Правительством утвержден «Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года», в связи с этим обновлен и «Единый план по достижению национальных целей развития». Первые данные о ходе исполнения обновленной стратегии Белого дома будут обсуждаться на Сочинском инвестфоруме 17–19 февраля 2022 года. До 2024 года стратегические инициативы должны или создать новые социальные или экономические сущности в сферах, где их раньше не было, или обеспечить значимые изменения в проблемных секторах. В такой напряженной сетке обязательств правительство РФ не работало никогда до 2019 года: проблемы с исполнением и плана, и инициатив будут видны практически немедленно.
Утверждение в Белом доме перечня стратегических инициатив (СИ), которые внесли последние изменения в Единый план по достижению национальных целей до 2030 года, прошло в очень будничном режиме: о том, что многомесячная проектная работа по поручениям президента Владимира Путина завершена, премьер-министр Михаил Мишустин объявил на заседании правительства 7 октября, кратко перечислив шесть тематических блоков для 42 СИ в подписанном постановлении Белого дома. Для правительства, которое с лета 2020 года работало над СИ в постоянном режиме, новостей в перечне не было, не было объявление и «рекламой» СИ и новой версии плана в каком-либо смысле: это внутренние документы Белого дома. Михаил Мишустин лишь объявил, что реализация СИ будет обсуждаться на Российском инвестфоруме в Сочи с 17 по 19 февраля 2022 года. Этот форум Росконгресса, традиционно посвященный региональным инвестициям, вообще обещает быть наполненным важными событиями — там, в частности, предполагается широкое участие крупного бизнеса, ранее тяготевшего к летнему ПМЭФ. Впрочем, и по СИ, и по плану данные о фактическом продвижении у Белого дома есть уже сейчас де-факто в режиме онлайн.
Достаточно подробная информация о 42 СИ и о новой версии Единого плана есть в материалах правительства в распоряжении “Ъ”. Из документов следует, что фактическая реализация всех проектов уже идет, в части случаев с лета 2020 года.
Управленческая конструкция «план+СИ+нацпроекты и госпрограммы» во многом является переводом оперативной структуры управления, созданной под экстренную задачу, работу исполнительной власти в условиях пандемии COVID-19, в постоянный формат.
Она выглядит уже сейчас нестандартной для Белого дома за последние четверть века: административный аппарат российской госвласти в 2009–2010 и в 2014–2015 годах корректировал свое устройство под кризисные задачи, но выходил из них в стандартный режим, ограниченно и медленно эволюционировавший с 1990-х годов.
Напомним, что аналоги СИ в правительстве появлялись более или менее постоянно, обычной институциональной рамкой для них были федеральные целевые программы (ФЦП) или ведомственные проекты, так же часто до развития проектного подхода в Белом доме они носили характер системных поручений президента, премьер-министра или вице-премьеров. Любая СИ из нынешнего перечня могла появиться после 2000 года в Белом доме, и общественный скепсис по ее поводу был бы гарантирован: как правило, они планировались изолированно, с распределенной и размытой ответственностью исполнителей и почти всегда — с неполным или условным финансированием, что в условиях финансовой нестабильности позволяло оправдывать недостижение целей.
Текущую систему СИ как проектов, по крайней мере в теории, отличает от предыдущих версий их прямая связь друг с другом и с в основном социальными целями Единого плана.
«Гражданская», не связанная с силовым блоком правительства часть СИ,— скоординированная система: например, без проекта «передовых инженерных школ» не может работать едва ли не треть других СИ, без результатов блока «Цифровая трансформация» — ни «технологический», ни «социальный», ни «строительный» блоки. А без блока «Государство для граждан» с единственным СИ «Клиентоцентричность», кажется, проблематичны значимые успехи всех 41 остальных инициатив.
Связкой «план+СИ+стандартные форматы» Белый дом сам поставил себя в очень жесткие дисциплинарные рамки: неуспех в проектной работе одного блока или даже единичного СИ (а у каждой цели нацплана, созданного по поручению президента РФ, и перечня есть куратор — вице-премьер, глава профильного ведомства-исполнителя и руководитель проекта) быстро станет проблемой. Скрыть ее будет чрезвычайно сложно, учитывая весьма изощренные новые информсистемы правительства: «цифровизацию» управления Белый дом начал еще в начале 2020 года, вопреки ожиданиям сверхширокого распространения этих технологий в коммуникациях с властью, не с этого, а с самого себя.
В правительстве предпочитают делить 42 проекта СИ на тематические блоки, которые повторяют структуру бюджетных приоритетов: большая часть федерального финансирования СИ (напомним, крайне умеренного — 0,5 трлн руб. в 2021–2024 годах плюс около 230 млрд руб. возвратных займов из ФНБ по восьми СИ, требующим вложений в инфраструктуру) — социальная (и на втором месте по числу инициатив), на втором месте (и на первом месте по числу инициатив) — блок «Технологический рывок», на третьем — «Экология»; «Стройка», «Цифровая трансформация» и «Государство для граждан» более компактны. Однако рационально делить СИ на три блока с точки зрения ожидаемого быстрого социально-экономического эффекта: инициативы или призваны создать в общественном поле нечто принципиально новое, или быстро улучшить ситуацию в проблемных секторах; меньшая часть не будет выглядеть эффектно до 2024 года, а призвана создать «задел» для будущего развития — как правило, принципиально новых рынков.
В «социальном» блоке много СИ первой группы: проекты «социального казначейства», медреабилитации, поддержки креативных индустрий («Придумано в России»), профессионалитета в образовании, поддержки культурных проектов для молодежи («Пушкинская карта») в РФ сейчас просто нет. Их также много и в «технологическом» блоке (например, в СИ современной агронауки и новых материалов), и в других (инженерные школы, «генеральная уборка» акваторий портов). Хотя на деле в «технологической» группе преобладает третий тип проектов — это СИ круглогодичного Севморпути, беспилотной логистики, персональной цифровой медицины, малых атомных реакторов для удаленных территорий.
Проекты второй группы, «быстрых улучшений», распределены более равномерно: это СИ «санитарного щита» (интегрированной системы санэпидзащиты), геологии (восстановление материальной базы геологоразведки), «мобильный город» (СИ по коммунальным транспортным системам). Наконец, лишь несколько СИ являются чисто регуляторными: это, например, СИ «реинжиниринг правил промышленного строительства» в блоке «Стройка» или «Политика низкоуглеродного развития» в блоке «Экология».
Все 42 СИ так или иначе выступают инструментами исполнения большого Единого плана — упрощенно, неисполнение СИ по «инфраструктурному меню» в блоке «Стройка» поставит под вопрос половину составляющих цели территориального развития, а проблемы с социальными СИ — демографические и «самореализационные» цели плана.
В определенной мере именно это позволяет правительству Михаила Мишустина функционировать в режиме, принятом называть «технократическим»: в сверхжесткой планировочной сетке до 2024 года (с выходом на 2030 год) практически невозможно при принятии решений объявить какой-либо выделенный крупный вопрос, не вписывающийся в Единый план, «политически важным» — и поэтому требующим дополнительных ресурсов.
Между тем «большие цели» плана социально крайне значимы. Это в первую очередь сокращение бедности, создание более комфортной среды жизни и системы карьерных возможностей: за их границами остаются только вопросы обороны, безопасности, правоохранения и внешней политики. Впрочем, во многом и СИ, и финальная версия Единого плана при их исполнении, рассчитывают в Белом доме, должны зафиксировать новый облик исполнительной власти. Ведь принципиально как минимум до 2024 года стратегия не изменится, а исполнить ее в административном дизайне начала 2000-х, очевидно, физически невозможно — возвращение же к прежнему статус-кво в Белом доме потребует аннулирования планов, что сложно уже политически. Но «плановая ловушка», в которую правительство отправило себя добровольно, социально очень перспективна: исполнение большей части СИ изменит не только правительство, но и многое в обществе, и в особенности это касается социального блока: ожидание исполнения лозунга 1990-х о «социальном государстве» в РФ остается в центре всей политической сферы в стране.