Очередного раунда противостояния между Кремлем и командой Навального все ждали только в эти выходные. Но российская власть неожиданно ( или, если вдуматься, вполне ожидаемо) нанесла упреждающий удар. Многочисленные обыски у членов семьи и ближайших соратников «великого разоблачителя», задержание на 48 часов Олега Навального, Любови Соболь и других — все это является отражением нового подчеркнуто жесткого курса официальной Москвы.
Суть этого курса высокопоставленный российский чиновник сформулировал мне так: «Те, кто нарушает закон, должны знать: миндальничать с ними никто больше не будет! Все будет по закону!»
За два прошедших десятилетия Кремль успешно сокрушил всех регулярно возникавших внутриполитических оппонентов. С точки зрения команды Путина, Навальный точно не выбьется из этого общего ряда. Но вот уверенности в том, что нейтрализовать угрозу, которую он представляет, удастся быстро, у власти, по моим ощущениям, уже нет.
Кремль привык, что в рядах оппозиции ему противостоят люди, которые любят и умеют хорошо побазарить обо всем и ни о чем, но совершенно не приспособлены к реальной политической борьбе.
Не менее эффективно власть уже давно научилась разоружать и олигархов, возомнивших себя кем-то большим. Например, как много раз мне говорили различные соратники Ходорковского, при всей своей жесткости как бизнесмена в политическом плане Михаил Борисович был и по-прежнему остается очень наивным человеком. Однако сейчас в лице Навального, его команды и его союзников власть столкнулась с по-настоящему умелым и опасным противником.
«Во-первых, надо понять, кто игроки, — заявил на днях в интервью СМИ мой самый любимый российский политолог Евгений Минченко. — Потому что сама по себе эта логика, что есть единая власть и единая оппозиция, искажает восприятие. Внутри власти, очевидно, существуют люди, которые продолжают разыгрывать карту Навального, несмотря на все потенциальные риски, в том числе и для них самих».
Не претендуя на особую глубину понимания внутриэлитных процессов, хочу на этот раз поспорить с уважаемым экспертом. Ставки в игре выросли сейчас настолько сильно, что любая попытка подыграть Навальному равнозначна для фигур внутри власти их немедленному политическому самоубийству.
На мой взгляд, таким опасным оппонентом для власти в 2021 году Навального сделало сочетание нескольких других факторов. «Великого разоблачителя» часто (и надо добавить, не без оснований) упрекают в вождистских и националистических наклонностях.
Мой большой друг, оппозиционный политолог Аббас Галлямов, написал недавно в социальных сетях по этому поводу: «Власти нередко сравнивают Навального с Гитлером. В целом это, конечно, ерунда. Но в одном я бы действительно поставил их рядом. Как и Гитлер, Навальный очень хорошо понимает — вернее, не «понимает», а чувствует — природу лидерства. Именно «чувствует» на бессознательном уровне. Кто не понял, о чем я, пусть прочитает юнговскую «Диагностику диктаторов», там это хорошо описано».
Кроме прекрасно развитого политического нюха Навальный располагает также высокопрофессиональной командой соратников. Чуть выше я уже нарисовал краткий портрет типичного российского оппозиционера. Свита Навального — люди прямо противоположного склада.
Как заявил в разговоре со мной высокопоставленный собеседник из власти, по своему психологическому профилю они напоминают «совершенно отмороженных революционеров царских времен». Важно понимать также, что многие ключевые деятели из окружения Навального находятся сейчас за рубежом — вне досягаемости для российской власти. Например, вещание Навальный Live осуществляется в том числе с территории ФРГ.
За кордоном находится и фигура номер два в команде Навального после самого Навального — Леонид Волков, человек, который недавно так ответил в социальных сетях на упреки по поводу втягивания детей в политику: «Это нормально, что дети неравнодушны к жизни общества. Было бы очень печально, если бы они были равнодушны!»
Возвращению Навального в Россию предшествовало очень качественное продумывание пропагандистской стратегии. Как признают сейчас в неофициальных разговорах в Кремле, власть сейчас по-прежнему находится в положении «человека, который вынужден оправдываться».
Очень большое впечатление на наши верхи произвели и технологические возможности западных союзников Навального. Например, как отметили многие наблюдатели, попытка заставить через социальные сети 12–14-летних подростков выйти на улицу в защиту Навального не достигла своей прямой цели. Тинейджеры оказались «политически несознательными» (разумеется, только с точки зрения команды Навального и лично Леонида Волкова). Но то, как осуществлялись эти неуспешные попытки, не менее важно, чем сам факт их краха.
Социальная сеть TikTok, как известно, принадлежит компании из Пекина. Китай — союзник России в плане политического противостояния США, а также мировой лидер в сфере контроля над Интернетом. Китайцы умеют блокировать «нежелательный политический контент» на раз-два. Но на минувшей неделе в российском сегменте TikTok творилось нечто совершенно невообразимое.
Те же самые внутренние механизмы социальной сети, которые, по идее, должны были убирать нацеленную на подростков агитацию за Навального, на деле ее разгоняли и продвигали. Версий, почему так произошло, несколько. Но самой популярной в российских структурах власти является гипотеза о том, что таким образом американские спецслужбы — в частности, Агентство национальной безопасности — послали «привет» одновременно Москве и Пекину.
Наложение всего этого на недовольство российского общества пандемией и экономическими неурядицами и привело к такому эффекту, который мы наблюдали в прошедшие выходные и, с очень большой вероятностью, будем наблюдать в предстоящий уик-энд.
Как российская власть намерена с этим бороться? Точно так же, как и с коронавирусом — с помощью «прививок». «Три четверти людей, которые вышли на несанкционированные митинги в прошлую субботу, сделали это в первый раз, — сказал мне высокопоставленный собеседник. — Сделанная в 2012 году мощная прививка от подобного рода поведения, видимо, перестала действовать. Пора сделать ее вновь». Во власти клятвенно обещают: все, кто осмеливается нападать на полицейских, очень быстро окажутся в местах не столь отдаленных.
В российских верхах уверены также и в том, что Навальный и его команда все же неверно рассчитали собственные силы и политические ресурсы. «Их настрой напоминает мне Березовского, который любил расхаживать по своему лондонскому кабинету, трясти газетами и изрекать что-то вроде «Смотрите! Теперь и Поволжье тоже восстало!» — сказали мне в одном высоком кабинете.
Но это все прогнозы на будущее. Настоящее состоит в том, что политическое противостояние в России приобрело затяжной характер. Быстро все это точно не кончится — даже притом что Кремлю, как я подозреваю, удастся очень оперативно показать, что в России есть только одна власть и это точно не Навальный.
Иногда говорят, что спокойствие, стабильность и отсутствие кризисов — худшие враги журналистики. Вынужден признать: в этом циничном замечании точно что-то есть. Но как гражданину России мне очень хочется, чтобы страна максимально быстро сделала шаг в сторону от кризиса, чтобы детям дали возможность быть детьми, а не заставляли превращаться в «неравнодушных марионеток». Интересно, долго ли придется ждать осуществления этого желания?