По официальным данным жертвами пожара, произошедшего в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», стали 64 человека. Однако сами спасатели не исключают, что по мере разбора завалов количество погибших может вырасти — до 15 человек числятся пропавшими. При этом высокопоставленный источник “Ъ” в МЧС утверждает, что большинство торговых центров опасны для своих посетителей: они настолько обременены запредельной пожарной нагрузкой, что, по мнению специалиста, подобны «незажженным факелам».
В результате пожара, который начался около 16 часов по кемеровскому времени в ТРЦ, расположенном на улице Ленина, погибли в основном люди, находившиеся на его последнем, четвертом этаже. Здесь были расположены трехзальный кинотеатр, фитнес-центр, детские развлекательный центр и каток.
По предварительным данным, источник возгорания находился в развлекательном центре — черный дым от горевших ковролина на полу и пластиковой отделки стен в считаные минуты превратил целый этаж в душегубку. Причина возгорания пока не установлена: рассматриваются версии от замыкания (в последние дни ТРЦ несколько раз обесточивался) до неосторожного обращения с огнем.
Согласно плану здания, с четвертого этажа вниз вели семь лестниц и центральная, оборудованная эскалатором. Однако, как утверждают посетители ТРЦ, большинство дверей к лестницам оказались либо заблокированы, либо загромождены различными конструкциями. Разбирая завалы после пожара, а на четвертый этаж обрушилась крыша площадью 1,5 тыс. кв. м, спасатели нашли несколько десятков тел. Среди погибших было много подростков, пришедших на дневные сеансы,— показывали вторые части «Тихоокеанского рубежа» и «Лары Крофт». Часть погибших так и остались в залах. Перед этим дети и взрослые звонили своим родным, рассказывали о сильном задымлении, что не могут выбраться, и прощались.
В понедельник основной пожар был потушен. Спасатели добивали отдельные очаги и искали погибших. Официально было заявлено об обнаружении 64 тел, для опознания большинства из которых потребуется сравнительная ДНК-экспертиза. Но разбор завалов продолжается, поэтому не исключено, что количество жертв трагедии еще увеличится.
Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), ст. 219 (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) УК РФ, которое по распоряжению председателя комитета Александра Бастрыкина, прилетевшего в Кемерово, было передано в производство следователей центрального аппарата ведомства. Они задержали пятерых подозреваемых. Среди них оказалась Надежда Судденок, гендиректор ООО «Зимняя вишня Кемерово» — компании, управлявшей торговым центром. Находящийся в Австралии бизнесмен Денис Штенгелов (основной владелец продовольственной группы KDV, которая выпускает снеки, в частности под брендом «Кириешки», «Хрустящий картофель», «Три корочки») подтвердил, что ему принадлежит часть помещений в ТРЦ, и обещал вскоре вернуться в Россию. Возможно, его ожидает судьба другого бизнесмена — Алексея Семина, который находился под следствием по делу о пожаре в казанском ТЦ «Адмирал» в 2015 году (19 погибших, 70 пострадало), пока не выделил крупную сумму денег на помощь потерпевшим.
Сын Надежды Судденок, которая в свое время была депутатом одного из райсобраний области, Денис Медведев, заступился за мать, заявив, что ее пытаются сделать крайней, а она была лишь одним из управленцев ТРЦ. Вместе с ней под следствием оказались двое ее подчиненных, в том числе Александр Никитин, отвечавший за безопасность в ТРЦ. Под стражу были взяты гендиректор ООО «Системный интегратор» Игорь Полозиненко, монтировавший охранную и пожарную сигнализацию в «Зимней вишне», а также неназванный сотрудник частной охранной организации (ЧОО) «Центр защиты». Последний, по данным СКР, в момент ЧП почему-то отключил сигнал тревоги в «Зимней вишне». Возможно, уже во вторник по ходатайству СКР они будут арестованы в Кемерово или этапированы для этой процедуры в Москву.
Куда спасаться, никто не показал
По словам специалистов, обычно в крупных торговых центрах устанавливается многоуровневая система, которая состоит из охранно-пожарных сигнализаций (ОПС), автоматических установок пожаротушения (АУПТ) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Через многочисленные датчики все эти системы интегрируются и сводятся воедино с помощью специализированного программного обеспечения на пульт дежурного. Последний же напрямую соединен с дежурными частями подразделений МЧС районного уровня и дежурными офицерами вневедомственной охраны Росгвардии. «Отключить такую сложную систему одному охраннику просто невозможно»,— заявил “Ъ” один из экспертов. Он особо отметил, что попытка отключения системы или же просто отсутствие связи немедленно будут замечены как пожарными, так и полицейскими. Зато технически вполне возможно отключить вручную сирену или систему оповещения посетителей о пожаре, наступлении чрезвычайной ситуации и начинающейся эвакуации.
Якобы все эти действия были проведены кемеровской компанией «Системный интегратор». По крайней мере, именно такие услуги она и предлагает. Отдельно на сайте компании говорится, что под их защитой находятся не только ТРЦ, но и шахты, больницы и другие учреждения. Причем до сих пор за 11 лет существования «Системного интегратора» накоплен большой опыт в обеспечении пожаробезопасности, а на момент трагедии в «Зимней вишне» «Интегратор» обслуживал 217 организаций различного профиля. И за эти годы было предупреждено 34 реальных пожара и пресечено десять попыток ограбления.
Почему все-таки не сработали системы АУПТ, пока не ясно. Их часто называют «пассивными» системами тушения огня. Фактически, по словам специалистов, они вряд ли смогут полностью потушить крупное возгорание, но задержат распространение огня и дадут людям возможность спастись. Речь идет о тушении водой из закрепленных на потолке устройств, подающих мелкокапельную или тонкораспыленную жидкость. Чаще всего, по словам специалистов, такие системы устанавливаются в коридорах или длинных проходах. Кроме того, к пассивным средствам тушения относятся также срабатывающие автоматически под воздействием высокой температуры и дыма баллоны, выбрасывающие порошок, сбивающий пламя. Ранее использовались также устройства с фреоном, но сейчас их практически нет из-за опасности для здоровья окружающих при срабатывании.
Не исключено, что он действовал из лучших побуждений, стремясь не скрыть факт пожара, а опасаясь возникновения паники среди людей. Другой вопрос — почему сотрудники ЧОО не выполнили свои прямые обязанности по организации эвакуации посетителей. В частности, именно они должны были расчищать пути, в том числе и замаскированные. Иногда запасные выходы в ТРЦ или кинотеатрах прикрываются рекламными щитами. При этом они легко могут быть отодвинуты в сторону и отброшены, но об их месторасположении знают только сотрудники администрации и службы безопасности. Интересно при этом, что ранее тренировки по эвакуации в случае пожара в «Зимней вишне» проводились. В частности, последняя учебная тревога там якобы была 14 февраля, когда на улицу успешно вывели всех продавцов и покупателей.
Советник директора Росгвардии Виктора Золотова Александр Хинштейн сообщил “Ъ”, что в Кемерово направлена группа сотрудников Главного управления госконтроля и лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) ведомства. Офицерам поручено проверить работу Центра защиты. Кроме того, по данным источников “Ъ”, претензии могут возникнуть и к сотрудникам местного отдела ЛРР, который должен был контролировать деятельность ЧОО.
«Пожарная нагрузка оказалась запредельной»
Как пояснил “Ъ” высокопоставленный сотрудник МЧС, специализирующийся на обследовании зданий и сооружений, ответственность за гибель людей в «Зимней вишне» должны понести заказчик строительства ТРЦ и его проектировщик. Дело в том, что комплекс является уникальным зданием, поэтому раздел «пожарная безопасность» в его проекте должны были проработать с особой тщательностью. В частности, специалистам требовалось оценить с точки зрения безопасности не только здание в целом, а каждое из его внутренних помещений. Эксперты моделируют ситуацию, когда в торговом павильоне, кинозале или кафе остаются отрезанные огнем люди, и изучают, как будут влиять на них так называемые опасные факторы пожара: высокая температура, отсутствие кислорода, дым, угарный газ, вероятность взрыва. Если хотя бы по одному из параметров помещение не проходит, специалисты должны требовать от застройщика снизить так называемую пожарную нагрузку на помещение: убрать из него горючие материалы, включить в проект систему автоматического дымоудаления, обеспечить дополнительные пути эвакуации и прочее.
Однако противопожарная защита ТРЦ «Зимняя вишня», как пояснил собеседник “Ъ”, не рассчитывалась по науке, а принималась по так называемым техническим условиям для традиционных, разработанных по типовым проектам зданий. При этом заказчик строительства ТРЦ на стадии проектирования не смог даже указать планируемое назначение внутренних помещений: тогда еще не было известно, кто и с какой целью арендует площади. В итоге все они были заявлены в проекте как торговые павильоны — под магазины, соответственно, проектировался и раздел «пожарная безопасность».
В реальности на самом проблемном, с точки зрения пожарных, верхнем этаже оказались кинозалы и игровые помещения для детей, что, по мнению собеседника “Ъ”, уже само по себе стало нарушением. «Пожарная нагрузка в этих помещениях оказалась просто запредельной»,— отметил эксперт. В такой ситуации, по его мнению, проектировщики должны были настоять хотя бы на автономных путях эвакуации с четвертого этажа — дополнительных лестницах, идущих прямо вниз из кинозалов и детского центра. Поскольку их не было, люди с верхних этажей оказались отрезаны от выходов и толкучкой на общих лестницах, которые не были заблокированы.
«У нас же соответствующие разделы в проектах пишут и принимают не профильные специалисты, а вышедшие в отставку пожарные, учредившие профильные ООО, ИЧП и купившие необходимые лицензии,— пояснил эксперт.— В итоге получается, что ТРЦ, подобные "Зимней вишне", стоят по всей стране как факелы, к которым остается только спичку поднести».
Отметим, что «Зимнюю вишню» специалистам было сложно проверить и после ввода ТРЦ в эксплуатацию. Дело в том, что объект общей площадью почти 19 тыс. кв. м числился как предприятие малого бизнеса. К таковым относятся организации, в которых работают не более 100 человек и чей доход не превышает 800 млн руб. в год. По федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» с 1 января 2016-го по 31 декабря 2018 года плановые проверки МЧС в отношении индивидуальных предпринимателей и юрлиц, отнесенных к субъектам малого бизнеса, не проводятся, комментирует юрист правого департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова. По ее словам, исключение может быть сделано только для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), ранее привлекавшихся к административной ответственности за нарушения пожарной безопасности. В целом же до 2019 года МЧС могли провести на объекте только внеплановую проверку, поскольку предприятия торговли, зарегистрированные как субъекты МСП, проверяются на предмет нарушения пожарной безопасности не чаще одного раза в три года, а последняя подобная проверка в сгоревшем ТРЦ проводилась в 2016 году.