Понятие "цыгане" объединяет около 80 этнических групп по всему миру. 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, на котором были представители из 30 стран планеты. Главным итогом конгресса стало признание цыган "единой нетерриториальной нацией" и принятие их флага и гимна. Цыганский флаг поделен на синее (сверху) и зеленое (снизу) поля, а в центре его - красное колесо (чакра - на санскрите). Зеленое поле - это земля, область материального; а синее - небо, область духовного. Колесо означает вечные скитания цыган по земле, а его расположение в центре равными долями между зеленым и синим полями значит, что цыгане не должны забывать ни о материальных, ни о духовных вещах.
Настоящая история цыган не многим известна и сегодня. Лишь в 1990 году у нас вышла книга Ефима Друца и Алексея Гесслера "Цыгане", где об этом непростом народе была рассказана правда.
Долгое время и в Европе, и в России цыгане считались выходцами из Египта - миф, который они сами отчасти культивировали, заявляя, что они потомки египетских фараонов. Отсюда английское "джипси". "Фараоново племя" назывался рассказ Куприна о цыганах 1911 года. "Фараонами", "фараонками" называли цыган прозаик Петр Боборыкин и поэт Александр Полежаев.
Хотя уже в 1844 году выдающийся немецкий ученый-языковед Август Потт на основании сравнительного языкового анализа убедительно доказал, что родиной цыган является Индия. Наиболее вероятная дата исхода цыган из Индии - это середина V века.
С этого момента начинается трудный и многострадальный путь цыган по Европе. В разные века, в разных странах, исходя из религиозных, социальных, политических причин, но чаще всего в силу простого невежества и предрассудков к цыганам и относились по-разному. Где-то их принимали, как в Греции, а где-то гнали и подвергали фактическому уничтожению. В Испании в 1633 году был издан указ, грозивший цыганам смертной казнью, если они "не сменят свое платье на обычное, не забудут язык и даже свои имена". А по закону 1562 года, изданному английской королевой Елизаветой, гонениям подвергались не только цыгане, но и лица, которые хотя бы один раз у них остановились и вели их образ жизни. У цыган отнимали детей, запрещали браки между цыганами, их называли "грязной расой".
Один из первых отзывов о цыганах в московской рукописи XVII века тоже не вызывает радостных чувств: "Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры". Первое упоминание о русских цыганах относится к XVIII веку, к эпохе Анны Иоанновны, когда был издан указ о денежных сборах с цыган в пользу "слободских полков". В то же время по указу Елизаветы Петровны: "Цыганов в С.-Петербург и близ оного отнюдь не пускать и въезду им не дозволять". Но к чести России, даже самые жестокие меры в отношении цыган у нас не шли ни в какое сравнение с тем, что творилось в Европе, где запросто мог появиться такой указ: "Каждый встреченный на дороге цыган должен быть повешен".
В целом история распространения цыган по всему миру - сложная, увлекательная и во многом трагичная. Понятно одно: это народ, который сохранил себя.
Что же касается русской литературы, она многим обязана цыганской культуре. И дело не только в том, что о цыганах писали почти все наши классики, от Державина и Пушкина до Толстого и Горького. (Цыганами интересовалась и вся мировая литература и даже делала главными героями: "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и "Кармен" Проспера Мериме).
Цыганщина вошла в плоть и кровь русской литературы. Видимо, она отвечала русскому духу - извечной тяге к покорению больших пространств. "Воля", которая отнюдь не соответствует европейскому понятию "свобода", это то, что сближало русскую и цыганскую души. И странным образом первое действительное гениальное произведение о цыганах в России - поэма "Цыганы" Пушкина - закладывало также и этические основы будущей русской литературы. Вспомните, что говорит убийце Земфиры Алеко старый цыган: "Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим". От этого всего лишь несколько шагов до знаменитого выражения Достоевского: "Смирись, гордый человек!"
8 апреля мы отметим не только День цыган, но и День русской литературы
Но и первое же произведение революционера Максима Горького - "Макар Чудра" - тоже начинается с рассуждений старого цыгана: "Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!.. Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько".
Непросто с русской поэзией и песней. То, что без прививки цыганщины не было бы Фета, Григорьева, Полонского, Апухтина, Блока, Заболоцкого - это понятно. И то, что наш народ, подвыпив, распевает "Мой костер в тумане светит..." (стихи Полонского, музыка Пригожего) - тоже понятно. Несложно догадаться и почему хитом фильма "Жестокий романс" Эльдара Рязанова стала песня "За цыганской звездой", в которой "цыганская дочь за любимым в ночь". И хотя далеко не все знают, что это стихи Киплинга, но уж больно песня хороша!
Но то, что всенародно знаменитые "Валенки" в исполнении Лидии Руслановой, одна из самых ее популярных песен на фронтах Великой Отечественной войны, является старинной цыганской песней на мотив саратовских частушек - это меня в свое время поразило! "По морозу босиком к милому ходила..." Вот, оказывается, куда добралась русская цыганщина!
Так что 8 апреля мы отметим не только День цыган, но и День русской литературы.