Брать животных из приютов в последнее время стали заметно реже – люди не уверены в своем будущем и не хотят принимать ответственность за живое существо. Не последнюю роль играет инфляция: сильно подорожали корма и лекарства. А армию бездомных постоянно пополняют питомцы, выброшенные хозяевами.
Несмотря на действующий с 2018 года закон «Об ответственном обращении с животными», безнадзорных животных в России все еще очень много. Взрослые собаки и кошки на улицах города, щенки и котята – в 99% случаев это бывшие домашние питомцы, утверждает директор центра помощи бездомным животным «Беригиня» Ольга Келли.
Государственные и частные приюты переполнены, отмечает член правления ассоциации «Благополучие животных» Екатерина Кузьменко. Количество обращений от граждан с просьбами взять в приют ставшее ненужным владельцу животное или же его потомство значительно превышает число запросов на прием питомца в семью.
«Люди продолжают оставлять животных. Но причина не в пандемии, не в отъездах, причина – в безответственности, – утверждает координатор благотворительных программ фонда помощи бездомным животным «Рэй» Наталья Цветкова. – Если человек питомцем не дорожит, если это для него не ценность, не член семьи, не друг, то он найдет повод выбросить его на улицу». Владелец на практике не несет почти никаких обязательств по содержанию животного и, соответственно, остается в этом случае безнаказанным.
Действующее законодательство предусматривает для решения проблемы безнадзорных животных метод ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат). Специальные службы занимаются отловом бродячих животных и доставкой в приют. Там их осматривают ветеринары, лечат, избавляют от паразитов, вакцинируют и стерилизуют, а также ставят неснимаемую метку. После этого животное, если оно не агрессивно, возвращают в прежнюю среду обитания.
Утвержденный законом алгоритм гуманного регулирования популяции бесхозных животных доказал свою эффективность, это подтверждает статистика. Во-первых, удалось снизить численность популяции безнадзорных собак в регионах, где ответственно подошли к выполнению программы. Во-вторых, сокращается количество случаев бешенства. В-третьих, большинство регионов фиксируют уменьшение числа укусов людей животными: в Московской области – на 25% за три года, в Сахалинской – на 30% за два года, в Забайкальском крае – на 43% за два года, в Перми – на 53,8% за три года и так далее.
«Происходит значительное снижение накала проблемы, однако метод ОСВВ – обязательное, но не единственное условие для решения проблемы безнадзорности животных. Это не панацея, а предпосылка для преодоления непростого и хронического явления», – подчеркивает Екатерина Кузьменко.
Программа ОСВВ показала эффективность лишь в тех регионах, где ее выполняют добросовестно, обращает внимание директор по GR и PR ассоциации «Благополучие животных» Юлия Трефилова. «Пока одни старались качественно исполнять взятые на себя обязательства, другие бездействовали и в обход закона выбирали расправу над животными», – негодует она.
Москва – один из немногих регионов, где действует система муниципальных приютов, а также открыто множество частных. При этом первым, несмотря на хорошее финансирование, не хватает грамотной организации работы и прозрачности, а вторым – постоянного и достаточного потока средств и административного ресурса. Парадоксально, но объединить усилия они не могут – не позволяет бюрократическая машина.
Очень много регионов, где проигнорировали закон и либо вообще не проводили программу ОСВВ, либо проводили ее некачественно. Тендеры выигрывали фирмы-однодневки или непрофильные организации, которые никогда не занимались бездомными животными. В итоге деньги разворовываются, программа работает лишь на бумаге, и результата нет. «Люди нам пишут: у нас по городу бегают собаки с бирками и рожают щенков. То есть собаку отловили и повесили бирку, но на самом деле не стерилизовали», – объясняет Цветкова.
Одна кошка может принести до восьми котят несколько раз за год. То же относится и к собакам. «Приютов не будет достаточно, пока обязательная стерилизация бездомных и домашних животных не будет введена на государственном уровне», – подчеркивает эксперт.
Важно понимать, что программа ОСВВ не решает проблему безнадзорных животных, а лишь позволяет взять под контроль их рождаемость. Она нужна потому, что в России долгое время никто не занимался этими вопросами. Если стоит цель гуманно решить проблему, то нужно строить приюты, но это лишь первый пункт из комплекса необходимых мер.
В последние годы россияне стали оказывать значительно больше поддержки благотворительным фондам. Например, пользуется популярностью программа корпоративной благотворительности фонда «Рэй», в рамках которой целые коллективы не просто жертвуют деньги на животных, но и помогают приютам по мере сил. «Если не можешь взять животное к себе домой, не можешь поехать в приют, это не значит, что ты не можешь помочь, – объясняет Цветкова. – Помогать можно, не выходя из дома, находясь в другом городе или в другой стране, выделяя 15 минут в неделю. И мы рассказываем, как это делать».
Востребованы и информационно-просветительские программы. В частности, образовательный проект «РэйАкадемия» делится видеолекциями по широкому кругу тем, связанных с животными, практическими советами от ветеринарных врачей и кинологов-зоопсихологов. В такой информации нуждаются все владельцы животных. «Это помощь в том числе для тех регионов, где еще не сильно развиты ветеринария и зоопсихология, не такая высокая культура содержания животных. Люди могут получить информацию и дальше распространять среди своих друзей и соседей, транслировать гуманный подход», – надеется Наталья Цветкова.
Благотворительные фонды и волонтеры делают все, что могут, для спасения бездомных животных, но без поддержки государства им не справиться. Ни сотни, ни даже тысячи приютов не смогут вместить всех питомцев, которых бросили люди. Именно человек должен являться точкой приложения усилий в решении проблемы безнадзорных животных, уверена Екатерина Кузьменко.
Домашний питомец – это не игрушка, в которую можно поиграть, сломать ее и выбросить. Нужно фундаментально менять отношение к вопросам заведения и содержания животных, вести постоянную просветительскую работу, взращивать культуру ответственного обращения. И подкреплять это законодательно.
Добиться сокращения численности бездомных животных можно только при совокупности мер, уверена Ольга Келли. Помимо продолжения программы ОСВВ должны стать обязательными регистрация домашних животных (чипирование), их массовая стерилизация, установление ответственности за отказ от животного (выбрасывание на улицу). Плюс контроль за племенным разведением. Пока не совместить все эти условия, каждая из программ по отдельности не будет эффективна на 100%.