Там смуглянка-молдаванка собрала электорат
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Николай Фильченко. Коммерсантъ
Разгромное поражение Игоря Додона на президентских выборах в Молдавии стало и проигрышем Москвы, которая долгое время открыто ставила исключительно на него. Но борьба за власть в стране только начинается. Победившей на выборах Майе Санду предстоит работать президентом без властных полномочий и опоры на парламент, где большинство мест контролирует не она, а Игорь Додон. Парламент в ближайшее время станет основным полем боя.
Яйцезакидательские настроения
За несколько дней до первого тура президентских выборов, который состоялся 1 ноября, Игорь Додон поделился с избирателями откровением. «Одна бабушка в Етулии (гагаузское село на юге Молдавии.— “Ъ”) гадает на яйцах. Я не знаю, что это за гадание. Она сказала кому-то, что он выиграет с первого тура»,— сообщил собравшимся действующий президент, имея в виду свою победу.
В ответ на пророчество гагаузской гадалки Майя Санду разместила в TikTok короткий ролик. В нем она разбивает в миску два куриных яйца и молча, с улыбкой взбивает их венчиком. Заголовок на ролике гласил: «Омлет или скроб (молдавский омлет.— “Ъ”)? Что предпочитаете к 15 ноября?».
Результат, с которым госпожа Санду в итоге победила действующего президента, не был предсказан ни гадалками на яйцах, ни молдавскими социологическими службами.
Ее отрыв от Игоря Додона составил 15,44%. Если первый тур она у него выиграла со счетом 36,16% против 32,61%, то поражение во втором туре выглядело разгромным: 57,72% у госпожи Санду и 42,28% у Игоря Додона.
Судьбу выборов решила диаспора — молдавские граждане, проживающие в ЕС и Северной Америке. Из 943 тыс. голосов, отданных за Майю Санду, 243 тыс.— голоса из-за границы.
За Игоря Додона за пределами Молдавии проголосовали лишь 18,4 тыс. В первом туре в выборах приняли участие на 100 тыс. заграничных молдаван меньше. В их мобилизации против себя сыграл роль в том числе господин Додон: после первого тура он назвал диаспору «параллельным электоратом», который не чувствует, чем живет страна. Это многих обидело и мобилизовало.
Уже после выборов Игорь Додон заявил, что на зарубежные участки, к которым 15 ноября стояли длинные очереди, был организован подвоз избирателей.
И обещал разобраться с этим в суде. «Были беспрецедентные нарушения: запрет голосования жителям Приднестровья, подвоз и подкуп избирателей в ЕС, прямое вмешательство в выборы западных лидеров. В этой ситуации я обязан использовать все законные методы, чтобы опротестовать эти результаты»,— сказал господин Додон на брифинге 16 ноября.
Так или иначе, но его проигрыш воспринимается еще и как поражение Москвы, которая не пыталась сохранить нейтралитет и открыто поддерживала исключительно Игоря Додона и его Партию социалистов с 2014 года.
Удачи ему желал президент Владимир Путин, а российские федеральные каналы отрабатывали выборы так, словно они проходили не в Молдавии, а в России, не скрывая симпатий к кандидату Додону.
Впрочем, Владимир Путин оперативно направил победительнице поздравление с победой: «Рассчитываю, что ваша деятельность во главе государства будет способствовать конструктивному развитию отношений между нашими странами. Это, несомненно, отвечало бы коренным интересам народов России и Молдовы».
Отношения околокремля
Обещанные Игорем Додоном судебные разбирательства вряд ли изменят ситуацию. Майя Санду, начавшая праздновать победу в ночь с воскресенья на понедельник, до конца года официально станет первой женщиной—президентом Молдавии. Она вовсю строит планы на будущее, в том числе внешнеполитические.
Госпожа Санду уже пригласила президента соседней Румынии, гражданкой которой сама является, посетить Молдавию, где тот ни разу не был за время президентства господина Додона. Приглашение было принято: Клаус Йоханнис обещал приехать в Кишинев после инаугурации новоизбранного президента.
Вступление нового главы государства в должность состоится после того, как выборы будут признаны законными, а их итоги утверждены Конституционным судом страны.
По словам Игоря Додона, если все будет так, инаугурация пройдет после 23 декабря.
Не скрывая, что приоритетным считает взаимодействие с ЕС и США, в отношении России Майя Санду старается высказываться максимально корректно. «Я хочу, чтобы у Молдовы были хорошие отношения со всеми странами, включая хорошие отношения с Россией. Очень многие наши граждане работают в России, нам нужно обеспечить хорошие условия для них, нам нужно решать вопрос разблокирования молдавского экспорта, мы хотим подписать соглашение о пенсионном обеспечении. То есть у нас есть достаточно большая повестка по нашим отношениям с Россией»,— отметила она в интервью русской службе BBC.
Президент кишиневского Института стратегических инициатив Влад Кульминский, работавший советником госпожи Санду во время ее недолгого пребывания на посту премьер-министра в прошлом году, считает, что в ее лице Москва найдет более понятного партнера, чем ее пророссийский предшественник на посту президента. «Она прагматична, ей много вопросов нужно решать (с Россией.— “Ъ”), резких поворотов ожидать не стоит. Она убеждена, что отношения должны строиться не на закулисных договоренностях и личных предпочтениях элиты»,— сказал господин Кульминский “Ъ”.
У Майи Санду есть опыт успешного взаимодействия с высокопоставленными российскими чиновниками.
В июне 2019 года она плотно общалась с нынешним заместителем главы кремлевской администрации, а тогда вице-премьером и спецпредставителем президента РФ по торгово-экономическому сотрудничеству с Молдавией Дмитрием Козаком.
Предметом их дискуссий тогда был демонтаж режима одиозного олигарха Владимира Плахотнюка, ставшего символом коррупции и контролировавшего в республике буквально все. В итоге в молдавском парламенте возникла причудливая коалиция с участием двух прозападных сил — партий «Действие и солидарность» (ее лидер — Майя Санду) и «Платформа “Достоинство и правда”» и пророссийской Партии социалистов Игоря Додона. Последний, к слову, дольше всех сопротивлялся созданию антиолигархического альянса, но под давлением Кремля согласился, и господин Плахотнюк был вынужден бежать из страны.
Президент без руля
Во время избирательной кампании и сразу после ее завершения Майя Санду дала немало амбициозных обещаний. «У нас есть общее дело, которое нас объединяет: мы хотим лучшую жизнь у себя дома, хотим государство, которое нас защищает и работает для людей, а не для воров. Нам нужна развитая экономика, создающая возможности для работы здесь, дома, чтобы наша молодежь, наши люди не уезжали от своих близких. Нужно всем вместе работать, чтобы добиться этих целей»,— заявила она в ночь после выборов.
Но, чтобы выполнить обещанное, мало стать президентом.
Эта должность в Молдавии, которая является парламентской республикой, скорее символическая и может восприниматься иначе только тогда, когда глава государства опирается на парламентское большинство.
А его у Майи Санду нет. Ее партия контролирует в парламенте 14 мест из 101. Для сравнения, фракция Партии социалистов Игоря Додона состоит из 37 депутатов.
Накануне президентских выборов в законодательном органе активизировались миграционные процессы, в результате которых была создана парламентская группа «За Молдову» из 14 депутатов. Считается, что они могут объединиться с социалистами и создать большинство, способное создать проблемы президенту.
Игорь Додон, покидавший на время работы президентом пост председателя Партии социалистов, 16 ноября принял решение вернуться на эту партийную должность. Он пообещал в ближайшее время начать переговоры с парламентскими группами и фракциями, чтобы создать большинство.
Влад Кульминский считает, что целью Майи Санду в ближайшее время будет роспуск нынешнего парламента.
«Без нового парламента и правительства добиться улучшений будет тяжело. Социалисты будут противиться этому, потому что они наберут значительно меньше мест и их мощь ослабнет. Если не удастся добиться роспуска парламента в ближайшие три-четыре месяца, рейтинг Майи Санду пойдет вниз»,— полагает он. И все же господин Кульминский считает, что с «большим объемом народной поддержки новому президенту удастся распустить парламент, провести досрочные выборы, создать новое правящее большинство и назначить правительство, которое вытащит страну из экономической и демографической ямы».
роме избирателей, говорит он, ее будут поддерживать западные лидеры и дипломаты стран Запада. «Эти рычаги она может применить, чтобы добиться роспуска парламента, потому что для нее досрочные выборы являются единственной возможностью выполнить обещания. Иначе она ничем не будет отличаться от Додона, который не выполнил почти ничего из того, что обещал»,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.
В вопросе роспуска парламента у Майи Санду есть союзник. Это политик Ренато Усатый, показавший третий результат в первом туре президентских выборов.
В беседе с “Ъ” он пообещал поддержать идею роспуска парламента. «Люди разных национальностей, разных взглядов, говорящие на разных языках, объединились против коррупции и за идею досрочных парламентских выборов»,— уверен господин Усатый. Уже 17 ноября он обещал представить юридическое обоснование, в соответствие с которым действующий парламент следует распустить.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.