Возможно, миф о «немытой России» придумали иностранцы, которые думали, что если народ так часто моется, то он очень грязный. Ведь по сравнению с европейскими крестьянами, мывшимися два раза в жизни — когда рождались и когда умирали, русский мужик как минимум каждую неделю топил баню. А для русской аристократии и подавно вопросы гигиены были важной частью правил хорошего тона.
Понятие «этикет» впервые появилось во Франции при Людовике XIV. Аристократы всех остальных стран, в том числе и России, неукоснительно соблюдали строгие требования, продиктованные французами. И конечно, это касалось не только умения вести себя в обществе, со вкусом одеваться, танцевать, красиво и правильно изъясняться. От аристократов требовалось уделять внимание личной гигиене. Прежде всего, следовало сделать все возможное, чтобы не стать источником неприятного запаха. Существовало строгое правило о смене перчаток. Всякий раз, посетив туалет, аристократу предписывалось менять перчатки. Таким образом, в день каждому из них требовалось не менее шести пар. Не менее важной проблемой считался неприятный запах изо рта. Чтобы избавиться от него, в десны втирали соль или жевали пчелиный воск. А Петр I не только велел стричь бороды боярам, но и приказал им протирать зубы влажной тряпицей и для поддержания их чистоты жевать мел или уголь.
ЛИТЬ ВОДУ
На Руси мылись всегда. Причем не в тазах или кадушках, как в Европе, а под проточной водой. Геродот в V веке до н. э. упоминал, что жители северовостока льют воду на камни и парятся в хижинах. Согласно верованиям славян, бог Перун повелел людям смывать свои грехи струями воды, которая очищала не только тело, но и душу. И они следовали этой заповеди. Летописец Нестор (конец XI — начало XII века), описывая процесс мытья северных славян в бане, называл его «тягостной процедурой», доставлявшей «мучительную радость». А апостол Андрей удивлялся обычаю славян хлестать себя в бане прутьями и обливаться холодной водой, о чем можно прочитать в «Повести временных лет». Правда, чаще всего баню использовали не для мытья, а для того, чтобы согреться. Была она почти в каждом доме. В деревнях это не всегда было отдельной постройкой. Сельские жители парились и мылись в избе в печке, после чего омывались чистой водой. Поэтому в словаре Даля можно найти два понятия: «баниться» — «мыться» и «банить» — «мыть чистой водой».
ПРЕДМЕТ РОСКОШИ
Бани строили не только в сельской местности, были они в городах, усадьбах и дворцах. Супруга Николая I Александра Федоровна любила мыться в бане, а сам царь предпочитал «дождевой аппарат» — что-то вроде душа. В XVIII веке в домах у некоторых богатых аристократов появились первые ванны. Это было очень дорого. К тому же для них требовалась отдельная комната. Эти ванны называли «сапожок». Они имели специальную крышку, которая держала тепло или становилась столиком для чаепития во время мытья. Для слуг ванны были самым настоящим кошмаром. Ведь им надо было натаскать ведрами воду (примерно 45 л), нагреть ее до нужной температуры, а потом вычерпать и снова перетаскать в выгребную яму. К началу XIX века ванны по-прежнему оставались редкостью, ведь большинство квартир находились в доходных домах, хозяева которых не желали тратиться на роскошь, а свою ванну жильцы покупать не хотели, так как переезжать вместе с тяжеленным предметом было неудобно. Когда появились первые водопроводы, они несколько облегчили жизнь слугам, но им по-прежнему приходилось выносить грязную воду в выгребные ямы, так как канализация не справлялась. Воду грели на дровяных печах, а ванны, в зависимости от материального состояния хозяина, были мраморными, эмалированными или жестяными.
БАННЫЙ ДЕНЬ
Менее состоятельные слои населения продолжали мыться в банях. Правда, в некоторых домах владельцы устраивали «общественные ванны», а дворник, как правило, следил за соблюдением графика помывки жильцов. Конечно, бани работали каждый день, но большинство людей приходили туда по субботам. Этот день традиционно считался банным. Еще во время восстания против Лжедмитрия в 1606 году одним из аргументов было, что он «ополячился» — не моется по субботам в бане. Причем заведения были рассчитаны на разный кошелек. Для состоятельных людей они были местом, где можно не только помыться, но и встретиться с друзьями, отдохнуть, обсудить дела. Посещение такой бани стоило 2–3 рубля. Для бедных бани были попроще, за 5 копеек. И хоть постирушки там были запрещены, люди все равно пытались постирать грязную одежду.
ОТХОЖЕЕ МЕСТО
Первый ватерклозет (устройство с проточным смывом) появился в России во времена Петра I, в 1710 году, в Летнем дворце. Чуть позже такое удобство завел у себя Александр Меншиков, а за ним и прочие богатые аристократы. А вот первые общественные туалеты с канализацией были спроектированы Карлом Росси для Зимнего дворца уже в 1826 году. Архитектор расположил их рядом с Георгиевским залом. Конечно, провинциальным дворянам в те времена такое и не снилось. В их домах были так называемые нужные чуланы, где и справляли нужду. Причем обычно имелось два чулана: один для господ, другой для слуг. Их безошибочно можно было найти по запаху. А обычные люди бегали в уличные сортиры с выгребными ямами. В ночное время горожане разных сословий пользовались горшками. Для дворян ночные вазы изготавливались из фаянса, они стыдливо хранились в специальном шкафчике в спальне. По утрам слуги выносили отходы жизнедеятельности в выгребную яму, сосуд мыли и прятали в шкафчик. У простолюдинов же горшки были попроще — металлические. У совсем богатых людей имелись так называемые ретирадные кресла, которые стоили очень дорого. Кресло представляло собой стул со спинкой и подушкой, обтянутой кожей. В сиденье имелось отверстие с крышкой, под которое устанавливался фаянсовый горшок. Этот предмет мебели заказывали известным мастерам, и каждый из них выглядел как произведение искусства.
СТИРКА КАК ПРОЦЕСС
Не всякая одежда могла пережить стирку. Поэтому часто использовали съемные манжеты и вкладыши для подмышек, на подол пришивали кайму, которую просто было заменить. Вообще стирка отнимала много времени и сил. Поэтому стирали в основном постельное или нижнее белье. Чего стоила одна только доставка воды! Белье на сутки замачивали в бадье. У кого не было денег на мыло, пользовались золой, из которой получали щелочь. На другой день белье стирали руками, потом кипятили и несли полоскать, чаще всего на реку или в другой ближайший водоем. Потемневшее белье отбеливали с помощью аммиака: всей семьей мочились в лохань и замачивали там вещи. Если была возможность, стирали прямо в водоемах. Белье расстилали на камнях или досках, а потом буквально выколачивали из него грязь специальным деревянным приспособлением — вальком. Когда стали появляться первые прачечные, многие хозяйки вздохнули с облегчением. Труд прачки был по-настоящему каторжным. Тем не менее к концу XIX века только в Москве работало 8 439 прачек женщин и 127 мужчин.