в Китай.
При этом внутреннее потребление газа в России начнет восстанавливаться в 2023 году (в 2022 году его падение оценивается экспертами в 4%, до 451 млрд кубометров), учитывая продолжающийся спад в экономике. Что важно, в рост потребления газа заложено увеличение спроса на него на присоединенных территориях в пределах 5 млрд кубометров в год, поскольку там он используется сейчас фактически только для коммунально-бытовых нужд. Но в случае запуска промышленности потребление газа в Запорожской и Херсонской областях может вырасти в разы, что даст соответствующий толчок добыче в РФ. По мнению экспертов, это возможно только в случае прекращения огня. Пессимистичный сценарий Центра РЭ предполагает прекращение поставок газа в Европу через Украину.
Наиболее сложная ситуация с нефтепродуктами. Россия производит их в два раза больше, чем потребляет. Весь экспорт составил в 2021 году 144 млн тонн, из которых в Европу было отправлено 88 млн тонн, а в Северную Америку - 6 млн тонн. Для сравнения: в страны АТР было экспортировано всего 20 млн тонн. Самая сложная ситуация с дизельным топливом, более трети объемов производства которого предназначалось для Европы. В 2021 году на Запад было отправлено более 33 млн тонн. В АТР они не нужны, у них свои мощности, нам остается продавать дизель с очень большой скидкой или снижать производство и, соответственно, добычу нефти. А это опять снижение налоговых поступлений, приостановка реализации новых проектов и стагнация на рынке труда. Зато с бензином проще, он востребован в АТР и странах СНГ, к тому же экспортировали мы его не более 10% от всего производства.
Какие у нас есть перспективы в 2023 году? Часть экспорта нефти мы уже перенаправили на рынок АТР. Объемы зависят от цен и предложения со стороны других нефтедобывающих стран. Например, если Иран и Венесуэла смогут вернуться на мировой рынок (это зависит от санкций США), то в 2023 году под ударом может оказаться около 1 млн баррелей в сутки экспорта нашей нефти.
В пессимистичном варианте прогноза Центра РЭ предполагается падение экспорта нефти до 3,6 млн баррелей в сутки в январе в результате санкций (добыча снизится до 8,6 млн баррелей в сутки), а затем постепенный рост экспорта до 4,5 млн баррелей в сутки в мае.
С газом рост производства будет зависеть от создания новой инфраструктуры на востоке. А это дело не одного года. При этом Китай как главный потенциальный покупатель нашего трубопроводного газа в регионе постарается получить максимальную выгоду из политической ситуации в мире. Если сейчас он будет заключать с нами газовые контракты, то они будут сделаны на самых кабальных для России условиях. Но, учитывая долгосрочность реализации трубопроводных газовых проектов, в следующем году эффект от них мы не ощутим. Зато впоследствии, если удастся реализовать все планы по строительству транспортной инфраструктуры на восток, Россия перестанет критически зависеть от экспорта газа в каком-то одном направлении.
Еще один путь - увеличивать внутреннее потребление через развитие нефте и газохимических производств. Но пока эта отечественная отрасль существенно зависит от технологий и оборудования иностранного производства, в частности европейского, отмечает партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков.
По его мнению, если удастся реализовать планы по импортозамещению западных технологий отечественными разработками, как планируют производители и правительство, и прилечь азиатских партнеров, то ввод новых проектов не будет ограничен с технологической точки зрения. При этом на сегодняшний день санкционные ограничения экспорта ставят отрасль в сложное положение, так как емкости российского рынка недостаточно по большинству продуктов, а переориентация на другие рынки, в том числе Юго-Восточной Азии, потребуют времени и, возможно, дисконта к цене. Кроме того, могут возникнуть логистические ограничения в связи с неготовностью транспортных мощностей и перегрузкой данных направлений продуктами прочих отраслей, считает эксперт.
Проблема в том, что помимо перенаправления экспорта на восток нефти и продуктов нефтегазохимии это также стало приоритетным маршрутом для поставок российского угля. Напомним, что эмбарго на его импорт Евросоюз ввел в августе этого года. В Европу в 2021 году было поставлено более 50 млн тонн угля. Значительную часть этих объемов в этом году уже перенаправили в другие страны, в том числе в АТР. В результате увеличилась загрузка железнодорожных магистралей и морских судов.