В советское время это было культурное пространство, куда приезжали работать писатели, литераторы и переводчики. После распада СССР оно переходило из рук в руки. Поражает, конечно, как памятник советского модернизма за какие-то два-три десятилетия успел превратиться в кафе второго сорта и практически исчезнуть. Совсем недавно мы начали возвращать его прежнее значение. Очень бережно снимаем наслоения позднейших времен и возвращаем все к первоначальному виду. Как только восстановили клуб Дома творчества, провели первые встречи соседей. Думаю, многие отнеслись сначала с недоверием, потому что помнят, что происходило здесь в девяностые, но надеюсь, когда мы начали проводить публичную программу, мнение большинства удалось изменить. Хотелось, чтобы Дом творчества снова стал местом встреч.
Чем вы занимаетесь?
Дело каждого культурного человека — сохранять наследие, чтобы его исследовать и на нем учиться. Дело в том, что из Дома творчества куда-то магическим образом исчезли все архивы. Мы занимаемся их поисками и по следу пытаемся восстановить просто хронику событий этого места — где кто жил, кто приезжал. Черпаем информацию из мемуаров, воспоминаний и книг, но этого недостаточно, чтобы составить полную картинку. Для работы с нашей первой экспозицией «Условия материальной независимости» мы привлекли замечательного куратора Анну Наринскую и художников, которые стали размышлять, как рассказать историю Переделкино через призму выставки. Поделили ее на разделы, получились девять тематических комнат-инсталляций. Одна из них посвящена архиву работ фотографа Луговецкого — он был ближайшим другом Анны Ахматовой и первым биографом Гумилева. Огромное количество его фотографий 1960-х годов, сделанных в том числе в Переделкино, случайно нашли в подвале. И конечно, я в восторге от всех объектов, собранных для комнаты «Любовь». Это реликвии местных семьей, через которые мы рассказали те истории, которые для них очень важны. Думаю, мы еще не раз будем обращаться к ним и создавать что-то вместе.
Как проходят ваши резиденции?
Есть те, кто приезжает со своей работой и трудится над ней на протяжении трех недель самостоятельно. Но есть и такая программа, когда мы приглашаем целую группу художников и авторов вместе с кураторами на проработку определенной темы. Кроме того, проходят творческие лаборатории, которые объединяют очень разных художников, перформеров и фотографов. Культура и области, связанные с ней, — это всегда авторское высказывание, переживание и некая фиксация, которая, безусловно, открывает диалог. К нам приезжают люди из разных уголков России, из разных стран, это очень обогащает и оставляет большую благодарность. Под влиянием местной атмосферы очень многие из тех, кто никогда об этом не задумывался, начали писать. Очень надеемся выпустить альманах с текстами, созданными на основе прошлогодней резиденции. Продолжаем поддержать контакт со всеми, кто у нас когда-то жил и работал, будем приглашать их на встречи, лекции, проводить конференции выпускников. В общем, сообщество Переделкино постоянно растет, и в нем очень интересно вариться.
Как проходит работа над местной библиотекой?
Она сердце Переделкино. Это то, что удивительным образом уцелело, даже когда все остальное было закрыто и рядом гулял ресторан. Самая главная наша ценность — книги с подписями, которые дарили писатели Переделкино и те, кто останавливался в Доме творчества, на память следующим поколениям. Не все, к сожалению, сохранилось, но, разбирая завалы, мы каждый день находим все новые и новые автографы. Сильнейший архив, который здесь хранится, становится поводом не только для литературного разговора, но и вдохновляет всю творческую программу — кино, театр, музыку. И таким образом библиотека выходит за рамки своего первоначального замысла. Кроме того, мы еще занимаемся программами менторского чтения. Приглашенный куратор или просто интересный человек делает подборку книг по определенной теме, учитывая, как о ней рассказывают совершенно разные люди, предлагает что-нибудь из этого списка прочитать, а потом у нас проходит обсуждение. И так все наше Переделкино становится читальным залом. Я человек старой закалки, и мне важны ощущения от книги — ее запах, шорох страниц. Все эти маленькие детали, которые делают книгу объектом. Но многие сегодня выбирают электронные версии или аудиокниги. И замечательно — лишь бы читали.
Сможет ли когда-нибудь виртуальная экскурсия заменить впечатления от реального посещения таких культурных мест?
Не думаю. Когда виртуально присутствуешь где-то, то все равно продолжаешь существовать в своем собственном пространстве и ритме. Такие места этот ритм диктуют сами, и это очень важная часть опыта. Атмосфера иногда все меняет — сердцебиение, ощущение воздуха на физическом уровне. А онлайн-экскурсия — это попытка заглянуть в прекрасный сад через замочную скважину, как в «Алисе в Стране чудес».