Рамзан Кадыров впервые предстал перед широкой публикой после убийства отца в мае 2004 года, когда его доставили в Кремль прямо в спортивном костюме. С этого момента он превратился в Кадырова-политика. И когда 3 марта этого года Путин внезапно встретился с 17-летним сыном Кадырова Ахматом, многие увидели в этом некий символизм. Хотя вряд ли кто-то всерьез полагал, что подросток Кадыров, «случись что», заменит отца.
Тем не менее именно с этого момента слухи о тяжелом состоянии здоровья главы Чечни, проскакивавшие и ранее, приобрели системный характер.
Тогда западные СМИ со ссылкой на экс-вице-премьера Чечни Ахмеда Закаева писали, что Кадыров тяжело болен. Официальных подтверждений не было, но сам Кадыров в этом году уходил в отпуск трижды – в январе, в апреле и в июне. В отпуске он находится и в настоящее время, его обязанности временно исполняет председатель правительства республики Муслим Хучиев.
Кадыров на слухи о его здоровье периодически публиковал ролики с собственным участием, дабы показать, что жив и здравствует, но со временем они стали давать обратный эффект. Видно было, что «дон» (так Кадырова прозвали за частое употребление этого слова-паразита) сильно набирает вес и речь дается ему с трудом.
И вот 15 сентября в чеченских телеграм-каналах появились сообщения, что Кадыров в коме, что чуть позже подтвердил представитель ГУР Андрей Юсов.
17 сентября чеченский правозащитник Абубакар Янгулбаев вообще написал, что Кадыров умер. Вслед за этим в телеграме Кадырова появился ролик с живым «доном», гуляющим под дождем предположительно по своему поместью в Грозном. По данным метеослужб, там действительно шел дождь. Но на общественное мнение ролик особо не повлиял, и с тех пор Кадыров «умирает» порой по несколько раз на дню. «У Кадырова началось отторжение почек пару дней назад, – написал, например, 19 сентября в Х бывший вице-президент ЮКОСА Леонид Невзлин*. – Скорее всего, но не точно, их пересадили в Эмиратах ранее местные врачи, которые, как известно, его вели уже не менее года-полутора. В любом случае в соответствии с протоколом его ввели в искусственную кому. Далее – не могу гарантировать – врачи в ЦКБ констатировали умирание мозга. И вызвали срочно врачей из Эмиратов. Они там и уже колдуют над ним... Я не могу исключить как игру в «смерть» в интересах Кремля, так и реальную смерть Кадырова».
Диагноз от иноагентов
– Эти слухи однозначно выгодны только врагам России, которые рассматривают Рамзана Кадырова как одну из основ государственности и целостности РФ, – предсказуемо прокомментировал ситуацию политолог Сергей Марков. – Я склонен верить Алексею Венедиктову*, который вхож во многие кабинеты, несмотря на то, что он иноагент. Он считает, что у Рамзана Кадырова болезнь почек, которая не смертельная, но требует постоянных визитов к врачу для гемодиализа.
Алексей Венедиктов* в разгар «умираний» Кадырова написал в своем телеграме, что у главы Чечни «типичная тяжелая почечная недостаточность». «Если предположить, что Кадырову нужен регулярный гемодиализ, то ничего удивительного нет ни в его пропаданиях, ни во внешнем виде, ни в необходимости периодически бывать в больнице, – прокомментировал это политолог Федор Крашенинников*. – Понятно, что такие болячки не кончаются выздоровлением, но и длиться этот больничный сериал может долго».
Тут возникает еще один вопрос: зачем летать на гемодиализ непременно в Москву (бизнесджет Кадырова, по данным сервисов, отслеживающих перелеты, в сентябре несколько раз прилетал в столицу), почему отнюдь не экзотическую процедуру нельзя провести в Грозном? Но он остается открытым. Поэтому сразу можно перейти к следующему вопросу: что будет с Чечней и кто ее возглавит, «если вдруг что»?
Как скажет Путин, так и будет
– Я бы обратил внимание на то, что ситуация с руководством Чечни просчитывалась уже достаточно давно, – говорит политолог Алексей Мухин. – К ней оказались готовы, в последнее время происходило много награждений чеченских деятелей из окружения Кадырова. Это был верный признак того, что все может поменяться. Я не вижу причин для сильной турбулентности. Представители окружения Кадырова очень тесно встроены во властные вертикали. И причиной турбулентности может стать только резкое и мощное воздействие извне. Прогнозировать такой вариант я бы тоже не стал. Никаких имен, конечно, сейчас назвать невозможно. У меня, само собой, есть список, но пока я его не могу озвучить...
По закону Чечни в случае досрочного прекращения полномочий главы Совет республики в течение двух недель назначает досрочные выборы. Впрочем, понятно, что выбирать будут кандидата, утвержденного в Кремле. Как считают многие эксперты, в Чечне любой подобный кандидат будет принят без последствий. Среди таковых часто называют депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова, главу чеченского парламента Магомеда Даудова и вице-премьера Чечни, командира отряда СОБР «Ахмат» Абузайда Висмурадова.
У старших детей Кадырова – сына Ахмата и дочери Айшат – попасть в кандидаты шансы невелики: по законам республики кандидат на должность ее главы должен достичь 30 лет. Ребятам придется либо резко состариться, либо немного подождать. Кандидат должен выдвигаться от какой-нибудь партии, желательно парламентской, и точно не от «Яблока». Самовыдвижение в Чечне исключено.
Алексей Мухин выше намекнул, что кандидатом в пре емники Кадырова может стать кто-то из недавно награжденных президентом. Так вот, буквально на днях Путин вручил ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени министру ЧР по национальной политике Ахмеду Дудаеву, а мэру Грозного Хас-Магомеду Кадырову и министру здравоохранения ЧР Сулейману Лорсанову – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Всех троих Кадыров называет братьями. Если вести «мавзолейную аналитику» по степени престижности наград, то у Ахмеда Дудаева шансы вполне себе велики. Но и это не все кандидаты.
– Сейчас обязанности Кадырова, пока он в отпуске, исполняет председатель правительства Муслим Хучиев, – говорит политолог Сергей Марков. – Вот он, возможно, и будет вместо него. Но система власти в республике, вероятно, будет более распределенной. Проще говоря, на место главы республики придет политбюро. Впрочем, фактический глава Чечни все-таки Путин. Кого он назовет, тот и будет руководить.
Реакция некоторых политических деятелей невольно заставила вспомнить ситуацию с Андроповым или Черненко: когда коммунистические вожди лежали при смерти, а политбюро изо всех сил делало вид, что ничего не происходит.
– Человек жив, работает, нигде никаких объявлений нет, и гадать я не хочу! – заявил «Собеседнику» председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
– Даже если у него есть какие-то проблемы со здоровьем, будем исходить из пожелания ему всего самого наилучшего и скорейшего выздоровления, – сказал депутат Госдумы Ярослав Нилов. По мнению политика Максима Шевченко, происходящее с Рамзаном Кадыровым вообще никак не влияет на ситуацию в стране:
– Вот если с Путиным что-то случится, будет неприятная ситуация, а здесь – кто готов к позиции главы Чечни, тот и заменит. Чеченская Республика полностью вписана в систему отношений экономических и силовых элит РФ. Вообще я не понимаю, почему мы должны следить за состоянием его здоровья, как за бюллетенем товарища Сталина?
*Признан иноагентом в РФ.