По данным исследователей, «синдромом упущенной выгоды» в той или иной мере в современном мире поражены больше половины активных пользователей соцсетей. Это психологическое состояние было определено учеными еще в 2013 году. С развитием соцсетей этот синдром начал проявляться все чаще и чаще: страх упустить что-то важное трансформировался, и людям начало казаться, что их жизнь бледна и неинтересна в сравнении с жизнью их друзей и знакомых.
Сегодня сложно представить свою жизнь без мессенджеров и соцсетей — мы пользуемся ими для общения с родными и близкими, коллегами, клиентами. Однако, как оказалось, активная виртуальная жизнь не обходится без последствий. Специалисты отмечают рост случаев развития у пользователей соцсетей синдрома упущенной выгоды. Корреспондент «Вечерней Москвы» изучил проведенные учеными исследования и пообщался со специалистами, чтобы понять, что же этот синдром собой представляет.
Руководитель независимого агентства региональных исследований социолог Евгений Полковников рассказал, что причиной появления синдрома может быть начало новой эры с точки зрения информационных каналов и их влияния на массовое сознание и отдельных людей.
— Мне кажется, мы только на пороге новых вызовов, с которыми придется столкнуться подрастающему поколению через 10–15 лет. Ведь еще 10 лет подобных вещей как массового явления не было, — сказал он.— Влияние виртуального мира будет становиться все сильнее и проявляться в изменении поведенческих стереотипов, появлении новых проблем, комплексов. Подмена реальной жизни виртуальной будет происходить все в большей степени, будет расти и разница между поколениями: поведенческая, потребительская, в формах выбора и поиска товаров. И обуздать это все в плане слова «контроль» будет крайне сложно. Скорее, придется осмыслить новую реальность, понять ее инструменты и использовать их.
По его мнению, сейчас молодежь иначе оценивает реальность, людей и критерии успешности, и государство могло бы пропагандировать ценности через другие форматы коммуникации, доступные для молодых людей.
— Нам нужно осознать, что мир очень сильно поменялся. Это естественный процесс, его можно только принять. Нести ценности в парадигме этого нового мира, — сказал эксперт.
При этом впервые об этом синдроме, обозначаемом по-английски аббревиатурой FOMO — fear of missing out (с англ. — «страх упустить что-то из виду». — «ВМ»), заговорили еще вначале 2000-х годов. Первым это состояние в своей статье описал успешный венчурный финансист, учившийся в тот период в Гарвардском университете в США, Патрик Макгиннис. По его словам, в какой-то момент он и компания его однокашников начали испытывать страх упустить важное событие — каждый аспект обучения, каждое социальное собрание казались им настолько важными, что по пятницам они расписывали свои графики на неделю вперед. Макгиннис признался, что какое-то время компания даже не покидала университетский городок, опасаясь не попасть на какое-нибудь важное, по их мнению, мероприятие.
С тех пор понятие FOMO начало набирать популярность, а в 2013 году было добавлено в онлайн-версию Оксфордского словаря. Синдром технически не может считаться психическим расстройством, поскольку его определение не включено в перечень «Психические расстройства» Международной классификации болезней. Но само понятие уже достаточно изучено — исследования ученых из Эссекского и Калифорнийского университетов доказали, что развитие синдрома сегодня связано с активным использованием соцсетей.
Найти плюсы в себе
По мнению практикующего психолога Елены Лосевой, характерное синдрому поведение часто можно заметить у молодых мам.
— Они сидят в «Инстаграме», видят других людей, у которых яркая жизнь, и расстраиваются, что у них самих все не так. Постоянное сравнение себя с другими и приводит к чувству вины, недовольству своей жизнью. И здесь важно помнить, что соцсети— это одна сотая часть нашей жизни, и нельзя забывать о своих собственных заслугах, — подчеркнула она. — Да, допустим, Машка похудела на 20 килограммов, а я — всего лишь на два. Но Машка начала худеть два года назад, а я— две недели.
Она отметила, что в последние годы серьезно участились случаи, когда люди в возрасте 27–30 лет, стремящиеся создать образ идеальной и успешной жизни в соцсетях, начинают в это верить.
— У них происходит подмена реальности, они начинают игнорировать настоящие проблемы. У них может рушиться семья, но они видят только созданный ими же образ. И если несколько лет назад такие истории были единичны, то сейчас их количество настолько возросло, что это обсуждается уже на международном уровне. Как же с этим бороться? Учитывая, что полный отказ от соцсетей в современном мире очень сложен, а в некотором роде даже невозможен — ведь на них и мессенджерах уже завязана не только социальная жизнь, но и работа. Нужно стараться включать критическое мышление и не забывать, насколько малую часть жизни показывают соцсети, — считает психолог.
Не сравнивать с другими
Международный информационный брокер MyLife, предоставляющий собранные из открытых и иных источников различные данные о 325 миллионах человек, провел собственное исследование. Согласно полученным результатам в той или иной степени «синдромом упущенной выгоды» страдают около 56 процентов пользователей социальных сетей. При этом 42 процента респондентов имеют больше одной персональной или публичной страницы. А среди молодых людей возрастом от 18 до 34 лет эта цифра возрастает до 61 процента.
Детский и подростковый психолог Анфиса Калистратова подтвердила, что дети и подростки больше подвержены FOMO ив тяжелых случаях состояние может привести ку влечению алкоголем и депрессии.
— Мы имеем дело с ярким набором эмоциональных реакций, связанных с самооценкой. Есть такая штука — внимание. Куда мы его направляем, то и подпитываем. И если подросток постоянно сидит в соцсетях, то самому себе он оставляет жалкие крохи. И связано это с реальной жизнью, из которой ему хочется сбежать, если в семье он сталкивается с тем, что чувствует себя нужным и любимым, только когда чего-то достигает или делает. Если ребенок получает такие импульсы с детства, то чем взрослее он становится, тем больше будет его желание искать нечто положительное в виртуальной жизни. Особенно с учетом того, как продвинута индустрия образов и социальных сетей, как легко она захватывает. Сначала он может просто наблюдать, смотреть, чем занимаются люди. А потом начинает сравнивать себя с другими и понимать, что в чем-то не дотягивает до них. Срабатывает посыл амбиций, и человек застревает в этом цикле. А пусковым механизмом может служить окружающая среда или внутренний посыл, ощущение ненужности, нереализованных амбиций, — пояснила Калистратова.
По ее словам, в поиске решения этой проблемы нужно помнить, что «по сути, жизнь детей осталась такой же, как и до соцсетей, просто перешла в виртуалку. Ситуации те же, просто инструмент другой».
— Как объяснить ребенку, что не нужно сравнивать себя с другими? Очень просто — самим родителям не сравнивать его ни с кем. А если он попытается сам это сделать, то проанализировать, обсудить ситуацию и предложить ему провести сравнение с самим собой, к примеру, двухлетней давности. Что изменилось, как он развивался. Ведь когда мы сравниваем себя с другими, то «обесточиваемся», теряем энергию. А сравнение с самими собой подпитывает, мотивирует двигаться дальше, — сказала эксперт. — В теории, если все начнут придерживаться такого принципа воспитания, а их дети также воспитают своих детей, то в будущем синдром упущенной выгоды исчезнет. Внимание людей будет больше сфокусировано на собственной жизни, — заключила Калистратова.
Позже группа европейских ученых из Италии, Бельгии и Голландии провела еще одно исследование, опубликованное в Международном журнале исследования окружающей среды и общественного здоровья.
Порочный круг
Согласно полученным результатам симптомы FOMO чаще проявляются у людей, активно использующих соцсети, в которых можно ограничить круг собственных контактов и подписок: Facebook, Instagram и аналогичные. Это делает их более «личными», общение идет с теми же людьми, которых пользователи знают лично в реальной жизни. В свою очередь, площадки вроде Twitter и YouTube предполагают большую аудиторию, где пользователи делятся новостями и общаются с незнакомыми им в офлайне людьми.
— Это порождает порочный круг: боясь упустить что-то важное, человек заходит в соцсети, чтобы успокоиться, где видит, что у друзей и знакомых произошло и планируется еще много событий, анонсированы или прошли какие-то мероприятия. В итоге это еще больше подпитывает симптомы FOMO, за утолением которых пользователь опять заходит в соцсети, — сообщают исследователи.
По их данным, это становится причиной еще одного симптома расстройства— зависимости от соцсетей. В таких случаях даже во время разговора с собеседником человек постоянно отвлекается на телефон либо смотрит в него непрерывно. По данным исследования, в большей степени это проявляется у современных подростков. При этом они отмечают, что потребность «быть в курсе» всего происходящего вокруг нас раньше была жизненно необходима для выживания человека.
Однако синдром упущенной выгоды может развиться и у тех людей, которым приходится постоянно пользоваться соцсетями в профессиональных интересах. На условиях анонимности инстаграм-модель рассказала «ВМ», что постоянная необходимость «быть в курсе» происходящего в соцсетях и мессенджерах очень негативно сказалась на ее психологическом состоянии.
— После того как ты попадаешь в определенную среду, соцсети становятся твоей визитной карточкой. И конкуренция в этом плане совершенно сумасшедшая. Мне приходилось проводить по 4–6 часов в соцсетях. Не только чтобы делать публикации и вести свои аккаунты, но следить за мероприятиями, графиками съемок, новостями конкуренток, — рассказала девушка.
По ее словам, это привело к тому, что стоило на несколько минут выпустить смартфон из рук, как она начинала испытывать дискомфорт из-за того, что могла пропустить что-то важное. Это начало влиять на сон, настроение. — В результате, сходив к психологу, я приняла решение, что здоровье мне дороже. Красивая и гламурная жизнь привлекательна, но мало кто знает, какой ценой это дается, — сказала она.
Найти выход
Выходит, что жертвой синдрома упущенной выгоды может стать любой человек. Что же остается делать? Эксперты-психологи журнала Time выделили основные источники возникновения симптомов FOMO и предложили способы справиться с ними.
Одной из главных причин FOMO является грусть. Чтобы справиться с ней, эксперты рекомендуют ряд практик, в числе которых: задаться вопросом, за что в жизни вы благодарны, и осознать это; дать имя своим негативным эмоциям, чтобы они меньше загружали подсознание; научиться принимать «приемлемые» решения, а не мучиться поиском «лучших на планете»; проводить больше времени с близкими людьми и чаще обнимать их.
Также необходимо осознать, что показываемая в соцсетях жизнь очень сильно приукрашена и в ней не найти счастья и спокойствия. Ощущение счастья зависит от того, на чем вы концентрируетесь. Эксперты рекомендуют больше думать о положительных событиях, чтобы чувствовать себя лучше.