Согласно поручению президента, к 2026 г. в стране должны отремонтировать 7,3 тыс. школ. На это потратят 418 млрд руб. О ненадлежащем состоянии российских школ говорят не первый год. И даже составили список регионов с максимальной долей обветшавших строений. На ремонт и строительство школ уже потрачены миллиарды рублей. Почему же ничего не меняется?
18 января в Арзамасе Нижегородской обл. закрыли старейшую в городе школу № 3 им. В. Чкалова. Решение об этом приняла городская комиссия по чрезвычайным ситуациям. Здание, построенное в 1939 г., в аварийном состоянии. Проблемы эти возникли ещё в 2016 г. – на одной из несущих стен появилась трещина. Школа долго не могла пройти процедуру приёмки перед 1 сентября: из-за сырости стены в классах покрывались плесенью.
Тем не менее занятия здесь всё это время продолжались. И вот на несущей стене снова зафиксировали трещины. Обследование конструкций показало: стены и фундамент в аварийном состоянии, а стоит школа на тонком слое торфа.
– Неужели летом 2021 г., когда здание принимала комиссия, об этом известно не было? Эту школу в 1946 г. закончила моя мама, потом мы с братом, моя старшая дочь, сейчас младшая доучивается, – возмущается жительница Арзамаса Ирина Зайцева. – Теснота, очереди в туалеты на перемене… Деньги на минимальный ремонт собирали с родителей постоянно. И вот в разгар учебного года почти 900 детей распределяют в другие школы!
В Иркутской обл. 900 образовательных учреждений, 15 из них совсем в ветхом состоянии. К примеру, Чернорудская школа в селе Шара-Тогот, что вблизи Байкала, отметила 160-летний юбилей. Самая первая школа в Приангарье располагается в нескольких деревянных зданиях. Построить в селе новую школу-детсад обещают давно – последней датой значился 2020 г. Но на дворе уже 2022-й, а дети по-прежнему ходят в свои старенькие классы.
В пресловутый рейтинг вошла и усть-кутская школа № 7 – первая бамовская школа. Построенная в 1977 г. как временная, она служит до сих пор. В 1989-м к зданию приделали трёхэтажную каменную пристройку. В ней сейчас и учатся дети. Один деревянный корпус закрыт полностью как аварийный, во втором действуют столовая и спортзал. Эпопея со строительством новой школы длится уже 15 лет.
Школа в пос. Луговский Мамско-Чуйского района – 1959 г. постройки. Здание находится в предаварийном состоянии.
– Отопительная система забита и требует капремонта, освещение слабое, рамы на окнах деревянные, зимой температура в классах не превышает +15˚С. Приходится на свой страх и риск ставить обогреватели: проводка старая, может возникнуть возгорание, – жалуется директор Гульсарья Сафонова.
– Отток населения с Севера очень большой, с каждым годом детей всё меньше, – сетует Гульсарья Нагимулловна. – Прошлой весной выпускник в 11-м классе был один, в 9-м – три. Сейчас в школе учатся 29 человек. И 16 детей – в детском саду. Представьте, в большом кабинете на уроке иногда сидит один ученик! При этом на отопление, электроснабжение, содержание в год уходит 3,5 млн руб.
Директор уверена: целесообразнее построить в посёлке новую малокомплектную школу-сад, а не тратить средства на ремонт старой.
«Проще её снести»
В апреле 2021 г. в пристройке школы № 2 Междуреченска (Кузбасс) рухнули стена и потолок. Под фото зияющей дыры в кирпичной постройке жители области писали: «Благо никого не прибило». Доступ в пристройку, в которой находились спортзал и кабинет технологии, закрыли за пару дней до обрушения. И, как оказалось, не зря. Здание, построенное в 1956 г., готовили к реконструкции по региональной программе капремонта «Моя новая школа». Но осенью 2021 г. власти приняли решение его снести. «Экспертиза установила, что реконструкция с усилением фундамента, перекрытий, стен будет стоить гораздо дороже, чем строительство нового здания, поэтому школа будет заново построена», – пояснила министр образования Кузбасса Софья Балакирева. Тысячу учеников временно «раскидали» по двум другим школам. Местные власти обещают: в 2022 г. подготовят проектную документацию на новое здание, и в 2023 г. начнётся строительство. Однако междуреченцы опасаются, что стройка может затянуться.
За примерами долгостроев далеко ходить не надо. Пока в Новокузнецке достроили здание школы № 81, первоклашки пошли в 10-й класс. А новые школы в г. Тайга и в пос. Металлургов возводили с 2012 г.
Обедают по очереди
Власти в меру своих сил пытаются решать самые острые проблемы. Так, в Северной Осетии, вошедшей в антирейтинг, косметические ремонты в классах проводятся ежегодно. Но сами здания, особенно в сельских районах, давно нуждаются в капремонте. Когда для младшеклассников ввели горячее питание, выяснилось, что далеко не везде есть вместительные столовые, устарело оборудование, обветшала мебель, нуждается в замене посуда. «Многие столовые в отдалённых малокомплектных школах расположены в неприспособленных помещениях, и детям зачастую приходится ждать своей очереди», – рассказала координатор по работе со СМИ регионального отделения ОНФ Оксана Дзиова.
Спортивные залы тоже были в плохом состоянии, но в последние годы их ремонтируют по федеральной программе.
«В этом году мы проверили пять школ, – сообщила Оксана Дзиова. – В одной два месяца не могли подключить отопление в спортзале – с газовиками были проблемы. Во второй школе разметку не сделали. В третьей плохо отциклевали пол – не убрали щели и сучки. Дети не могли там заниматься. После наших замечаний недочёты исправили». В следующем году строители поработают в 40 школах, а до 2025 г. планируется модернизировать 150 школ.
В Ингушетии проблемы схожие. «Недавно я была в одной из школ села Яндаре. Там замечательный коллектив, но здание старое, столовая – в переделанном помещении. Еду на месте готовить негде – её привозят», – рассказала региональный координатор проекта «Единой России» «Новая школа» Мадина Ганижева.
Мадина сама долгое время работала учителем в селе. «У нас талантливые дети, но нам ещё многое нужно сделать для того, чтобы они получали качественное образование: нужны интерактивные доски, оборудованные кабинеты химии и физики, спортзалы с новым инвентарём, столовые с горячей пищей, современные санузлы, чтобы дети могли мыть руки и соблюдать санитарно-эпидемиологические требования», – говорит Мадина Ганижева. По её словам, за последние годы часть школ уже прошла реконструкцию, построены новые здания.
Ремонт – под контролем
В этом году Крым ждёт 936 млн руб. из федерального бюджета на капремонт и оснащение школ. Отремонтировать планируется 16 учебных заведений. При этом, по словам председателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты РК Анжелики Лучинкиной, будет создан штаб родительского контроля. Мамы и папы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы и сроки ремонта соблюдались, и были использованы заявленные в проектах стройматериалы.
Хотя в школьные капремонты вливают и вливают деньги, до счастливого финала ещё далеко. Просто потому, что за четверть века украинской истории полуострова средства на эти цели практически не выделяли. В некоторых школах отопление существовало только печное, а туалеты находились во дворах. Теперь таких больше нет.
Четыре года назад открылся рекордсмен долгостроя – «школа четырёх президентов». Её начали возводить в симферопольском микрорайоне Ак-Мечеть ещё в 1990-е. И три украинских президента давали обещание: достроим! Но сделано это было только после возвращения Крыма. Новые школы строятся и в сёлах. В 2021 г. закончили 5 новых школ на 3300 мест. До 2024 г. планируется закончить возведение 20 школ на 12 тыс. мест.
Чьи деньги тратила на школы империя
Расходы на образование никогда не были тяжким бременем для отечественной экономики.
В начале XX в. на душу населения, требующую начального образования, Российская империя выделяла 44 коп. в год. Хотя к 1910 г. расходы и возросли до 56 коп. в год, в Англии и Швейцарии государство выделяло на те же нужды больше 6 руб., в Германии – 4,5 руб., во Франции – 2,8 руб.
Основы схемы финансирования образования в России заложили ещё в 1864 г., когда в ходе реформ Александра II были созданы начальные народные училища. К ним относились земские, церковно-приходские школы и школы Министерства народного просвещения. Самыми массовыми были земские школы. Их бюджет складывался из взносов земства и сельских общин. Поначалу, когда считалось, что годовое обучение одного ребёнка должно стоить порядка 3 руб., доля земства составляла 2 млн руб. в год, а доля сельских обществ, т. е. самих крестьян, – 3 млн руб. в год. Но к рубежу XIX–XX вв. земства тратили 7,5 млн руб. в год, сельские общества – 1,5 млн.
В 1905 г. расходы сбалансировали – доля казны в содержании земских школ составила 26%, доля земств – 25%, крестьянских обществ – 14%, городов – 15%, остальное составляли пожертвования частных лиц и проч.
Немецкие школы ждут денег, а испанские – учеников
Европе тоже приходится решать вопросы модернизации и реконструкции школьных зданий.
В Германии это одна из насущных проблем. Многие немецкие школы, построенные в 1970-е гг., нуждаются в капремонте. А в довоенных зданиях, по словам обербургомистра г. Эссена Томаса Куфена, порой всё выглядит так же, как на школьных фото бабушек и дедушек столетней давности. Нередки ситуации, когда из школы, «съеденной» плесенью, подростков переводят в модульные контейнеры, где они учатся месяцами, пока идёт ремонт.
Всего в Германии 32 тыс. общеобразовательных государственных школ. Их финансирование осуществляется из бюджетов коммун и федеральных земель. В 2017 г. федеральное правительство приняло программу поддержки реконструкции школьных зданий для экономически слабых коммун в размере 3,5 млрд евро. В 2021 г., по данным немецкого госбанка развития KfW, объём недоинвестирования в государственные школы составил 46,5 млрд евро.
В Европе, в отличие от России, деньги на ремонт школ выделяют исправно. «Мы платим только за питание ребёнка – 150 евро в месяц (13 тыс. руб.), всё остальное – за счёт государства. Даже не могу представить ситуацию, чтобы нас попросили «скинуться» на покраску стен или замену окон, – говорит Массимо Рестелли. Его дочь учится в муниципальной школе – единственной в небольшой итальянской коммуне Санто-Стефано-Тичино, где проживает менее 4 тыс. человек. – Недавно встал вопрос о косметическом ремонте туалетов. Школа сделает запрос в управление коммуны, деньги выделят и туалеты обновят. Именно для этого мы платим налоги».
Испания также делает ставку на удобные сельские школы, особенно во время пандемии, когда население мегаполисов стало активно перебираться за город. Но даже если в деревне живёт один ребёнок, для него должна быть открыта современная школа, считают испанские активисты. Так, в прошлом году в населённом пункте Уруэнья с населением 190 человек удалось спасти от закрытия местную школу.
Через 41 год после закрытия из-за отсутствия учеников вновь начала работать школа в городе Кабаньяс-де-Епес с населением 300 человек, где будут обучаться дети из 8 семей. Ремонт был сделан полностью за счёт государства. С родителей взяли лишь обещание, что они приведут детей в школу.
Хотя проблема закрытия сельских школ в Испании остаётся актуальной. По подсчётам чиновников, содержание такой школы обходится в 3 раза дороже, чем городской.
Где не хватает учителей, а где – и туалетов
Во многих регионах России сложилась уникальная ситуация: вроде бы школа рядом с домом есть, но учиться в ней дети не могут. Потому что она в аварийном состоянии или там не хватает на всех мест.
Ветшают и устаревают
«Федеральная программа капитального ремонта школ в этом году охватит 1306 объектов в 79 регионах России. Программа не ограничится только ремонтными работами, она подразумевает масштабное развитие школ: закупку оборудования, повышение квалификации учителей», – отметил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Всего в РФ 40 001 школа, которые используют 66 860 школьных зданий и сооружений. Из них 10% требуют капитального ремонта, а 1% находится в аварийном состоянии.
«Да, в годы перестройки несколько приостановилось строительство и обновление школьных зданий, – считает ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова. – Однако потребность в капитальном ремонте никуда не исчезает. Каждый год приходит в негодность некоторое количество школьных зданий. Скорость износа зависит от природно-климатических условий. Например, в северных территориях проблема острее. Статья расходов на капремонт в благополучные экономические периоды всегда присутствовала в бюджете на образование.
Сегодня ситуация осложняется ещё и необходимостью обновления инфраструктуры. Чтобы подключить большое количество цифровой техники, нужно поменять проводку, смонтировать розетки на столах у всех обучающихся. Надо обновлять лабораторные классы (и в том числе подводить воду к учебным столам школьников). Сейчас стали говорить вообще об изменении образовательного пространства: мобильные, легко перестраиваемые классы вместо привычных – со столами, стульями и доской. Всё это требует вложений. Но если мы этого не сделаем, то начнём быстро отставать в школьном образовании».
К концу 2024 г. в России запланировано построить сотни новых школ на 1 млн 200 тыс. мест. Проект стартовал в прошлом году, но дело пока движется небыстро. Если в 2019 г. ввели в строй 302 новые школы, то в 2021 г., с началом проекта, – всего 89. Чтобы ускорить процесс, было решено привлечь частный бизнес. Минпросвещения договорилось об участии в госпрограмме ВЭБ.РФ, Сбербанка и группы компаний «Просвещение».
Гендиректор компании «ПроШкола» Алиса Денисова рассказала, что за 9 месяцев (с февраля 2021 г.) было подготовлено 74 концессионных соглашения в сфере образования, 31 из них заключено. Сейчас идёт третья волна отбора проектов на строительство школ с участием бизнеса. В работе 150 проектов в разных регионах, в том числе там, где никогда не использовалось государственно-частное партнёрство.
Между тем доступность школ – один из показателей качества жизни в стране. «82% российских семей живут в 20-минутной пешей доступности от школ. Это сопоставимо с ситуацией за рубежом, где среднее значение составляет 90%», – привёл данные недавнего исследования главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин.
Согласно данным индекса качества жизни (рассчитывается по более чем 200 показателям крупнейших городов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), из 115 российских городов у 21% территориальная доступность школ находится на уровне выше среднего. При этом в 98 городах 20% школьников ходят в школу во вторую смену. В 10 городах среди них есть как не очень богатые Махачкала, Улан-Удэ и Чита, так и вполне благополучные в экономическом плане Ханты-Мансийск, Краснодар и Томск, – больше трети школьников учатся во вторую смену.
По прогнозам экспертов, в ближайшие три года число школьников будет расти. Только в 2020/2021 учебном году в школы пришло на 330 тыс. детей больше, чем в 2019/2020‑м. В Чечне, Тыве, Бурятии и Дагестане задача – ликвидировать хотя бы третью смену, пока даже не замахиваясь на вторую. И это обещают лишь к 2025 г.
Начали за здравие…
В январе регионы начали бодро заявлять о старте строительства десятков школ. Но важно, чтобы этот процесс везде довели до конца, а не просто отчитались о запуске и успокоились. Как это получилось, например, в Дагестане. Как рассказали «АиФ» в «Народном фронте», в конце 2018 г. в селе Хашта построили новую школу на 100 мест – специально для детей потомственных животноводов. Высокие республиканские чины от сельского хозяйства и образования вместе с директором новой школы торжественно перерезали красную ленточку, но… дети в неё так и не попали. И до сих пор продолжают ходить в старое здание. Оказалось, что торжественно открытое новое до конца не благоустроено – в нём нет освещения, не оборудованы столовая и санузлы. И даже разрешительные документы не получены. Подобные примеры можно найти и в других регионах.
Мало построить стены. Нужно ещё и обеспечить школы учителями. А вот с этим зачастую в регионах реальная беда. Есть школы, где не хватает сразу нескольких учителей-предметников, а значительная доля оставшихся – пенсионного возраста. «Сын в 11-м классе, скоро ЕГЭ, но в школе постоянно отсутствуют учителя то химии, то биологии, то английского. Как детям готовиться к экзаменам? – недоумевает мама ученика одной из подмосковных школ. – А когда сами дети начинают задавать вопросы учителям, то в ответ слышат: «Не нравится – уходите в другую школу или на домашнее обучение».
Даже официальные данные показывают, что в 2020/2021 учебном году по сравнению с предыдущим дефицит кадров вырос. Если ничего не изменится, то новые школы рискуют остаться пустыми.
Что важнее: люди или стены?
Денег в образовании всегда будет мало. Так какую проблему решать в первую очередь – ремонт зданий или нехватку педагогов?
Ольга Казакова, председатель Комитета Госдумы по просвещению:
- Спросите родителей, что для них важнее… Какой в классе учитель? Не дует ли из окон во время занятий? Хорошая ли еда в столовой? Для одной семьи на первом месте окажется уровень профессиональной подготовки учителя. В другой – чтобы дети не болели, а это и хорошее питание, и тепло в классах. Третьим нужно, чтобы помимо знаний была и спортивная подготовка. Спросите у детей, что важно для них, и ответов будет ещё больше.
Поэтому главный принцип нашей работы – мелочей нет! А значит, и действовать нужно по всем направлениям: и школы ремонтировать, и повышать оплату труда, социальный статус учителей – чтобы они не уходили из школ, чтобы у них был стимул совершенствоваться.
На программу капремонта заложено бюджетное финансирование, пошли средства. Необходимо грамотно выстроить процесс. Чтобы во время ремонтов не прерывался учебный цикл, чтобы учителя на это время не потеряли в зарплате…
Цель программы – не только новые фасады, крыши, окна. Это и современная техника, оборудование, инвентарь. Обратите внимание: новые или отремонтированные школы чаще всего полностью укомплектованы кадрами. Учителям, особенно молодым, интересно работать там, где созданы все условия для профессионального развития.
По данным Минпросвещения, сегодня в России 16 тыс. вакансий учителей. Чтобы не было такого дефицита кадров, нужно действовать на всех уровнях. Где-то проявить активность должен директор школы. В моём избирательном округе в Пятигорске, к примеру, есть школа, директор которой горы свернула, чтобы к ним пришла лучший учитель химии: у неё было условие – определённый набор оборудования. Где-то подключаем программу «Земский учитель». Необходимы и федеральные решения, касающиеся в том числе и оплаты труда педагогов, их нагрузки.