Восьмой год с 2013 г. Россия находится в социально-экономической стагнации при мизерном увеличении ВВП на душу населения. Реальные доходы населения снижались 5 лет подряд (см. график). Сократились объём розничного товарооборота и конечное потребление домашних хозяйств, несмотря на выданные населению огромные потребительские кредиты, составившие на конец 2019 г. 17,5 трлн руб. Бедность населения значительно возросла.
В этом году нас настигли новые потрясения. Определяющее влияние на наше социально-экономическое развитие оказывают инфекция коронавируса и сокращение вдвое цены на нефть. В отличие от Китая, США и стран ЕС инфекция в России находится в начальной стадии и пока расширяется довольно медленно. Поэтому велика вероятность, что в мае показатели начнут улучшаться и с июня можно будет постепенно возвращаться к обычному режиму работы.
Тем не менее социально-экономические последствия 3–4-месячной инфекции весьма значительны. Уже обвалились транспорт и туризм, на 20% сократились производство электроэнергии и автомобилей. Сокращаются металлургия, финансы, торговля, многие виды услуг. Поэтому нужны значительные средства, чтобы не снизились доходы граждан и не разорился мелкий бизнес, где ожидается банкротство до 3 млн предпринимателей.
В США и странах ЕС на эти цели уже тратится более 2 трлн долл., а в России пока выделено лишь 300 млрд руб. (см. таблицу). По моему мнению, эта сумма должна быть увеличена до 3 трлн руб.
Что нас ждёт?
Сокращение цен на нефть в связи с отказом Саудовской Аравии и стран ОПЕК от российских предложений и категорический отказ России от предложений стран ОПЕК и поиска компромисса приведут всю нашу экономику к кризису. Один из руководителей ЛУКОЙЛа, Леонид Федун, уже назвал последствия для нашей нефтяной промышленности катастрофическими, а для США – победными. И мы не можем, как Трамп, поздравить своё население со сниженными вдвое ценами на бензин и дизельное топливо. Цены у нас на них, как известно, не снижаются. Мало того, Трамп на днях заявил, что США готовы в нужный момент вмешаться в конфликт Саудовской Аравии и России, введя новые санкции против нашей страны. Это приведёт к ещё более серьёзным последствиям.
Убытки от падения цен на нефть уже высоки – при цене 25–30 долл. за баррель РФ теряет миллиарды долларов в месяц. Если это продолжится 10 месяцев, потери в рублях при существующем на сегодня курсе составят 4–5 трлн руб., или 4% годового ВВП. Кроме того, сокращается экспорт нефти. В Китай в январе-феврале он уменьшился на 30%. Идёт сокращение экспорта в европейские страны, куда внедряется Саудовская Аравия с большими скидками даже с пониженной цены нефти. Выручка экспорта природного газа за январь-февраль составила 58% от показателей прошлого года и, по-видимому, будет снижаться дальше.
По моему мнению, во второй половине 2020 г. и, возможно, в 2021 г. нас ждёт рецессия с падением ВВП. Как минимум на 2%. Вместо планируемого повышения доходов будет их сокращение, вместо перехода к экономическому росту – снижение объёмов экономики. И здесь мы не будем одиноки. Уже 1/3 мира вступила в рецессию.
Надо забыть о достигнутых ранее ценах на нефть. Вряд ли в обозримое время нефть поднимется выше 40–45 долл. А спрос на неё коренным образом меняется (см. график).
Ясно, что нужно как можно раньше начать переговоры с Саудовской Аравией и странами ОПЕК, с одной стороны, и США – с другой, чтобы как-то нормализовать цены на нефть. Одновременно, и это самое главное, надо использовать новые источники для дополнительных средств, чтобы компенсировать населению и бизнесу потери от создавшейся ситуации. Я убеждён, что у нашей страны в этом плане огромные внутренние возможности и мы можем их мобилизовать. К примеру, в кризис 2009 г. на антикризисную программу было направлено 11% ВВП.
Где взять деньги?
Во-первых, можно использовать дополнительно до 3 трлн руб. за счёт замены безвозвратного финансирования из федерального и региональных бюджетов средств на развитие окупаемых проектов по статье «Национальная экономика» и частично по другим статьям расходов. Речь идёт о выдаче низкопроцентного кредита под 3–5% годовых с компенсацией крупным банкам значительной доли кредитной ставки. Активы банков – главный денежный мешок страны. В прошлом году они достигли 96 трлн руб. и были в 2,5 раза больше всех государственных средств. 70 трлн руб. составляют активы банков, контролируемых государством. Только в Сбербанке на счетах находится 30 трлн руб., что в 1,5 раза больше размеров федерального бюджета. Результат – будет высвобождено 3 трлн руб. средств консолидированного бюджета, из которых 100 млрд придётся потратить на процентные ставки, а 2,9 трлн могут быть направлены на борьбу с инфекцией и компенсацию потерянных доходов населения и бизнеса.
По примеру развитых стран целесообразно предоставление низкопроцентных кредитов, гарантированных государством. Это наиболее эффективный путь оказания помощи бизнесу, особенно мелкому и среднему, а также и регионам.
Второй крупный источник средств – часть золотовалютных резервов. Без фонда национального благосостояния, часть из которого уже используется, объём резервов превышает 400 млрд долл., из которых 100 млрд можно заимствовать (в кризис 2009 г. при почти таком же объёме золотовалютных резервов государство истратило 211 млрд). 100 млрд долл. – это сегодня 8 трлн руб. Необязательно в 2020 г. использовать всю эту сумму. Оставшихся 300 млрд золотовалютных резервов более чем достаточно для обеспечения финансовой безопасности страны.
Третий источник – возможный облигационный заём в 2–3 трлн руб. для финансирования производства легковых автомобилей и строительства жилья. Семьи, которые хотят купить новые автомобили или приобрести новое жильё на льготных условиях по цене и по процентной ставке автокредита и ипотеки, могли бы приобрести в течение 1–3 лет этот заём в необходимых размерах для покупки машины или жилья. Естественно, этот заём предназначен для финансирования указанных отраслей, и он им крайне выгоден. Люди, в свою очередь, меньше истратят при этом на покупку автомобиля или жилья. Кстати, у населения в России 40 трлн руб. сбережений и ещё сотни млрд долл. хранятся в офшорах и на других зарубежных счетах.
Если этих источников не хватит, можно прибегнуть к заимствованию средств нашим государством. Россия – одна из немногих стран, имеющая внешнеэкономический долг 3%, а внутренний – 15% ВВП. Без всякого риска этот долг может быть повышен до 30–40% (безопасный международный норматив – 60%). Для сравнения: внешний и внутренний долг европейских стран зашкаливает за 150%, США и Японии – за 200%, а Китая – за 250% ВВП. Мы бы могли занять деньги у международных финансовых организаций, отдельных стран, имеющих крупные золотовалютные резервы, у крупнейших банков и инвестиционных фирм.
Считаю очень важным использование этих новых источников дополнительных средств, поскольку они необходимы не только для улучшения нынешней неблагоприятной ситуации, но ещё важнее – в перспективе для преодоления стагнации, перехода на инновационный путь развития, повышения доходов, обеспечения социально-экономического роста на базе научно-технологического перевооружения нашей страны.