Школьное образование. Одна из наиболее ответственных отраслей деятельности любого государства. От качества образования, полученного современными школьниками, зависит наше общее будущее, и, следовательно, отношение к нему должно быть наиболее взвешенным и аккуратным. Со стороны может показаться, что сфера образования должна быть достаточно консервативной, ведь наборы сведений, которые нужно внедрить в сознание школьников, проверены временем, методики и программы отработаны и дают неплохие результаты. Однако именно в образовании новые информационные технологии позволяют добиваться выдающихся результатов.
Существует скучный казённый термин — государственные услуги. За ним прячется целый пласт таких совершенно обыденных дел, как, например, регистрация автомобилей в ГАИ, регистрация прав собственности на жильё или земельный участок. Заниматься этим приходится не слишком часто и не всем. Но есть среди госуслуг такая, с которой, совершенно не задумываясь о её статусе, сталкивается каждый. Это образование. В соответствии с конституцией каждый гражданин нашей страны имеет право на образование, и государство предоставляет ему возможность его получить. В стране создано Министерство образования и науки, в обязанности которого входит организация этого процесса, в субъектах федерации за процесс отвечают соответствующие региональные органы исполнительной власти, и заметную роль в их деятельности играет использование современных информационных технологий.
С целью внедрения информационных технологий в образование в Москве создан Центр технологической модернизации образования, сокращённо именуемый «ТемоЦентр».
Использование информационных технологий позволяет оптимизировать многие процессы путём их автоматизации. Проведём аналогию: в истории автоматизации есть интересный факт. На первых простейших паровых машинах рабочее колесо приводилось в движение за счёт возвратно-поступательного перемещения поршня в цилиндре. Достигалось это попеременной подачей пара в противоположные полости цилиндра. А этого добивались переключением распределительного клапана вручную. Нанимали на такую работу детей. Один из мальчишек посмотрел на процесс повнимательнее других и заметил, что момент переключения клапана точно совпадает с определённым положением рабочего колеса машины. То есть он получил информацию о работе системы. Тогда он приспособил к колесу длинную палку, которая в нужный момент нажимала на клапан и открывала его. А сам побежал играть с друзьями. Вот пример простейшей автоматизации процесса управления на основе полученной информации. Ровно этим же мы и занимаемся, только у нас уже не палка в руках, а компьютеры, серверы, программные средства и не простая паровая машина, а сложный организм московской системы образования.
Но ни информатизация, ни автоматизация сами по себе не представляют большой ценности. Важно то, какие задачи решаются с их помощью, каков конечный (или промежуточный) результат. К примеру, посмотрим на эволюцию обычного бумажного документа. На заре бюрократии документ писали от руки. Получалось медленно, не всегда точно, не всегда разборчиво и в единственном экземпляре. Затем были изобретены пишущие машинки. Скорость у профессиональных машинисток выше, чем при письме от руки, шрифт стандартный и разборчивый, количество экземпляров в предельных случаях достигало 7—8. Но осталась проблема рассылки документов, внесения в них исправлений, корректировок. На смену машинке пришёл компьютер. Появилась возможность изготовления за минимальное время неограниченного числа копий, пересылки документа в неограниченное число адресов на неограниченные расстояния. А во многих случаях оказалось, что бумажная копия и вовсе не нужна…
Другой пример — бухгалтерия. До сравнительно недавнего времени все бухгалтерские расчёты проводились на бумаге. Даже когда появились счётные машины, все цифры дублировали на бумаге. Теперь есть довольно совершенные бухгалтерские программы, они позволяют отказаться от «устного счёта», а рутинные операции, например по начислению заработной платы или налогов, компьютер проводит сам, нужно только ввести в него правильные исходные данные.
Главной целью нашей работы является оптимизация процесса предоставления государственных услуг в области образования. (Сказано сухо, но такова реальность, именно предоставлением таких услуг занимается Департамент образования города Москвы.) Под оптимизацией процесса мы понимаем комплекс работ, позволяющий снизить затраты на получение равнозначного результата. Если их удалось снизить, то значит, усилия предприняты не зря. Обычно в расчёт принимаются затраты трёх видов ресурсов — временны?х, материальных и человеческих. Если хотя бы по одному из показателей экономия видна — работа прошла правильно и результат достигнут. Если же использование информационных технологий не привело к оптимизации процесса, то смысла в нём не было, поскольку информатизация ради информатизации — пустая трата денег.
Что, на мой взгляд, можно привести в качестве примера удачной оптимизации? Сейчас московские школы практически полностью отказались от ведения бумажных дневников и классных журналов. Произошло это благодаря появлению специального электронного сервиса, который называется электронный дневник школьника — ЭД. Ученикам не нужно больше носить в школу бумажный дневник. Оценки учитель выставляет онлайн на компьютере, они сразу же попадают и в классный журнал и учитываются в статистических документах школы. Учителю не нужно писать на доске домашнее задание и проверять, все ли ученики записали его. Задание вводится в журнал и автоматически оказывается на соответствующей странице. Доступ к заданиям имеют и ученики, и их родители, которым стало очень легко проверить задания и оценки собственных отпрысков, просто зайдя в соответствующие разделы ЭД.
Удобен такой вариант работы и для директора школы. ЭД позволяет ему практически в режиме реального времени иметь информацию о работе педагогов. Например, он может получить данные об успеваемости в классе конкретного учителя.
Что это даёт учителям? С одной стороны, кажется, что не так много: экономию времени и сил на заполнение документов. Но с другой — эти время и силы учитель может потратить на свою главную работу — работу непосредственно с детьми.
Заметим, что в соответствии с действующими постановлениями правительства Москвы электронный журнал-дневник является полноценной заменой бумажного журнала, а для исполнения федерального закона об архивном деле (в архиве должны лежать бумажные версии документов образовательных учреждений) в ЭД сделана функция «распечатать» комплекты информации. Распечатки в стандартизированном виде прошиваются, подписываются и с печатью школы сдаются в архив. При этом сильно упрощается жизнь школы, исключается перегрузка учителя, завуча, директора административной работой.
Введение электронных сервисов позволило решить ещё одну сложную проблему — устройство первоклассников в школу. Если некоторое время назад в Москве, чтобы записать ребёнка в школу, приходилось выстаивать длинные очереди, то теперь такой проблемы просто нет. На портале госуслуг (pgu.mos.ru) есть специальный раздел, в котором запись проводится в течение нескольких минут. Сразу после принятия решения о зачислении ребёнка в школу информация направляется родителям. В случае если в выбранной вами школе классы уже полностью укомплектованы, вам предложат другую школу из расположенных в этом же районе. О пользе такого сервиса говорит статистика посещений страницы данного сервиса на московском портале госуслуг.
Сейчас мы формируем списки на новый учебный год и можем практически в режиме онлайн получать сведения о том, как в каждой (!) школе идёт комплектование классов. А раньше на это уходили дни. Резюмируя, хотел бы подчеркнуть, что, затратив определённую сумму один раз, мы экономим каждый год, каждый месяц, каждый час. Это примеры эффективной информатизации.
Ещё один пример деятельности «ТемоЦентра», не связанный напрямую с процессом обучения, — учёт финансов. В масштабах всего города есть так называемая универсальная автоматизированная система бюджетного учёта (УАИС Бюджетный учёт), разработанная Департаментом информационных технологий города Москвы. В Департаменте образования за её эксплуатацию отвечает «ТемоЦентр». УАИС объединяет весь бюджетный учёт всех госучреждений Москвы (это облачная технология).
Благодаря работе системы у нас есть данные о затратах системы образования города на ведение сопровождающей административно-хозяйственной деятельности в денежном эквиваленте и в человеческих ресурсах. Имея установленные руководством Департамента целевые показатели (по численности, затратам и т. д.), мы получаем возможность планировать оптимизацию и оценивать качество нашей работы в данном направлении. К настоящему времени мы завершили внедрение этой системы, провели обучение профильных сотрудников школ и уже ведём её эксплуатацию. Плановый результат — в разы (реально — в разы) сократить расходы Департамента на сопровождающую деятельность. При этом мы получаем прозрачную систему контроля за расходом средств школ, контроля проводимых выплат сотрудникам системы образования и можем давать аналитическую информацию на уровень города.
Мы также стандартизовали операции, обучили работников работать по этим операциям, дали им инструмент для работы. То есть создали некий велосипед, который позволяет им не идти, а ехать легче и быстрее, быстрее выполнять те же операции, которые они выполняли до этого. Это первое. Второе — мы получили пул обученных бухгалтеров, которым не важно, в какой школе работать, потому что в каждой школе этот процесс единый и стандартизованный. В результате не нужны запросы в школы, бухгалтеры не загружены заполнением бесчисленных таблиц и свед?нием данных, передачей и сверкой документов, отчётов, совещаниями, согласованиями и прочими бюрократическими сложностями. Бухгалтер вводит необходимые для расчётов данные, система в автоматизированном режиме агрегирует их в разрезе школ, районов, округов. Эти данные мы консолидируем, обрабатываем, готовим аналитический отчёт и представляем руководству.
Зачем всё это нужно? Государственные образовательные учреждения существуют в рамках установленного для них бюджета, и их работа (в финансовом плане) направлена не на зарабатывание дополнительных денег, а на максимально эффективное использование отпущенных государством средств. Условно можно сказать так: если на одного ученика в год отпускается 100 рублей и из них 90 тратится на обучение, а 10 — на административно-хозяйственную деятельность, то наша задача — сделать так, чтобы в результате оптимизации на администрирование тратилось 8 рублей. Тогда освободившиеся 2 рубля можно будет дополнительно пустить на основной процесс — обучение. То есть работа нашего центра в этом плане сводится к тому, чтобы максимально снизить неучебные затраты, одновременно улучшив систему административно-хозяйственной деятельности.
Есть проекты, которые позволяют обеспечить открытость Департамента образования как органа исполнительной власти для граждан. Например, каждый четверг в 16.30 руководитель департамента лично проводит селекторное совещание со всеми заместителями, со всеми руководителями всех образовательных и других подведомственных организаций. Это совещание идёт в открытом режиме с использованием устройств конференц-связи. При этом любой гражданин может подключиться к совещанию и составить себе полное представление о том, что обсуждается на совещании и какова текущая деятельность органа исполнительной власти. Разумеется, он не может вмешиваться в его работу, но может наблюдать за происходящим в режиме реального времени. В таком же режиме проходят заседания аттестационной комиссии руководителей образовательных организаций. Есть соответствующий график, опубликованный на ресурсе департамента (video.dogm.mos.ru), и любой человек может посмотреть, как проходит аттестация, например, директора школы, в которой учатся его дети.
Для пользователей системы по понедельникам в 16.00 также в открытом режиме проходят IT-семинары. Там мы рассказываем об IT-технологиях, внедряемых в школах, показываем детей, которые делают абсолютно замечательные вещи, на профессиональном уровне пишут компьютерные программы, делают роботов… Весной показали школьника, который разработал квадрокоптер, летающий не хуже импортных. А другая школьница сделала уникальный аппарат для анализов крови.
Концептуальное отличие нашего центра в том, что помимо профессионалов в области информатизации здесь работает значительное число специалистов в области образования. Это даёт возможность нам заниматься и непосредственно образовательной деятельностью. Разумеется, основное её направление — информационные технологии. С нового учебного года мы начинаем оказывать услуги дополнительного образования детям по программированию, робототехнике, мультипликации и телевидению.
У нас есть блок дополнительного образования для учителей и директоров школ в области информационных технологий. Есть интересные курсы компьютерной мультипликации. Мы обучаем педагогов, а они в свою очередь преподают азы этого дела ученикам у себя в школах, используя возможности наших интернет-ресурсов.
С начала учебного года новым направлением «ТемоЦентра» будут курсы телевидения для школьников. Мы учим детей быть журналистами, операторами, режиссёрами. Учим компьютерной мультипликации, программированию и WEB-дизайну.
У департамента есть пресс-служба, но руки этой пресс-службы — операторы, режиссёры, монтажёры и другие специалисты — сотрудники «Темоцентра».
Кстати, в сентябре запускается информационный интернет-телеканал московского образования. Будут транслироваться различные события в сфере образования, появятся серии информационных сюжетов, учебных программ, архив.
Одна из идей, которая найдёт своё отражение на телеканале, — программа «Больше, чем урок». Это будут мастер-классы известных людей: учёных, журналистов, музыкантов, артистов, художников, политиков.
Интересным должен стать цикл программ, посвящённых финансовой грамотности. В идеале мы хотим добиться того, чтобы наш школьник обладал основными знаниями и хотя бы понимал, что кредит — это не средство зарабатывания денег, а способ их траты, просто отложенной во времени, требующий дополнительных вложений. И чтобы он был готов к тем финансовым ловушкам, которые могут его ожидать во взрослой жизни.
Выбор пал именно на интернет-телевидение потому, что такой вариант вещания позволяет зрителю выбрать программу и просмотреть её в любое удобное для него время. Наиболее популярные и востребованные программы будут легко доступны, менее востребованные сохранятся в архиве, доступ к которому организуем по специальному запросу. Интернет-проект тем и хорош, что позволяет весьма оперативно управлять потоком информации и формировать варианты её хранения с минимальными затратами.
В учебных программах мы хотим придерживаться принципа, который использует и редакция «Науки и жизни»: рассказывать о сложном по возможности просто, но не проще возможного. Для этого будем приглашать специалистов из самых разных отраслей знаний и вместе с ними делать сюжеты, используя все возможности современного компьютерного дизайна, анимации, инфографики.
Темы передач формируются с учётом запросов самих школьников. Например, недавно мы провели встречу старшеклассников с налоговым инспектором. На другой встрече обсуждали татуировки и необходимость школьной формы, на третьей — использование мобильных устройств. Простой вопрос — может ли ученик использовать на уроке смартфон и может ли учитель у него забрать гаджет? Обязательно будет блок передач, посвящённый, может быть, даже банальным, но от этого не менее важным вопросам родителей. Например, имеет ли право администрация не пустить ребёнка в школу во время эпидемии, если у него не сделаны прививки?
Интернет-телевидение предполагает, помимо прочего, возможность задавать вопросы. У нас есть специальное подразделение, которое будет эти вопросы обрабатывать и передавать соответствующим чиновникам департамента (если дело касается его работы) или искать эксперта, способного дать исчерпывающий ответ. И эти ответы будут появляться в эфире. Как вариант, чтобы задать вопрос, можно зайти в нашу группу в соцсети. Мы и эти вопросы обрабатываем. Это наш новый стартап. Концепция уже полностью ясна, проработана, теперь посмотрим, во что она выльется.
Вернёмся к образовательной деятельности. Есть такое понятие — «электронный учебник». Этот термин, правда, не вполне корректный. Сейчас можно говорить об электронных образовательных ресурсах. В пилотном режиме они уже эксплуатируются в некоторых школах. Мы делаем интерактивные уроки, лекции, экскурсии. Например, есть экскурсия в Третьяковскую галерею. Картины можно рассмотреть в деталях, получить информацию как о произведении, так и о его авторе, увидеть другие произведения той же эпохи или той же школы, прослушать в аудиорежиме лекцию.
Ещё одно интересное направление работы — интерактивные уроки. Интерактивность — это возможность взаимодействия слушателя или зрителя с действием на экране. Например, разбирается тема чисел Фибоначчи. Строится ряд, затем ученику предлагают его продолжить. Сначала в положительную сторону. Если всё получилось — то в отрицательную. Это немного сложнее, и если вдруг возникла ошибка, программа её отметит и предложит повторить задание. Известный экономист и теоретик менеджмента Питер Друкер говорил: «Практика без теории слепа, теория без практики мертва». Вот это как раз пример, когда мы, вводя некие практические занятия, позволяем лучше воспринять теорию. То есть, когда ученик сам продолжит ряд Фибоначчи или построит бином Ньютона, у него в голове уже отложится, как считать, и никогда не возникнет с этим проблемы. Можно привести и другие примеры: как получается радуга, как запомнить последовательность цветов в ней, какой цвет в радуге всегда снизу. Или попроще: что означают и в каком порядке расположены цвета российского флага?
Впрочем, далеко не все педагоги и родители пребывают в восторге от обилия электронных гаджетов в руках наших детей. Нет ли опасности в том, что дети с раннего возраста приучаются к использованию компьютера, не снижает ли это их собственные способности мыслить?
Есть эффект, и он общепризнан, что использование электронных средств для ведения календаря, телефонной книги ухудшает развитие краткосрочной памяти. Любого спросите, он помнит 4—5 телефонов, остальные записаны. Потеря электронной книжки (или телефона с записанными контактами) — это катастрофа для нас. Но полный отказ от компьютера — другая крайность. Мир изменился. Если раньше путешествие из Петербурга в Москву занимало неделю, то теперь нам и трёх часов кажется много. Говорить, что раньше всё было хорошо, потому что не было компьютеров, а сейчас всё плохо, потому что появились и всё заполонили компьютеры, некорректно. Компьютер — прекрасный инструмент. При правильном использовании он даёт отличные результаты в обучении. В принципе, и раньше и сейчас учитель тратит на бином Ньютона одно и то же время. Но качество изменилось. Теперь за это время он успевает дать значительно больше информации и лучше её закрепить. Успевает не только рассказать о биноме, но и показать «среду» вокруг него, области применения... Или возьмём электронные версии книг и журналов. Читать всё равно надо, никто этого не отменяет и отменять не собирается. Но во многих случаях на электронном носителе информации можно поместить значительно больше, чем в традиционных версиях, ведь иллюстрации могут быть интерактивными и даже подвижными 3D-моделями. Заниматься с ними интереснее, они нагляднее и лучше запоминаются.
В результате школьники, зная то же самое «по титулу», реально обладают куда большей информацией, имеют более качественные и глубокие знания по предмету.
Рассказывать о работе Московского центра технологической модернизации образования можно ещё очень много. Но за то время, пока готовилась эта статья, мы успели подготовить ещё несколько страниц на нашем образовательном портале, начали съёмки телевизионных программ, провели семинар для учителей, и работа не останавливается. Заходите на сайт центра, смотрите, учитесь, принимайте участие в наших программах. И помните, всё это делается за бюджетные деньги, то есть за наши с вами деньги. Так давайте использовать их с максимальной эффективностью!